logo
Конспект лекций Международное право 2012 год

§ 1. Права человека с позиции международного права

Понятие «права человека» перенесено в международное право из национальных правовых систем. Одним из первых шагов в направлении международного прочтения прав человека стала английская Великая хартия вольностей18.

Права человека с позиции международно­го права – это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные обще­ства имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе, для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспе­чение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние националь­ные, религиозные и другие особенности. Наряду с этим есть некое об­щее понимание их смысла и роли.

В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего, ради краткости и то и другое обозначают термином «права человека», поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или труппы лиц. Порядок реализации права в той или иной сте­пени регламентируется. Порядок реализации свободы определяет тот, кому она адресована. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмеши­ваться.

Термин «права человека» появился в международной политиче­ской лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. В то время в соответствующих внутригосу­дарственных документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН о правах гражданина уже не говорится. Но некоторые права человека, например право на участие в управлении государст­вом, неотъемлемы от гражданства. В Конституции России употребля­ется выражение «права человека и гражданина».

Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав че­ловека. Концепций прав человека существует множество: религиоз­ные, позитивистские, естественно-правовые и т.п. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятст­вует формированию универсальной концепций межгосударственно­го сотрудничества в области прав человека на основе общепризнан­ных принципов и норм международного права. В основных чертах она уже сложилась. Вместе с тем она не является чем-то застывшим, а продолжает развиваться.

Во-первых, все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комп­лекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим. Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления дру­гой. Признание неделимости прав человека не исключает определен­ной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ста­вят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении осталь­ных прав и свобод. Однако соблюдения лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуются уважение и соблюдение и других прав и свобод.

Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основ­ных принципов современного международного права не противосто­ит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как суверенное равен­ство государств, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях и т.д. Права и свободы человека не должны использова­ться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств, т.е. на те основы, на кото­рый базируется сама идея международного сотрудничества.

В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что сфера его взаимоотношений с собственным населением – вопрос в той или иной степени внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединен­ных Наций представление о том, что под нарушением принципа ува­жения прав человека следует понимать прежде всего общую полити­ческую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расиз­ма, колониализма, иностранной оккупации. Многие годы счита­лось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся, к внутренней компетенции государст­ва и не могут быть, поэтому предметом рассмотрения в ООН или дру­гих международных организациях. Сами по себе они могут и не явля­ться признаком того, что в государстве сложилась обстановка, кото­рая позволяет говорить о нарушении этим государством своих обяза­тельств по Уставу ООН. За последние годы, однако, взгляды на эту проблему изменились.

То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его «права» на произвол. В процессе такого регулирования должны учи­тываться международные обязательства, прежде всего принцип ува­жения прав человека.

Ничто не препятствует государствам соглашаться на обсуждение в международных органах и вопросов, касающихся нарушений прав от­дельных лиц. Обычно это делается на основе международных догово­ров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультатив­ном протоколе к Международному пакту о гражданских и политиче­ских правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах так называемых частных жалоб (сообще­ний).

В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уров­не и на внедоговорной основе, причем даже без согласия заинтересо­ванного государства. Однако точных критериев допустимости рас­смотрения таких случаев не выработано. Вместе с тем, как показывает практика, критика в адрес государств по поводу нарушений прав че­ловека (включая и индивидуальные случаи) или попытки поднять та­кие вопросы в межгосударственных органах не рассматриваются бо­лее как нарушение принципа невмешательства.

Наблюдается тенденция к расширению права международного со­общества рассматривать различные аспекты соблюдения прав челове­ка в отдельных странах. Особенно это заметно во взаимоотношениях государств, входящих в Совет Европы, а также в рамках ОБСЕ, кото­рой предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 г. подчеркивается, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховен­ства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопо­рядка», В этом же документе государства-участники заявили, что «обя­зательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и закон­ный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».

В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гу­манитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) дол­жна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гумани­тарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях. Кроме того, при обсуждении указан­ных вопросов государства должны стремиться к максимальной объек­тивности, а не руководствоваться исключительно политическими ин­тересами, например, преуменьшая масштабы нарушений прав челове­ка в союзных странах или даже вовсе их замалчивая и, наоборот, преу­величивая их в трех случаях, когда речь идет о государстве, отношения с которым по каким-либо причинам ухудшились. Сотрудничество госу­дарств по гуманитарным вопросам не может; не быть политическим именно потому, что это – часть межгосударственного сотрудничест­ва, но оно не должно быть политизированным.

Особое значение для развития концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека имеет Венская декларация и Программа действий, принятая Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. Среди прочего, в Декларации подтверждает­ся важность обеспечения универсальности, объективности и не избирательности при рассмотрении вопросов прав человека.