logo
О

Задания и упражнения

Задание 1.Какими методами сбора информации можно воспользоваться для определения:

• партийной ориентации человека или социальной группы;

• качества образовательного процесса в высшем учебном заведении;

• мотивов электорального предпочтения в регионе;

• тенденций и характера изменения элиты российского общества;

• отношения мировых государств к военным действиям в Ираке;

• процесса адаптации школьников первых классов к учебе;

• особенности жизненного пути ученого‑исследователя;

• влияния проводимой жилищно‑коммунальной реформы на уровень жизни населения с разных точек зрения: населения, общественных организаций, органов власти, отвечающих за ее проведение.

Вопросы к заданию:

1. Поясните свой ответ с изложением характеристик соответствующих методов.

2. Объясните механизм использования метода сбора информации в каждом случае.

3. Можно ли использовать несколько методов сбора информации для одного исследования из приведенных выше примеров?

4. Информацию какого рода необходимо и возможно собрать для каждого отдельного случая?

5. Следует ли в последнем примере использовать разные методы или нет? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2.В ходе исследования взаимосвязи продолжительности брака и количества разводов были получены следующие данные:

6 пар развелись после 15 лет совместного проживания,

4 пары – после 14,

3 – после 13,

1 – после 12,

2 – после 11,

3 – после 10,

4 – после 9,

3 – после 8,

2 – после 6,

7 – после 5,

6 – после 4,

5 – после 3,

8 – после 3,

13 – после 2,

9 – после одного года.

Вопросы к заданию:

1. Произведите типологизацию полученных данных, построив соответствующую таблицу с необходимой для обобщения результатов исследования базой данных.

2. Можно ли на основе соответствующих данных сформулировать эмпирическую закономерность?

3. Насколько полученные результаты при данных условиях можно считать достоверными?

Задание 3.Проанализируйте встречающиеся на практике методы обобщения информации. Заполните табл. 6.1 по указанным позициям.

Задание 4.Для определения рейтинга телеканалов в новогоднюю ночь путем телефонного опроса были опрошены 46 тыс. человек с целью определения того, какому телеканалу в этот период были отданы предпочтения.

Результаты опроса оказались такими: 10 тыс. человек остановили выбор на первом канале, 12 – на втором (Россия), 8 – на НТВ, 4 – на СТС, 2 – на REN‑TV, 1 – на TНT, 1 – на прочих каналах и 2 тыс. человек отметили отсутствие привязанности к какому‑либо каналу.

Вопросы к заданию:

1. Как на основе представленных данных можно вычислить рейтинг телеканала? Сформулируйте этот способ и произведите расчет полученных рейтингов.

2. Какими параметрами должна располагать выборочная совокупность в рамках этого исследования?

3. Можно ли рассматривать данный размер выборочной совокупности оптимальным, если эксперты оценивают телеаудиторию в новогоднюю ночь в 92 млн человек?

Задание 5.Проведите контент‑анализ «Российской газеты» за последнее полугодие 2005 г.

Цель исследования – выяснить, насколько полно газета отражает социально‑политические интересы своих читателей. С помощью анкетного опроса предварительно были выявлены социальные и политические темы, интересующие читателей, а именно: проведение социальной реформы, информационные и образовательные процессы, социокультурные процессы, административная реформа власти, внешнеполитическая обстановка. Необходимо определить, насколько эти предпочтения читателей отражены в публикациях данной газеты за последнее полугодие 2005 г.

Вопросы к заданию:

1. Составьте структурно‑логическую схему контент‑анализа по следующим позициям:

• сформулируйте задачи, гипотезы исследования;

• определите объект и предмет исследования;

• обоснуйте необходимость выборки и ее объем;

• выделите возможные категории анализа;

• определите единицы анализа и единицы счета, совпадут ли они в данном случае;

• проведите анализ номеров газеты, которые вошли в выборку.

2. Обобщите полученные данные, сделайте практические выводы.

