logo search
Учебник (УГиМИ)

10.3. Национализация в России

Официальный старт национализации был дан в декабре 2004 года - в момент продажи компании «Юганскнефтегаз» «Роснефти». Но можно начать отсчет событий двумя годами раньше. В 2002 году перед «Газпромом» была поставлена задача - возвращение уведенных активов: были возвращены СИБУР, «Стройтрансгаз» и основные газодобывающие предприятия «Итеры». Сегодня число национализированных крупных частных компаний и банков приближается к двум десяткам.

Россия идет особым, непростым путем. Классический вариант - прямой выкуп активов в собственность государства, был использован в одном единственном случае - при создании ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация). Во всех других -частные активы переходят под полный или частичный контроль госкомпаний, по своему статусу являющихся коммерческими структурами. Фигура номер один – «Газпром». Под его контроль перешли «Сибнефть», СИБУР, газодобывающие активы «Итеры», проект «Сахалин-2», Ковыктинское месторождение, ряд электроэнергетических активов, а в ближайшей перспективе к ним добавится СУЭК. Номер 2 – «Роснефть», после покупки активов ЮКОСа перешедшая в списке отечественных нефтяных компаний с шестого места на первое. 3 - по стоимости активов идет «Рособоронэкспорт», АвтоВАЗ, «ВСМПО-Ависма», «Вертолетный холдинг», «Русская спецсталь» и «Русские композиты».

Тенденции и перспективы применения национализации

Обобщая практику проведения национализации, можно сделать вывод о наличии в демократических обществах сложившейся модели гарантий от произвольной национализации. Это, во-первых, проведение ее исключительно на основе закона, во-вторых, исключительно в общественных интересах, в-третьих, с выплатой предварительной компенсации собственнику, и, в-четвертых, судебный порядок возмещения стоимости имущества при любых спорных ситуациях.

Для стран романо-германской правовой системы характерно принятие общего закона о национализации, в котором предусматривается порядок и процедуры обращения имущества в государственную собственность, а на его основе принимаются нормативные правовые акты о национализации конкретных объектов собственности. Решение о национализации, будь то закон или акт высшего исполнительного органа, обычно принимается одновременно с внесением изменений в государственный бюджет. Размер возмещения собственнику, определяется исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые возникают у собственника в результате национализации, включая упущенную выгоду.

Национализация, будучи эффективным средством экономической политики в кризисных для рыночной экономики условиях, не в состоянии обеспечить высокий уровень конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов. В связи с этим, в конце ХХ века по всему миру прошла «волна» масштабных приватизаций и реприватизаций, резко увеличивших значение частной собственности в экономическом развитии современного мира.

Национализация, напротив, сдерживает привлечение и движение транснационального капитала, и поэтому может применяться в нынешних условиях только как крайнее средство экономической политики - в отношении, например, нерентабельных объектов, имеющих, тем не менее, стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства или объектов, абсолютно необходимых обществу для достижения социально значимых целей (например, для поддержки социального сектора, фундаментальных научных исследований и т.п.).