logo
Конспект лекций Международное право 2012 год

§ 1. Понятие и виды территории в международном праве

Под территорией в современном международном праве понимают­ся весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недра­ми, воздушным пространством, а также космическое пространство.

Термин «территория» происходит от латинского terra – земля, суша. Старейшая объектная теория, объясняющая правовую природу государственной территории, основана на признании земельного участка объектом частной собственности. При этом государство, в которое входят соответствующие земельные участки, в своих грани­цах обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно (право) имеет преимущественную силу перед правами частных земельных собственников.

Данная теория, отождествляющая землю государства и его терри­торию, со временем утратила свою значимость, особенно в связи с появлением таких видов территории, как водное и воздушное пространства, ма­териальные субстанции которых – вода и атмосферный воздух – по своей природе, текучести, не могут быть объектом права собствен­ности.

Вторая из рассматриваемых теорий называется теорией компе­тенции (или предела), связываемой, прежде всего, с именем Г. Кельзена. Согласно данной теории, под территорией понимается сфера валидатарности (юридической действенности) национального юри­дического порядка, сфера, в пределах которой, согласно общему международному праву, органы, определенные национальным юри­дическим порядком, уполномочены осуществлять этот порядок. Иными словами, это абстрактное пространство, границы которого определяются пределом действия твердо установленного националь­ного правопорядка. Фактически это принцип эффективности, отвер­гаемый современным международным правом.

Наибольшим признанием пользуется обоснованная в прош­лом веке украинским юристом В.А. Незабитовским третья теория – пространственная, в соответствии с которой территория государства представляет собой сферу его властвования, территориального вер­ховенства, суверенитета, осуществляемого в тех пределах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных участ­ков, входящих в состав данного государства как страны в целом. Данная теория не исключает оценки территории не только как про­странства осуществления государственной власти, но и как особого вида материального достояния.

По видам правового режима территория подразделяется на три основные категории: 1) государственная территория; 2) международ­ная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется её принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении её и в её пределах свое территориальное верховенство. Сдача государственной территории в аренду не лишает её указанных двух характеристик – принадлежности и суверенитета, поскольку в этом случае государство реализует свое суверенное право распоря­жаться своей территорией.

Главными критериями, по которым можно определить международную территорию общего пользования является то, что они в целом или какой-либо своей частью, во-первых, не подлежат нацио­нальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом. К данному виду территорий относятся: от­крытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, вклю­чая Луну и другие небесные тела.

Территория со смешанным режимом характеризуется её распо­ложением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в её пределах, как между­народных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прилежащая зона, континенталь­ный шельф и исключительная экономическая зона.

Прилежащая (таможенная, фискальная, иммиграционная и сани­тарная) зона является морским районом, прилегающим к территори­альному морю и совместно с ним имеющим ширину не более 24 миль, в пределах которых прибрежное государство осуществляет контроль и юрисдикцию в специально установленных областях.