Задания и упражнения
Задание 1.О каких методах экспертных опросов идет речь в представленных ниже отрывках?
1. Обсуждение поставленной задачи реализуется в виде судебного процесса: моделируется «процесс над проблемой». Выбираются «адвокат», «прокурор», «суд», «присяжные» и другие участники «процесса». Каждый отстаивает свою точку зрения, касающуюся анализируемого или прогнозируемого явления, аргументируя свои высказывания. Окончательный вердикт об исследуемой проблеме определяется в два этапа: голосование «присяжных» и конкретизация решения «судьями».
2. Метод представляет собой заочный и анонимный опрос экспертной группыв несколько туров с согласованием мнений экспертов. Экспертам предлагаются опросные листы по исследуемой проблеме. Степень стандартизированности вопросов может быть различна: вопросы могут быть как закрытыми, так и открытыми, подразумевать как количественный, так и качественный ответ. Возможны вариации и в аргументации и в обосновании экспертных оценок(что может быть обязательным или нет). Как правило, обсуждение вынесенных сюда проблем проводится в 2–3 тура, причем при повторных опросахэкспертам предлагается ознакомиться либо с мнениями и аргументами каждого эксперта, либо со средней оценкой. На повторных турах эксперты могут поменять свою оценку, приняв во внимание аргументы коллег, а могут остаться при прежнем мнении и высказать обоснованную критику других оценок. Существуют различные методики согласования экспертных оценок: с учетом (или без) квалификации экспертов (как весовых коэффициентов), с отбрасыванием (или без) крайних оценок и др. Метод имеет весьма существенные достоинства, которые иногда делают его незаменимым.
3. Метод реализуется в два этапа. Первый этап носит название «конференции идей», его длительность составляет примерно 1–1,5 часа. В ходе этого этапа эксперты выдвигают различные идеи, касающиеся трактовки анализируемой ситуации и или прогноза развития явления. Идеи заносятся в протокол, но не обсуждаются, не критикуются. При этом идеи могут быть самыми разными, в том числе и «сумасшедшими». Главенствует принцип: чем больше идей, тем лучше. После перерыва, на втором этапе, идеи обсуждаются, оцениваются, и выбираются те из них, которые признаются наиболее верными. Окончательный вердикт по проблеме может быть принят путем явного или неявного голосования. Процедуры генерации и обсуждения идей могут быть в большей или меньшей степени формализованы.
4. Использование метода предполагает хорошо развитое воображение участников. Составной частью метода является обсуждение проблемы, которая связана не столько с предметом исследуемого процесса, сколько с его образом, выраженном в объекте‑аналоге. Психологическая отстраненность в отношении объекта исследования призвана предельно объективировать сферу научно‑исследовательского интереса и сформировать особое представление у каждой из групп, участвующих в таком обсуждении.
Вопросы к заданию:
1. В каких случаях целесообразно применять тот или иной метод?
2. Сформулируйте недостатки каждого из них.
3. Какие дополнительные изменения можно внести в технологию организации с тем, чтобы расширить ее эвристические возможности?
Задание 2.Проведите в студенческой группе экспертное исследование с использованием метода судов по следующим тематикам:
1) эффективность образовательной реформы;
2) повышение качества знаний студентов.
Группа делится на две части: «критиков» и «адвокатов». Для каждой темы формулируются гипотезы исследования, аргументы опровержения гипотезы и ее защиты. По результатам исследования необходимо ответить на следующие вопросы:
1) аргументацию какой стороны – «защиты» или «обвинения» – легче построить исходя из объективных оценок и почему?
2) какая информация и как была использована группами при построении аргументации?
Задание 3.При рассмотрении вопроса о целесообразности перехода на новую систему расчетов за жилищно‑коммунальные услуги мнения экспертов в отношении такого перехода распределились следующим образом (табл. 11.3).
Вопросы к заданию:
1. Произведите расчет по одному из возможных способов экспертной оценки и определите наиболее оптимальный выбор.
2. Определите степень консолидированности мнений экспертов.
Задание 4.Рассматривая альтернативные варианты вложения освободившихся в бюджете средств, учитывая не только степень важности альтернативы, но и ее практическую реализуемость, эксперты произвели следующую оценку, основываясь на 5‑балльной шкале для «важности» и 10‑балльной – для «практической реализуемости» (табл. 11.4).
Вопросы к заданию:
1. Определите наиболее оптимальный вариант в принятии соответствующего решения.
