§ 1. Права человека с позиции международного права
Понятие «права человека» перенесено в международное право из национальных правовых систем. Одним из первых шагов в направлении международного прочтения прав человека стала английская Великая хартия вольностей18.
Права человека с позиции международного права – это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе, для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.
В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего, ради краткости и то и другое обозначают термином «права человека», поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или труппы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Порядок реализации свободы определяет тот, кому она адресована. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
Термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. В то время в соответствующих внутригосударственных документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН о правах гражданина уже не говорится. Но некоторые права человека, например право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства. В Конституции России употребляется выражение «права человека и гражданина».
Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Концепций прав человека существует множество: религиозные, позитивистские, естественно-правовые и т.п. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятствует формированию универсальной концепций межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В основных чертах она уже сложилась. Вместе с тем она не является чем-то застывшим, а продолжает развиваться.
Во-первых, все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим. Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав человека не исключает определенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдения лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуются уважение и соблюдение и других прав и свобод.
Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как суверенное равенство государств, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях и т.д. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств, т.е. на те основы, на который базируется сама идея международного сотрудничества.
В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что сфера его взаимоотношений с собственным населением – вопрос в той или иной степени внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением принципа уважения прав человека следует понимать прежде всего общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся, к внутренней компетенции государства и не могут быть, поэтому предметом рассмотрения в ООН или других международных организациях. Сами по себе они могут и не являться признаком того, что в государстве сложилась обстановка, которая позволяет говорить о нарушении этим государством своих обязательств по Уставу ООН. За последние годы, однако, взгляды на эту проблему изменились.
То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его «права» на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения прав человека.
Ничто не препятствует государствам соглашаться на обсуждение в международных органах и вопросов, касающихся нарушений прав отдельных лиц. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах так называемых частных жалоб (сообщений).
В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уровне и на внедоговорной основе, причем даже без согласия заинтересованного государства. Однако точных критериев допустимости рассмотрения таких случаев не выработано. Вместе с тем, как показывает практика, критика в адрес государств по поводу нарушений прав человека (включая и индивидуальные случаи) или попытки поднять такие вопросы в межгосударственных органах не рассматриваются более как нарушение принципа невмешательства.
Наблюдается тенденция к расширению права международного сообщества рассматривать различные аспекты соблюдения прав человека в отдельных странах. Особенно это заметно во взаимоотношениях государств, входящих в Совет Европы, а также в рамках ОБСЕ, которой предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 г. подчеркивается, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка», В этом же документе государства-участники заявили, что «обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».
В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях. Кроме того, при обсуждении указанных вопросов государства должны стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться исключительно политическими интересами, например, преуменьшая масштабы нарушений прав человека в союзных странах или даже вовсе их замалчивая и, наоборот, преувеличивая их в трех случаях, когда речь идет о государстве, отношения с которым по каким-либо причинам ухудшились. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может; не быть политическим именно потому, что это – часть межгосударственного сотрудничества, но оно не должно быть политизированным.
Особое значение для развития концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека имеет Венская декларация и Программа действий, принятая Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. Среди прочего, в Декларации подтверждается важность обеспечения универсальности, объективности и не избирательности при рассмотрении вопросов прав человека.
- Введение
- Тема 1. Понятие и особенности современного международного права
- § 1. Понятие международного права
- § 2. Особенности международного права
- § 3. Функции международного права
- § 4. Внешняя политика и дипломатия
- § 5. Соотношение международного и внутригосударственного права
- § 6. Принципы международного права
- § 7. Соотношение международного публичного и международного частного права
- § 8. Наука международного права
- Тема 2. История развития международного права и его науки
- § 1. Возникновение международного права
- И периодизация его истории
- § 2. Международное право рабовладельческого общества
- § 3. Международное право феодального общества
- § 4. Международное право буржуазного общества
- § 5. Влияние социальных революций на международное право
- § 6. Международное право в условиях первой мировой войны и послевоенного периода
- § 7. Вторая мировая война и международное право
- § 8. Развитие международного права на современном этапе
- Тема 3. Нормы, источники и система международного права
- § 1. Понятие нормы международного права и её структура
- § 2. Понятие и виды источников международного права
- § 3. Международно-правовой обычай и международный договор
- § 4. Применение норм международного права
- § 5. Толкование норм международного права
- § 6. Источники международного права и национальное законодательство
- § 7. Кодификация и прогрессивное развитие норм международного права
- § 8. Система международного права
- § 9. Общепризнанные принципы международного права в его системе
- Тема 4. Субъекты международного права
- §1. Понятие и виды субъектов международного права
- § 2. Государства – основные субъекты международного права
- § 3. Виды государств – субъектов международного права
- § 4. Международная правосубъектность субъектов Российской Федерации
- § 5. Международные межправительственные организации как субъекты международного права
- § 6. Международные неправительственные организации как субъекты международного права
- § 7. Международная правосубъектность народов (наций)
