Задания и упражнения
Задание 1.В табл. 5.4 представлена сравнительная характеристика экономических и технологических параметров двух проектов.
Вопросы к заданию:
1. Определите базовые критерии, по которым целесообразно производить сравнение этих проектов друг с другом.
2. Определите дополнительный перечень параметров, по которым целесообразно произвести сравнение.
3. Произведите оценку каждого из этих проектов.
Задание 2.В табл. 5.5 представлены данные по восьми проектам, рассмотренным с точки зрения двух критериев.
Вопросы к заданию:
1. Постройте график соотношения стоимости и эффективности представленных проектов.
2. Определите способы оценки и критерии отбора проектов.
3. Сформулируйте дополнительные критерии, необходимые при оценке и отборе проектов.
4. Используя данные табл. 5.5, представьте решение следующей задачи. Пусть бюджет проекта составляет 50 млн руб. Как в этом случае определить наиболее оптимальный набор проектов? Представьте возможные способы решения этой задачи. Составьте бюджет проекта в объеме 300 тыс. руб. со ставкой налога 38 % и необходимостью приобретения оборудования на 50 тыс. руб.
Задание 3.Какие из нижеперечисленных наименований проектов представляются вам наиболее удачными и почему? Прокомментируйте также сделанные вами отклонения.
A. Разработка фундаментальных основ формирования предпринимательского поведения.
Б. Разработка механизма развития малого предпринимательства в условиях бюджетного дефицита.
B. Исследование проблем инновационной деятельности малых предприятий и создание базы инновационных проектов.
Г. Уменьшение дисперсии доходов различных групп населения в условиях перехода к рынку.
Вопросы к заданию:
1. Сформулируйте основные требования к наименованию заявленного проекта.
2. Какие наиболее типичные ошибки встречаются при заявлении темы исследовательского проекта?
3. Какие последствия может вызвать неправильно сформулированная тема исследовательского проекта?
Задание 4.Заполните сравнительную таблицу научно‑исследовательских программ (табл. 5.6).
Вопросы к заданию:
1. Может ли одна научно‑исследовательская программа характеризоваться несколькими классификационными критериями? Аргументируйте свой ответ примерами.
2. Будут ли различаться методологические подходы к формированию той или иной научно‑исследовательской программы?
Задание 5.Какой тип исследовательской стратегии применяется в том случае, когда после опроса 120 руководителей малых предприятий по вопросу оптимизации взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с малым бизнесом в 2004 г. понадобилось проведение повторного опроса с теми же респондентами в 2005 г.?
Задание 6.Какой тип исследовательской стратегии был использован при изучении проблем молодежной занятости, одним из условий которой выступало выделение в качестве объекта исследования подростков 1988 года рождения, когда программой предусматривалось двукратное обследование их трудового поведения в 2004 и 2005 гг.?
Задание 7.Составьте техническое задание научно‑исследовательского проекта по выбранной вами тематике на основе структуры:
• формулировка цели и задач проекта;
• методологическая часть проекта;
• требования к оформлению результатов исследования;
• рабочий график исследования;
• бюджет проекта с описанием каждой статьи расходов.
Задание 8.Выделите социальную проблему из сферы государственного и муниципального управления, вкратце опишите ее. Определите объект и предмет исследования в рамках данной проблемы. Сформулируйте тему исследования. Исходя из темы исследования и степени ее разработанности, сформулируйте цель и задачи исследования. С учетом выделенных содержательных характеристик объекта и предмета исследования проведите операционализацию основных понятий и выберите переменные исследования. Сформулируйте гипотезы исследования. Определите эмпирический объект исследования. Обоснуйте способ построения и размер выборочной совокупности исследования. Обоснуйте методы сбора первичных данных. Постройте примерную организационную схему исследования. Определите организации, заинтересованные в результатах исследования. Укажите возможные способы представления полученных результатов.
Задание 9.Для изучения последствий проведения социальной реформы в регионе была разработана программа комплексного социологического исследования. Основные расходные статьи бюджета распределены по следующим нормативам:
а) заработная плата рабочей группы, включая:
• заработная плата руководителя – 12 % (от общей суммы);
• заработная плата помощника руководителя – 7 %;
• заработная плата интервьюеров – 15 %;
• налог на фонд заработной платы (единый социальный налог) – 26 %;
б) компьютерная обработка данных, включая:
• оплата работы операторов ЭВМ – 11 %;
• аренда оборудования – 5 %;
• аренда программного продукта – 5 %;
в) расходы по разработке, размножению социологического инструментария (анкеты) – 12 %;
г) хозяйственные расходы, включая:
• канцелярские расходы – 10 %;
• услуги связи – 4 %;
• прочие накладные расходы – 3 %;
д) командировочные расходы – 3 %.