2. С целью определения более точной оценки составляющей «практическая реализуемость» представьте шкалу, позволяющую наиболее эффективно произвести измерение этого фактора.
3. Определите степень консолидации мнений экспертов по данной проблеме.
Задание 5.Определяя целесообразность применения в новых условиях имеющегося в распоряжении предприятия имущества, эксперты провели сравнительный анализ вариантов его использования и пришли к выводу, который можно определить на основе следующих значений:
Альтернатива 1: отдать в долгосрочную аренду. Альтернатива 2: продать.
Альтернатива 3: передать во временное пользование. Альтернатива 4: оставить все как было.
1 эксперт
1>2, 1<3, 1<4, 2<3, 2<4, 3>4.
2 эксперт
1>2, 1>3, 1>4, 2<3, 2<4, 3>4.
3 эксперт
1<2, 1<3, 1<4, 2>3, 2>4, 3>4.
4 эксперт
1>2, 1<3, 1>4, 2<3, 2<4, 3<433.
Вопросы к заданию:
1. Определите наиболее оптимальный вариант выбора.
2. Дайте оценку деятельности экспертов в решении данной задачи.
3. Определите, насколько консолидированным является мнение экспертов.
Задание 6.При анализе обустройства приграничных с Казахстаном территорий Омской области проверка показала, что наличие кадровой и технической оснащенности различных районов может быть оценено следующим образом:
• Называевский – 76 %;
• Исилькульский – 86 %;
• Павлоградский – 75 %;
• Полтавский – 73 %;
• Одесский – 68 %;
• Москаленский – 64 %.
В то же время опрос 10 экспертов показал, что социально‑экономическое состояние районов крайне неоднородно, что обязательно должно учитываться при оценке пограничного статуса территории. Кроме того, во внимание следует принимать и степень социально‑экономического состояния приграничных с данными районами областей Казахстана, которая измеряется двумя факторами – социальной обеспеченностью территории и характером миграционной активности. С учетом этих обстоятельств эксперты дополнительно сформулировали весовые коэффициенты, учитывающие эту специфику для каждого из районов Омской области в диапазоне шкалы от 1 (высокая обеспеченность, низкая миграционная активность) до 0 (низкая обеспеченность, высокая миграционная активность). Результаты экспертного опроса иллюстрирует табл. 11.5.
Вопросы к заданию:
1. Определите возможный математический способ вычисления рейтинга района по уровню пограничного статуса. Представьте формулу расчета.
2. Произведите вычисления, необходимые для определения этого рейтинга. Интерпретируйте результат.
3. Оцените по данным табл. 11.5 степень согласованности между экспертами и дайте краткую характеристику каждому из экспертов.
4. Оцените саму целесообразность в проведении такой экспертизы с учетом полученных при экспертном опросе результатов.
Задание 7.Сформулируйте требования к подбору экспертов для проведения исследования по темам:
• оценка процесса реформирования налоговой системы в условиях экономического кризиса;
• эффективность самостоятельной работы студентов и ее влияние на качество получаемых знаний;
• высокая текучесть кадров на предприятии;
• всплеск молодежной преступности в микрорайоне;
• правовая оценка последствий вступления в силу федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»;
• кризис сбытовой политики предприятия, специализирующегося на реализации печатной продукции;
• формирование тарифной политики муниципалитета.
Задание 8.В ходе исследования факторов общественной безопасности и с целью корректировки правоохранительной деятельности в регионе эксперты следующим образом определили влияние того или иного фактора на существующий в регионе уровень общественной безопасности (табл. 11.6).
Вопросы к заданию:
1. Проранжируйте данные факторы и сформулируйте базирующиеся на таком исследовании приоритеты.
2. Какие статистические методы целесообразно использовать для обобщения коллективного метода экспертов?
3. Постройте на основе полученных данных когнитивную карту.
Задание 9.Муниципалитету необходимо произвести закупку большой партии школьной мебели. Однако цены на данную продукцию постоянно меняются. В настоящее время цена на стандартные парты составляет 1,5 тыс. руб. за единицу, завтра она может быть либо снижена до 1 тыс. руб., либо увеличена до 2 тыс. руб. В случае привлечения эксперта для профессионального прогноза данной ситуации необходимо учитывать то обстоятельство, что чем надежнее будет этот прогноз, тем дороже окажется плата за экспертизу. В табл. 11.7 представлены данные об оценке качества услуг различных экспертов, соразмерные получаемым ими комиссионным.
Вопросы к заданию:
1. Какого эксперта выгоднее всего привлечь муниципалитету?