- § 8. Государственно-подобные образования как субъекты международного права
- § 9. Международная правосубъектность индивидов
- Тема 5. Международно-правовое признание
- § 1. Понятие и виды международно-правового признания
- § 2. Особенности признания государств
- § 3. Особенности признания правительств
- § 4. Фактические отношения и признание
- Тема 6. Правопреемство государств
- § 1. Понятие правопреемства государств
- § 2. Основания правопреемства государств
- § 3. Объекты правопреемства государств
- § 4. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср
- Тема 7. Территория и международное право
- § 1. Понятие и виды территории в международном праве
- § 2. Правовые основания и способы изменения территории
- § 3. Состав государственной территории
- § 4. Правовой режим государственных границ
- § 5. Правовой режим международных и межнациональных рек, каналов
- § 6. Правовой режим Антарктики
- § 7. Правовой режим Арктики
- § 8. Правовой режим Архипелага Шпицберген
- Тема 8. Право мирных средств разрешения международных споров
- § 1. Понятие и система
- Мирных средств разрешения международных споров
- § 2. Непосредственные переговоры и консультации
- § 3. Международная согласительная процедура
- § 4. Разрешение международных споров в международных организациях
- § 5. Международное арбитражное и судебное разбирательство
- Тема 9. Ответственность и санкции в международном праве
- § 1. Понятие, субъекты и основания
- Международно-правовой ответственности
- § 2. Международные правонарушения: понятие и виды
- § 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- § 4. Ответственность за правомерную деятельность в международном праве
- § 5. Международные межправительственные организации как субъекты международного права
- § 6. Ответственность физических лиц за международные правонарушения
- § 7. Контрмеры и коллективные санкции в международном праве
- Тема 10. Население и гражданство в международном праве
- § 1. Понятие населения в международном праве
- 2. Международно-правовые аспекты гражданства
- § 3. Право убежища
- § 4. Беженцы, перемещённые лица и вынужденные переселенцы
- § 5. Предоставление политического убежища в Российской Федерации
- Тема 11. Права человека и международное право
- § 1. Права человека с позиции международного права
- § 2. Международные стандарты в области прав человека
- § 3. Классификация прав человека
- § 4. Этапы развития межгосударственного сотрудничества в области прав человека
- § 5. Международно-правовые механизмы защиты прав человека
- Тема 12. Право внешних сношений
- § 1. Понятие, источники и система права внешних сношений
- § 2. Понятие и источники дипломатического права
- § 3. Понятие и источники консульского права
- § 4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства
- § 5. Иммунитеты и привилегии консульского представительства
- § 6. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций
- Тема 13. Право международных организаций
- § 1. Понятие и признаки международной организации
- § 2. Особенности правосубъектности международной организации
- § 3. Классификация международных организаций
- § 4. Организация объединённых наций: цели и принципы
- § 5. Система органов Организации Объединенных Наций
- § 6. Постоянные представительства государств при оон
- § 7. Специализированные учреждения оон
- § 8. Региональные международные организации
- § 9. Международные конференции
- § 10. Международные неправительственные организации
- Тема 14. Право международных договоров
- § 1. Понятие международных договоров
- § 2. Классификация международных договоров
- § 3. Участники (стороны) международных договоров
- § 4. Форма и структура международных договоров
- § 5. Заключение международных договоров
- § 6. Действительность и недействительность международных договоров
- § 7. Вступление международных договоров в силу
- § 8. Выполнение международных договоров
- § 9. Толкование международных договоров
- § 10. Прекращение и приостановление действия международного договора
- Тема 15. Международное гуманитарное право
- § 1. Понятие, источники
- И принципы международного гуманитарного права
- § 2. Вооружённые конфликты
- § 3. Война и международное право
- § 4. Международно-правовая защита жертв войны
- § 5. Международно-правовая ответственность за нарушение правил ведения военных действий
- Тема 16. Право международной безопасности
- § 1. Понятие и источники права международной безопасности
- § 2. Цели и принципы права международной безопасности
- § 3. Преступность агрессии
- § 4. Система коллективной безопасности
- § 5. Разоружение и ограничение вооружений
- § 6. Меры укрепления доверия
- § 7. Международный контроль
- § 8. Миротворческие операции оон
- Тема 17. Международное уголовное право
- § 1. Понятие, источники
- И система международного уголовного права
- § 2. Понятие и виды международных правонарушений
- § 3. Международные преступления
- § 4. Преступления международного характера
- § 5. Выдача (экстрадиция) лиц для привлечения к уголовной ответственности
- Тема 18. Международное морское право
- § 1. Понятие, принципы, источники международного морского права
- § 2. Морские пространства и их правовой режим
- § 3. Открытое море
- § 4. Континентальный шельф
- § 5. Территориальное море
- § 6. Прилежащая зона
- § 7. Исключительная экономическая зона
- § 8. Внутренние морские воды
- § 9. Международный район морского дна
- § 10. Правовое регулирование безопасности мореплавания
- § 11. Правовое регулирование сотрудничества государств в исследовании Мирового океана
- Тема 19. Международное воздушное право
- § 1. Понятие, принципы, источники международного воздушного права
- § 2. Правовой режим воздушного пространства
- § 3. Правовой статус воздушного судна и экипажа
- § 4. Борьба с актами вмешательства в деятельность гражданской авиации
- § 5. Международная организация гражданской авиации (икао)
- Тема 20. Международное космическое право
- § 1. Понятие, принципы, источники
- Международного космического права
- § 2. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
- § 3. Правовой статус космонавтов
- § 4. Правовой статус космических объектов
- § 5. Ответственность в международном космическом праве
- Тема 21. Международное экологическое право
- § 1. Понятие, принципы, источники
- Международного экологического права
- § 2. Источники международного экологического права
- § 3. Охрана окружающей среды и устойчивое развитие
- § 5. Основные объекты международно-правовой охраны окружающей среды
- Тема 22. Международное экономическое право
- § 1. Понятие, принципы,
- Источники международного экономического права
- § 2. Субъекты международного экономического права
- § 3. Международное финансовое право
- § 4. Международное торговое право
- § 5. Международное транспортное право
- § 6. Международное инвестиционное право
- Тема 23. Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
- § 1. Понятие международного научно-технического сотрудничества
- § 2. Источники норм и принципов международного научно-технического сотрудничества
- § 3. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники
- § 4. Международное ядерное (атомное) право
- § 5. Международное таможенное право
- Список использованной литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Содержание
- Конспект лекций «международное право»
- 423812, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, 10 а (11/29)