1. Понятие права социального обеспечения
Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных прав и свобод человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение всегда занимало одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно, по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.
В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.
Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России — сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).
При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем — на членов колхозов, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.
В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории являлись В. М. Догадов, Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко. Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.
В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека».
Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения.
Развивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности».
Однако позиция В. С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились. Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по «медицинскому обслуживанию и лечению» (В. С. Андреев), но не включали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представители «широкой» сферы (К. С. Батыгин и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие. Не было единогласия и по поводу бесплатного образования (среднего, среднего специального и высшего). В. С. Андреев, Р. И. Иванова и В. А. Тарасова считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение. Т. М. Кузьмина относит к социальному обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях.
Представители «узкой» сферы социального обеспечения (в частности, В. Ш. Шайхатдинов) предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми учеными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.
Первые концептуальные социальные программы появились лишь к середине (концу) 90-х гг. (например, Концепция пенсионной реформы, одобренная постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г., и Программа пенсионной реформы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г.).
Формирование новой системы социального обеспечения шло сложно, со значительными социальными издержками, не всегда эффективными и последовательными социальными реформами. Можно выделить три основных направления реформирования социалистической государственной системы социального обеспечения, которые сопровождались принятием соответствующих законов:
1) возрождение обязательного и добровольного социального страхования;
2) возрождение системы государственного вспомоществования (общественного призрения) бедных - государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;
3) реорганизация государственного социального обеспечения отдельных категорий граждан.
На первом этапе начали возрождаться страховые формы социального обеспечения. В России были созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре социально-страховых фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР) (1990г.); Фонд социального страхования (1992 г.); фонды обязательного медицинского страхования (1993 г.), Государственный фонд занятости населения в РФ (1991г., в 2001 г. упразднен). Соответственно формируется нормативная база обязательного социального страхования по видам социальных рисков. Законом РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения" были введены пособия по безработице и определялись государственные меры по трудоустройству безработных. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрел как обязательные, так и добровольные (договорные) формы медицинского страхования населения. В 1998 г. законодатель отказался от гражданско-правовых механизмов компенсации ущерба жизни и здоровью работников и принял специальный Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Практически до 2006 г. сохранялась советская нормативная база правового регулирования страхования на случай временной нетрудоспособности и зависимость размера назначаемых пособий от непрерывного трудового стажа.
Общие принципы обязательного социального страхования нашли закрепление и в рамочном Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", которые соответствуют международно-правовым стандартам. Между тем, они далеко не в полной мере реализованы в конкретных законах. Более того, специалисты отмечают тревожную негативную тенденцию развития современной системы обязательного социального страхования - это процесс ее огосударствления, сближения, а в перспективе, возможно даже объединения с системой государственного социального обеспечения. Вначале было ликвидировано обязательное социальное страхование по безработице. Выплата пособия по безработице стала финансироваться из государственного бюджета, и, как следствие, снизился уровень социальной защищенности безработных. Государство отказалось от применения в качестве социальных нормативов прожиточного минимума и минимального размера заработной платы, сократились периоды выплаты пособия по безработице и т.д. Затем социально-страховые взносы в государственные внебюджетные фонды социального страхования были замещены единым социальным налогом. Следствием стало нарушение принципов автономности и финансовой устойчивости обязательного социального страхования. Так, принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников предполагает финансовое участие последних в формировании фондов страхования. В настоящее время отчисления в эти фонды поступают только от работодателей, самозанятых лиц и государства. Первоначально введенные страховые взносы в размере 1% с заработка работника в Пенсионный фонд и Фонд занятости были почти сразу отменены.
Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми в настоящее время являются:
источники финансирования. Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР это были общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения;
круг лиц, подлежащих обеспечению. С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; ветераны; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т. д. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;
условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам, когда помощь общества является ему крайне необходимой;
цель предоставления обеспечения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед родами или после них. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечная цель — воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.
При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Так, социальная политика СССР 70—80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот период предусматривало выплату пособий многодетным матерям.
Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемницей которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.
Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.
- Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский университет
- Рецензенты:
- Введение
- 1. Понятие права социального обеспечения
- Функции социального обеспечения
- Социальное обеспечение и социальная зашита
- 2. Организационно-правовые формы социального обеспечения
- 3. Виды социального обеспечения
- 2) Негосударственное (за счет средств юридических и физических лиц).
- Вопросы для самоконтроля:
- 1. Предмет права социального обеспечения
- 2. Метод права социального обеспечения
- 3. Система права социального обеспечения
- Вопросы для самопроверки:
- 1. Понятие и виды трудового стажа
- 2. Исчисление трудового стажа
- 3. Доказательства трудового стажа
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 4 Государственное обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации Учебные вопросы:
- Введение
- 1. Основы социального страхования в Российской Федерации
- Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации
- 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
- 3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
- 1) Лица, производящие выплаты физическим лицам;
- Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
- 4. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
- 5. Единые пенсионные службы
- Вопросы для самоконтроля:
- 1. Виды трудовых пенсий.
- 2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
- 3. Порядок исчисления трудовых пенсий.