2. Насколько вообще целесообразно в этом случае привлечение экспертов?
3. Какие дополнительные характеристики необходимо ввести к имеющимся для эффективного отбора эксперта?
Задание 10.В историю вошел спор между Галилео Галилеем и его современником Ноццилино о точности оценок стоимости лошади, которую один из оценщиков оценил в 10 эскудо, а другой – в 1000 эскудо. Фактически же лошадь была продана за 100 эскудо. Ноццилино утверждал, что оценка первого оценщика точнее, поскольку он ошибся на 90 эскудо, в то время как второй оценщик ошибся на 900 эскудо.
Вопросы к заданию:
1. Сформулируйте критерий, который положил в основу своей позиции Ноццилино.
2. Определите, какую позицию в этом споре занял великий Галилео.
3. Какой контрдовод относительно точки зрения Ноццилино выдвинул Галилео?
4. Какие критерии чаще всего превалируют при выборе экспертных решений?
- Тема 1. Предмет и основные проблемы исследования социально‑экономических и политических процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Процесс или явление?
- Ситуация 2. Классификационные признаки процесса
- Ситуация 3. Динамика социальных изменений
- Ситуация 4. Бюджетный процесс
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 2. Природа научного исследования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Соотношение идиографического и номотетического методов
- Ситуация 2. Роль языка в научных исследованиях
- Ситуация 3. Методология эссенциализма как основа социального знания
- Ситуация 4. Специфика социальной науки
- Ситуация 5. Анализ программы Министерства экономического развития и торговли
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Постиндустриальное общество
- Ситуация 2. Экономическая наука в отраженном свете нобелевских премий
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 4. Логическая структура системных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Системные основы экологического порядка
- Ситуация 2. Сущность социальной системы
- Ситуация 3. «Сибирское проклятие» как предмет системной оценки
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 5. Научно‑исследовательские программы и проекты, их цели и ресурсное обеспечение
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программа развития шахтерских монопрофильных городов
- Ситуация 2. Проект организации «Центра исследования проблем государственного и муниципального управления»
- Ситуация 3. Программа комплексного социально‑экономического развития г. Тольятти
- Ситуация 4. Государственная программа esop
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 6. Фактологическая база научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. В ожидании грядущих реформ
- Ситуация 2. Политические последствия управленческих решений
- Ситуация 3. Пример использования контент‑анализа по освещению проблем местного самоуправления и жилищно‑коммунальной реформы
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 7. Организационные меры в проведении научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программные методы управления на оао «Северсталь»
- Ситуация 2. Организация исследования в мгту им. Н. Э. Баумана
- Ситуация 3. Организация постоянных сетей интервьюеров в Мичиганском университете
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 8. Методы анализа
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экономические отношения между субъектами Российской Федерации
- Ситуация 2. Проблемная ситуация на предприятии
- Ситуация 3. Менталитет как предмет маркетинговых исследований
- Ситуация 4. Экономическая политика сша в 1960‑е гг
- Ситуация 5. Определение границ муниципальных образований
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 9. Социологические методы в структуре социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Выборы в Государственную думу Российской Федерации
- Ситуация 2. Маргинализация как предмет социологических исследований
- Ситуация 3. Социология наркомании
- Ситуация 4. Коррупция как предмет социологических исследований
- Ситуация 5. Социологические методы в маркетинговых исследованиях
- Ситуация 6. Социологическая экспертиза изменений в законодательстве
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 10. Социометрический опрос
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Взаимоотношения в производственном коллективе
- Ситуация 2. Позиции сторон на производственном совещании
- Ситуация 3. Конфликт в студенческом общежитии
- Ситуация 4. Новый сотрудник в коллективе
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 11. Методология экспертных оценок
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экспертное исследование сочетания ситуационных факторов
- Ситуация 2. Исследование инвестиционного климата российских регионов
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 12. Моделирование как способ исследования социальных процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Моделирование социально‑экономических процессов в сша
- Ситуация 2. Циклы в американской истории
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 13. Основы социального программирования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Сценарий организационно‑деятельностной игры
- Ситуация 2. Проблемы и перспективы развития безопасности дорожного движения
- Ситуация 3. Молодежная политика России
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 14. Критерии принятия эффективных решений
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Принятие федерального закона о монетизации льгот
- Ситуация 2. Пути реформирования отечественного жкх
- Ситуация 3. Организация досуга в комитетах тос
- Ситуация 4. Оао «Бурятэнерго» в условиях реформирования энергетики региона
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Заключение
- Библиография