Всего: 100 %.
Предварительный бюджет программы составляет 150 тыс. руб. Допускается дополнительное финансирование за счет средств областной администрации как заинтересованного в результатах данного исследования лица. Дополнительная сумма составит 60 тыс. руб.
Вопросы к заданию:
1. Сформируйте бюджет программы исследования согласно данным нормативным показателям без учета и с учетом дополнительных средств.
2. По приведенным выше данным дайте общую характеристику целям и содержанию такого исследования.
3. Определите наиболее вероятные меры сокращения такого бюджета и условия, позволяющие это сделать.
- Тема 1. Предмет и основные проблемы исследования социально‑экономических и политических процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Процесс или явление?
- Ситуация 2. Классификационные признаки процесса
- Ситуация 3. Динамика социальных изменений
- Ситуация 4. Бюджетный процесс
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 2. Природа научного исследования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Соотношение идиографического и номотетического методов
- Ситуация 2. Роль языка в научных исследованиях
- Ситуация 3. Методология эссенциализма как основа социального знания
- Ситуация 4. Специфика социальной науки
- Ситуация 5. Анализ программы Министерства экономического развития и торговли
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Постиндустриальное общество
- Ситуация 2. Экономическая наука в отраженном свете нобелевских премий
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 4. Логическая структура системных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Системные основы экологического порядка
- Ситуация 2. Сущность социальной системы
- Ситуация 3. «Сибирское проклятие» как предмет системной оценки
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 5. Научно‑исследовательские программы и проекты, их цели и ресурсное обеспечение
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программа развития шахтерских монопрофильных городов
- Ситуация 2. Проект организации «Центра исследования проблем государственного и муниципального управления»
- Ситуация 3. Программа комплексного социально‑экономического развития г. Тольятти
- Ситуация 4. Государственная программа esop
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 6. Фактологическая база научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. В ожидании грядущих реформ
- Ситуация 2. Политические последствия управленческих решений
- Ситуация 3. Пример использования контент‑анализа по освещению проблем местного самоуправления и жилищно‑коммунальной реформы
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 7. Организационные меры в проведении научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программные методы управления на оао «Северсталь»
- Ситуация 2. Организация исследования в мгту им. Н. Э. Баумана
- Ситуация 3. Организация постоянных сетей интервьюеров в Мичиганском университете
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 8. Методы анализа
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экономические отношения между субъектами Российской Федерации
- Ситуация 2. Проблемная ситуация на предприятии
- Ситуация 3. Менталитет как предмет маркетинговых исследований
- Ситуация 4. Экономическая политика сша в 1960‑е гг
- Ситуация 5. Определение границ муниципальных образований
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 9. Социологические методы в структуре социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Выборы в Государственную думу Российской Федерации
- Ситуация 2. Маргинализация как предмет социологических исследований
- Ситуация 3. Социология наркомании
- Ситуация 4. Коррупция как предмет социологических исследований
- Ситуация 5. Социологические методы в маркетинговых исследованиях
- Ситуация 6. Социологическая экспертиза изменений в законодательстве
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 10. Социометрический опрос
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Взаимоотношения в производственном коллективе
- Ситуация 2. Позиции сторон на производственном совещании
- Ситуация 3. Конфликт в студенческом общежитии
- Ситуация 4. Новый сотрудник в коллективе
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 11. Методология экспертных оценок
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экспертное исследование сочетания ситуационных факторов
- Ситуация 2. Исследование инвестиционного климата российских регионов
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 12. Моделирование как способ исследования социальных процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Моделирование социально‑экономических процессов в сша
- Ситуация 2. Циклы в американской истории
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 13. Основы социального программирования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Сценарий организационно‑деятельностной игры
- Ситуация 2. Проблемы и перспективы развития безопасности дорожного движения
- Ситуация 3. Молодежная политика России
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 14. Критерии принятия эффективных решений
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Принятие федерального закона о монетизации льгот
- Ситуация 2. Пути реформирования отечественного жкх
- Ситуация 3. Организация досуга в комитетах тос
- Ситуация 4. Оао «Бурятэнерго» в условиях реформирования энергетики региона
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Заключение
- Библиография