Задание 6.Для подготовки проведения контент‑анализа определите возможную совокупность сообщений, включающую: тип сообщений, продуцент сообщений, объем сообщений, время появления сообщений, частоту появления сообщений, способ распространения сообщений для каждого примера:

• динамика снижения рождаемости в государстве в 1990‑е гг.;

• освещение в региональных газетах последней предвыборной кампании губернатора;

• состояние общественного восприятия политических изменений, которые происходят в российско‑белорусских отношениях в начале XXI в.;

• отношение учителей и родителей к эксперименту по введению в школах Единого государственного экзамена;

• федеральный бюджетный процесс 2005 г.;

• освещение в СМИ этапов проведения социальной реформы;

• проблемы интеграции России в мировое экономическое сообщество.

Вопросы к заданию:

1. Какие материальные носители информации могут быть использованы в каждом примере?

2. Сформулируйте для каждого примера группу основных категорий для анализа.

3. Определите, в каком случае контент‑анализ может являться содержательным, а в каком – структурным?

4. В чем ограниченность контент‑анализа и как ее преодолеть?

Задание 7.Установите ключевые слова, которые необходимы для проведения контент‑анализа, на основе следующих примеров:

• определение высшего учебного заведения в регионе, которое наиболее плодотворно занимается подготовкой собственных научных кадров, если судить по количеству успешно защищенных диссертаций;

• насколько американского президента интересует российско‑американское экономическое сотрудничество;

• какая страна занимает наиболее миротворческую позицию по вопросам урегулирования иракского военного конфликта, исходя из выступлений ее представителей в ООН за последний год;

• возможные проблемы реализации нового Федерального закона «Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации», освещаемые СМИ.

Вопросы к заданию:

1. Какие ошибки могут возникать при использовании в контент‑анализе ключевых слов в качестве единицы анализа? Аргументируйте свой ответ на основе приведенных примеров.

2. Насколько вообще целесообразно использование контент‑анализа в исследовании представленных примеров?

3. Какие другие методы сбора информации можно использовать с целью получения исчерпывающей информации по представленным проблемам?

Задание 8.Приведите положительные и отрицательные характеристики места проведения очного опроса или интервью в случаях, если исследование проводится:

• на рабочем месте респондента;

• на квартире респондента;

• на улице;

• в социологической лаборатории.

Вопросы к заданию:

1. Что необходимо принимать во внимание при выборе места проведения опроса?

2. Сформулируйте критерии благоприятной и неблагоприятной обстановки для проведения очного опроса или интервью.

3. Каким образом можно снизить влияние негативного восприятия респондентом того или иного места проведения опроса или интервью с целью обеспечения надежности и достоверности исследования?

4. Может ли «фактор места» обусловить неискренность респондента?

Задание 9.В каких методах фактологического обеспечения процесса исследования основу может составить следующая информация:

• материалы архивов;

• протоколы заседаний;

• личные письма;

• правительственные документы;

• данные статистики;

• кинодокументы;

• магнитофонные записи;

• автобиографии.

Вопросы к заданию:

1. По каким критериям можно классифицировать данную информацию?

2. Какие социальные факты могут быть извлечены из данной информации?

3. Какая дополнительная информация, не представленная выше, может составить основу научных исследований?

Задание 10.Заполните собственный дневник (хронокарту) использования времени в течение суток или недели и проанализируйте его. Затраты времени должны фиксироваться в дневнике в минутах с 0:00 часов до 24:00 каждые 5 минут. Начните заполнение дневника с буднего дня, постоянно носите его с собой, регулярно отмечайте все виды деятельности, которые имели место в течение суток, недели, не оставляйте заполнение дневника на конец дня. При совмещенных затратах времени (например, чтение при поездке на учебу) количество времени учитывайте по основному виду деятельности (время поездки на учебу).

Вопросы к заданию:

1. Что это за метод исследования? Каких целей можно с его помощью достигать?

2. На основе своего исследования сгруппируйте затраты вашего времени следующим образом:

• учебное время (время непосредственной учебной деятельности: в вузе и дома, подготовки к ней, передвижения на место учебы и домой, отдыха в этот период);

• время удовлетворения естественно‑физиологических потребностей (время сна, приема пищи, туалета, гигиены);

• время удовлетворения бытовых потребностей (время на покупку продуктов и промышленных товаров, приготовление пищи, уборку квартиры, стирку и т. д.);

• свободное время (время интеллектуального, физического, эмоционального и эстетического развития, общественно‑политической деятельности и т. д.).

