logo search
Васильев КонстПраво_бака_01 04

1 2.3. Избирательный процесс и его стадии

Избирательный процесс— это совокупность последовательных мероприятий, обеспечивающих установленный законом порядок проведения выборов. При проведении различных выборов можно выделить несколько стадий:

С

оздание нормативной базы- принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих проведение выборов.

Формирование избирательных комиссий. Выборы организуют избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружныеизбирательные комиссии; территориальные (районные,городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов власти, и их решения обязательны для органов исполнительной власти, кандидатов, избирательных объединений, избирателей.

Формирование Центральной избирательной комиссии (ЦИК), которая работает на постоянной основе, срок ее полномочий — пять лет. В ее состав Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой назначаются по пять членов. Председатель, заместитель председателя и секретарь ЦИК избираются членами комиссии тайным голосованием.

Назначение срока выборовв соответствии с Конституцией и иными нормативными актами.

Образование избирательных округов. Оно происходит при проведении выборов по мажоритарной системе. При проведении выборов по мажоритарной системе в каждом одномандатном избирательном округе формируются окружные избирательные комиссии (комиссии, которые формируются внешнестоящими избирательными комиссиями). Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. При пропорциональной избирательной системе роль окружной избирательной комиссии в едином федеральном избирательном округе исполняет ЦИК.

Составление списков избирателей, которое осуществляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями на основе сведений государственной системы регистрации избирателей. Уточнение списков проводят участковые комиссии.

Выдвижение кандидатов в депутатыпри мажоритарной системе осуществляетсяпутем самовыдвижения гражданами Российской Федерации,обладающими пассивным избирательным правом, и избирательными объединениями, зарегистрированными в Министерстве юстиции России. При пропорциональной системе выдвижение списков кандидатов в депутаты осуществляется только политическими партиями, зарегистрированными в Министерстве юстицииРоссийской Федерации.

Избирательными объединениямипризнаются политические партии. Они могут выдвигать кандидатов в каждом из одномандатных округов, а также федеральный список кандидатов по общефедеральному округу.

Выдвижение федерального списка кандидатов.Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий. Указанные лица могут составлятьне более 50 % от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. Политическая партия не вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы. На выборах депутатов Государственной Думы политические партии обязаны были собрать не менее 120 тысяч подписей избирателей.

В настоящее время сбор подписей для всех политических партий на выборах в ГосДуму отменён.1

Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов Государственной Думы по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов.

Если политическая партия отозвала свой список без вынуждающих к тому обстоятельств, расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, взыскиваются с соответствующей политической партии.

Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.

Предвыборная агитацияпроводится через средства массовой информации, путем массовых мероприятий, выпуска и распространения печатных и других агитационных материалов. СМИ (государственные, муниципальные, негосударственные, учрежденные не менее чем за год до выборов и учрежденные избирательными объединениями) предоставляют свои услуги за плату, за счет избирательных фондов. Государственные и муниципальные СМИ могут предоставлять бесплатные услуги на равных условиях всем кандидатам. Все граждане Российской Федерации и их объединения также вправе вести агитациюзаипротивлюбого кандидата в депутаты.

З

апрещается:участие в предвыборной агитации органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, военнослужащих, находящихся при исполнении служебных обязанностей, членов избирательных комиссий, благотворительных и религиозных организаций, иностранных граждан; распространение анонимных материалов; агитация в помещении избирательных комиссий и участков. Прекращается агитация за день до выборов. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности.

Голосованиепроводится с 8 до 20 часов в назначенный день выборов в помещении, предоставленном главой муниципального образования. Избиратели предъявляют паспорта или удостоверения личности. Возможно досрочноеголосование, но не ранее чем за 15 дней, а также голосование вне избирательного участка по уважительным причинам. В 2006 году в избирательных бюллетенях была убрана строка«против всех», в 2014 году эта строка снова возвращается в бюллетень.

Определение результатов голосования. Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится участковыми комиссиями в помещении для голосования. При этом вправе присутствовать кандидаты, их доверенные лица, представители избирательных объединений. Результаты подсчета обобщаются территориальными, окружными комиссиями, а затем Центральной избирательной комиссией.

При мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах победившим признается кандидат, набравший наибольшее число голосов — больше, чем любой другой кандидат.

При пропорциональной системе в федеральном округе мандаты распределяются пропорционально полученным голосам между федеральными списками, получившими более 5 % голосов, при условии, что таких списков было не менее двух и за них подано более 60 % голосов. В противном случае к распределению допускаются списки, получившие менее 5 % голосов, до того, как общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 %, а число списков, допущенных к распределению мандатов, не достигнет двух. 1

Публикация результатов выборов по отдельным избирательным округам проводится не позднее чем через две недели со дня голосования. Официальное опубликование общих результатов выборов осуществляет ЦИК в течение трех недель со дня голосования.

Регистрация избранных депутатов. Зарегистрированный кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственной Думы. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, не выполнит это требование, его депутатский мандат считается вакантным и передается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации другому зарегистрированному кандидату из того же федерального списка.

По федеральному избирательному округу выборы признаются несостоявшимися, если ни один список не получил пяти или более процентов голосов избирателей; если федеральные списки, имеющие право на распределение депутатских мандатов, получили в совокупности менее 60 % голосов.(менее – 50%)

Кроме того, закон предусматривает возможность признания соответствующей избирательной комиссией выборов недействительными: в случае если, допущенные нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, а также по решению суда.В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Возможно оспаривание результатов выборов в суде, и в случае нарушения избирательных прав значительного числа граждан либо особого общественного значения нарушения суд может отменить решение соответствующейизбирательной комиссии об итогах голосования.