logo
Конспект лекций Международное право 2012 год

§ 11. Правовое регулирование сотрудничества государств в исследовании Мирового океана

Мировой океан имеет исключительное значение в жизнеобеспечения Земли. В настоящее время перед человечеством стоит глобальная задача – срочно ликвидировать ущерб, нанесенный океану, восстанови нарушенное равновесие и создать гарантии сохранения его в будущем. Нежизнеспособный океан пагубно скажется на жизнеобеспечении на всей территории Земли, на судьбе всего человечества.

В целях охраны Мирового океана принят целый ряд многосторонних и региональных международных соглашений.

Государства обязаны не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой.

Согласно ст. 207 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. госу­дарства должны принимать законы и правила для предотвращения, со­кращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из находящихся на суше источников, в том числе рек, эстуариев, трубопро­водов и водоотводных сооружений, принимая во внимание согласован­ные в международном порядке нормы, стандарты и рекомендуемые практику и процедуры.

Эта Конвенция обязывает государства принимать законы и правила для предотвращения загрязнения, вызываемого деятельностью на мор­ском дне, захоронением твердых веществ, загрязнением с судов из атмо­сферы. Причем национальные законы и правила должны быть не менее эффективными, чем глобальные нормы и стандарты.

Государства флага судна и государства порта обязаны обеспечить вы­полнение национальных и международных правил по предотвращению загрязнения Мирового океана. На государства возлагается выполнение их международных обязательств по защите и сохранению морской сре­ды. Они несут ответственность в соответствии с международным правом. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей отно­сительно предотвращения загрязнения морской среды государства не допускают никакой дискриминации по форме или по существу против судов любого другого государства.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судна и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации.

Суда, подпадающие под действие этой Конвенции, обязаны иметь Международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью и сточными водами с судов, а также Международное свидетельство о пре­дотвращении загрязнения при перевозке ядовитых жидких веществ нали­вом.

Судно, которое обязано иметь соответствующее свидетельство во время пребывания в портах или удаленных от берега терминалах, нахо­дящихся под юрисдикцией какой-либо стороны Конвенции, подлежит инспектированию уполномоченными должностными лицами. Любое та­кое инспектирование ограничивается лишь проверкой наличия на судне действительного свидетельства. Если судно не имеет такого свидетельст­ва, то ему не будет разрешен выход в море.

Согласно ст. 11 Конвенции государства-участники обязуются направ­лять в Международную морскую организацию (Далее – ИМО43) тексты законов, приказов, декретов, правил и других актов, изданных ими по различным вопросам применения данной Конвенций.

Конвенция запрещает сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, рыболовные сети «и пластмассовые мешки для му­сора. Сброс в море перечисленных ниже видов мусора производится как можно дальше от ближайшего берега, но, во всяком случае, такой сброс запрещается, если расстояние от ближайшего берега составляет менее 25 морских миль – в случае сброса обладающих плавучестью репарационных, обши­вочных и упаковочных материалов и не менее 12 миль – в случае сброса пищевых отходов и прочего мусора.

В настоящее время наибольшее зло Мировому океану приносит за­грязнение его нефтью. В случае инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, необходимы быстрые и эффективные действия в целях уменьшения ущерба, который может быть причинен в результате такого инцидента. В целях осуществ­ления предупредительных и предохранительных мер 30 ноября 1990 г. заклю­чена Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству. Согласно ст. 3 Конвенции каждая сторона должна обеспечить, чтобы суда, имеющие право плавания под её флагом, имели на борту судовой план чрезвычай­ных мер по борьбе с загрязнением нефтью.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отхо­дов и других материалов 1972 г.

Конвенция запрещает сброс в море отходов и других материалов с судов, самолетов, платформ и иных конструкций, потопление этих мате­риалов отдельно или вместе со средствами их транспортировки. Сброс возможен только в исключительных случаях: «для обеспечения безопас­ности человеческих жизней или судов, самолетов, платформ или при форс-мажорных обстоятельствах», а также при получении предваритель­ного разрешения, выданного компетентными властями на сброс менее опасных материалов.