3. Подсчитайте, какой удельный вес (в процентах) приходится на ту или иную группу временных затрат от 24 часов (1440 минут)?

Если период наблюдения составляет не сутки, а неделю, вычислите бюджет времени за каждые сутки, а на основании семи суточных бюджетов определите среднесуточный бюджет.

4. Распишите и подсчитайте время, которое приходится на тот или иной вид деятельности в рамках каждой группы затрат времени в минутах и в процентах.

5. Оцените, насколько рационально вы расходуете свое время. Имеются ли в вашем распорядке дня неоправданные потери времени? Попробуйте на основе данной работы определить пути оптимизации своего образа жизни.

6. После учета неоправданных потерь времени проведите повторное исследование через два‑три месяца и сравните результаты.

Задание 11.Какие недостатки вы усматриваете в представленной ниже (рис. 6.1) последовательности в исследовании проблемы?

Задание 12.Определите для приведенного ниже ряда проблем адекватный метод сбора информации и сформулируйте ожидаемые результаты (табл. 6.2).

Задание 13.Заполните сравнительную таблицу методов фактологического обеспечения исследовательского процесса (табл. 6.3).

Задание 14.Планируется проведение экспериментального исследования на предмет оценки муниципальными служащими хода реформы местного самоуправления до и после введения нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопросы к заданию:

1. Выделите возможные цели и задачи эксперимента.

2. Какие категории респондентов будут выступать в качестве экспериментальной и контрольной групп?

3. Выделите существенные признаки, которые должны быть заложены в механизм выравнивания экспериментальных и контрольных групп. Сформируйте эти группы.

4. Каким по характеру предмета исследования является данный эксперимент?

Задание 15.Заполните сравнительную таблицу по видам опроса на основе положительных и отрицательных характеристик каждого вида (табл. 6.4).

Задание 16.Определите ошибки в формулировке следующих вопросов интервью и исправьте их.

• За кого вы голосовали на последних выборах?

• Жаловались ли вы когда‑либо на организации жилищно‑коммунального хозяйства?

• Как вы считаете, действительно ли подготовка студентов в высших учебных заведениях находится на невысоком уровне?

• Вы согласны с проводимой в государстве реформой жилищно‑коммунального хозяйства?

• Как вы считаете, региональщики смогут сформировать бездефицитный бюджет в этом году?

• Если бы выборы президента проходили сейчас, а не через год, как должно быть, как вы думаете, за кого из кандидатов вы отдали бы свой голос?

• Как вы считаете, необходимо ли финансировать территориальное общественное самоуправление за счет бюджетных средств или же важно предоставить органам территориального общественного самоуправления большую степень финансовой самостоятельности?

• Как вы думаете, большинство электората одобрит политическое иждивенчество и субъективизм некоторых избирателей?

• Вы считаете, Министерство образования не должно вводить обучение детей в начальной школе с 6 лет?

Задание 17.Проведите в квадрантах табл. 6.5 анализ формулировок вопросов с точки зрения их доступности и корректности для разных категорий респондентов. Каким образом можно скорректировать формулировки вопросов в случае необходимости проведения опроса для выделенных групп респондентов?

Задание 18.Обоснуйте возможность и необходимость использования эксперимента для исследования по следующим темам.

• Эффективность форм повышения квалификации муниципальных служащих.

• Факторы, обусловливающие темпы проведения муниципальной реформы.

• Стиль деятельности органов местного самоуправления.

• Влияние компьютеризации учебного процесса на качество знаний студентов.

Вопросы к заданию:

1. Какие виды эксперимента применимы в этих случаях?

2. Составьте для данных тем исследования модели групп, представляющих изучаемые объекты, из которых предполагается провести отбор экспериментальной и контрольной групп. Выберите метод формирования групп и проведите отбор.