logo search
госники ГМУ

9. Правовые основы местного самоуправления

Структура и деятельность местного самоуправления регулируются в России многими правовыми актами. К их числу относятся международные договоры, касающиеся вопросов местного самоуправления. Россия ратифицировала многие такие договоры, присоединившись к ним. Важнейшим из них для местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. В ней содержится ряд положений, воспринятых российским законодательством: признание местного самоуправления одной из важнейших основ демократического общества; запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления не иначе как на основе закона; изменение территориальных границ местного самоуправления только на основе консультации с населением или путем референдума; право на судебную защиту местного самоуправления; право органов местного самоуправления объединяться с другими органами местного самоуправления и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления и др.

Правовую основу местного самоуправления в России составляют также положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8 и др.), основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ, рамочных федеральных законах (например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.), федеральных законах, издаваемых в развитие рамочных законов и регулирующих основы отдельных сторон местного управления на федеральном уровне (например, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», и др.), указах Президента РФ (например, Указ об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления, 1999 г.), постановлениях Правительства РФ (например, постановление о федеральном реестре муниципальных образований, 1998 г.), постановлениях Конституционного Суда РФ (Суд указывал, например, что субъекты РФ могут создавать на местах (в муниципальных образованиях) свои территориальные органы государственной власти, но они не вправе подменять ими органы местного самоправления), законах субъектов РФ о местном самоуправлении (такие законы или законы с подобным названием приняты во всех субъектах РФ), уставах муниципальных образований и др.

В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления (например, законы об образовании, о библиотечном деле, о порядке приватизации государственного и муниципального имущества, о недрах и др.).

Особое место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований и Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. Хартия является учредительным документом муниципального образования, имеющим для данного образования всеобъемлющий характер. Она составляет основу муниципального нормотворчества и характеризуется особым (усложненным) порядком принятия и изменения.

Устав является основным актом, регулирующим вопросы местного управления в рамках отдельно взятого муниципального образования. Он принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью избирателей менее 100 человек – на сходе граждан. Проект устава, поправки к нему должны быть заблаговременно опубликованы (за 30 дней), организуется их обсуждение гражданами. Устав подлежит государственной регистрации.

Кроме уставов правовую основу конкретного муниципального образования составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления. К их числу могут относиться регламенты работы местных представительных органов, решения представительных органов местного самоуправления (например, об установлении местных налогов и сборов), принимаемые ими положения (например, о территориальном общественном самоуправлении внутри муниципальных образований).