- 4. Назначение, выплата и доставка трудовых пенсий.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 6 Трудовая пенсия по старости Учебные вопросы:
- Введение
- 1. Понятие трудовой пенсии по старости
- 2. Основания, определяющие право на пенсию по старости
- Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
- О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации
- Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
- Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
- Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
- Досрочные пенсии по старости, назначаемые некоторым категориям инвалидов
- Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- 3. Порядок исчисления трудовой пенсии по старости.
- Вопросы для самоконтроля:
- 1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
- 2. Условия назначения пенсий
- 3. Пенсии (за выслугу лет) федеральным государственным служащим
- 4. Особенности назначения государственной пенсии по старости некоторым категориям граждан
- 4.1. Гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия
- 4.2. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
- 4.3. Государственная пенсия по инвалидности
- 5. Особенности назначения, перерасчета и индексации пенсий федеральным государственным гражданским служащим
- 6. Понятие социальной пенсии
- Размеры социальных пенсий
- Вопросы для самоконтроля:
- Понятие пенсии по инвалидности.
- 2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
- 3. Порядок признания граждан инвалидами.
- 4. Структура и размер трудовых пенсий по инвалидности.
- Вопросы для самоконтроля:
- 2. Категории военнослужащих, имеющих право на государственные пенсии. Круг лиц, приравненных к военнослужащим в целях пенсионного обеспечения.
- 2.1. Понятие пенсии за выслугу лет
- 2.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям
- 3. Виды пенсий военнослужащим. Пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца.
- 3.1. Пенсия по инвалидности военнослужащим
- 3.2. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
- 3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи
- 4. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий военнослужащим
- 4.1. Процедура обращения за пенсией
- 4.2. Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей
- 4.3. Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям
- 4.4. Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семьей
- 4.5. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
- 4.6 Право военнослужащих на трудовую пенсию
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 10
- 1. Пожизненное ежемесячное содержание судей
- 2. Дополнительное обеспечение для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
- 3. Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
- Размеры доплат по закону от 4 марта 2002г.
- 4. Назначение, выплата и перерасчет пенсий отдельным категориям граждан
- 4.1. Особенности процедуры обращения за пенсией
- Федеральных государственных гражданских служащих
- 4.3. Назначение пенсий
- 4.5. Выплата пенсии
- 4.6. Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим
- 4.7. Перерасчет государственных пенсий
- 4.8. Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих
- 4.9. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
- 5. Индексация пенсий отдельным категориям граждан
- 5.1. Особенности индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 11 Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения Учебные вопросы:
- Понятие пособий и их классификация
- 2. Виды и содержание пособий по системе социального обеспечения
- 2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
- 2.2. Пособие по беременности и родам
- 2.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности
- 2.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
- 2.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
- 2.6. Ежемесячное пособие на ребенка
- 2.7. Пособия для граждан из числа детей-сирот
- 2.8. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
- 2.9. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
- 2.10. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
- 2.11. Социальное пособие на погребение
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 12 Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение Учебные вопросы:
- Введение
- 1. Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
- Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
- Виды страхового возмещения
- 1.3. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
- 1.4. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
- 2. Медицинская помощь и лечение
- 2.1. Законодательство о медицинской помощи
- 2.2. Виды медико-социальной помощи
- 3. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
- Права семьи
- Права женщин
- Права несовершеннолетних
- Права военнослужащих
- Права граждан пожилого возраста
- Права инвалидов
- Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
- Права лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных
- 4. Лекарственная помощь
- 5. Санаторно-курортное лечение
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 13-1 Социальная помощь и обслуживание граждан Учебные вопросы:
- 1. Понятие социального обслуживания
- 2. Законодательство о социальном обслуживании
- 3. Принципы социального обслуживания
- 4. Виды социального обслуживания
- Стационарное обслуживание
- Полустационарное обслуживание
- Надомное обслуживание
- Социально-консультативная помощь
- Реабилитационное обслуживание
- Реабилитация инвалидов
- Реабилитация детей
- Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию
- Государственный сектор социального обслуживания
- Муниципальный сектор социального обслуживания
- Стационарное социальное обслуживание
- Полустационарное обслуживание
- Социальная помощь на дому
- Содержание детей в детских учреждениях
- Срочное социальное обслуживание
- Социально-консультативная помощь
- Порядок оплаты социальных услуг
- Вопросы для самоконтроля:
- Виды льгот по системе социальной поддержки
- Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
- Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
- Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
- Меры социальной поддержки ветеранов труда
- 2. Льготы для инвалидов
- Вопросы для самоконтроля:
- Литература Основная
- Дополнительная
- Нормативные правовые акты Федеральные конституционные законы
- Федеральные законы
- Указы Президента Российской Федерации
- Постановления Правительства Российской Федерации
- Определения и Постановления Конституционного Суда рф
- Постановление Пленума Верховного Суда рф
- Постановления министерств
- Приказы министерств России
- Другие нормативные документы министерств и ведомств
- Содержание
- Тема 8. Пенсии по инвалидности
- Тема 9. Пенсии военнослужащим и членам их семей
- Тема 10. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
- Тема 11. Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения
- Тема 12. Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение
- Тема 13-1. Социальная помощь и обслуживание граждан