logo search
Дульщиков

Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.

Статус субъекта Федерации предопределяется единством основных документов: Конституцией Российской Федерации, Конституцией (уставом) субъекта Федерации и Законом РФ «О местном самоуправлении», а также федеральными законами.

С переходом к новым формам российского федерализма меняются цели территориального развития. При сохранении единого экономического пространства возрастает значение условий комплексного развития и саморазвития каждой области, республики. Хорошо зная слабости центральных органов управления в решении этой задачи в целом по России, органы управления субъектов Федерации в большинстве своем ищут собственную модель социального благополучия. Субъекты Федерации, отдельные районы, города привлекают научные коллективы, опытные управленческие кадры и авторитетных местных общественных деятелей для подготовки собственной концепции регионального управления и развития. Последнее имеет исключительное значение в настоящее время, так как экономику России в становлении рыночных отношений целесообразно рассматривать как совокупность взаимодействующих отраслей и регионов.

Принципы региональной политики, применяемые в последнее время, обусловлены внешними и внутренними условиями, в которых они формируются и развиваются. К ним относятся:

- отраслевой принцип специализации регионов. Структурные преобразования регионов осуществляются в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой страны, а также со среднесрочной и долгосрочной программами экономических реформ России;

- усиление комплексности развития экономики субъектов Федерации, расширение использования прогрессивных форм пространственной организации общественного производства и распределения населения;

- формирование равных институциональных условий, преодоление региональных различий в уровне экономического развития территориальной структуры хозяйства, с учетом социальной, этнополитической и экологической обстановки;

- экологическая защита России, на основе которой можно добиться целостного подхода к решению территориальных проблем отдельных субъектов Федерации и их ассоциативных образований;

- согласование региональной политики с деятельностью Федеральной пограничной службы Российской Федерации по охране природных ресурсов, территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны России.

Одной из наиболее острых проблем государственной региональной политики выступает региональная несбалансированность в денежной и финансово-кредитной сфере. Для выявления реальных возможностей регионального самофинансирования требуется постоянный мониторинг финансового положения регионов по широкому кругу показателей. Региональная политика должна иметь механизм бюджетного и налогового обеспечения, направленного на создание благоприятных для всех регионов условий развития, использования местных источников инвестирования. Распределение средств федерального бюджета должно осуществляться с учетом участия регионов в его формировании, сочетания отраслевого и регионального подходов к особенностям регионального развития, причем функции центра должны быть сосредоточены на поддержке приоритетных программ, интегрирующих интересы регионов.

Региональная политика в прошлом опиралась на территориальную специализацию, зачастую переходящую в отраслевой монополизм на конкретной территории. Эта тенденция нашла отражение во всех отраслях народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом и оборонном комплексах, в сферах социальной и производственной инфраструктур. Территориальный монополизм в нынешних условиях представляет серьезную угрозу экономической целостности и безопасности России.