§ 6. Принципы международного права
Основной принцип международного права – это основополагающая императивная, универсальная норма международного права, отвечающая основным закономерностям развития сообщества государств и в силу этого защищаемая наиболее жесткими мерами принуждения.
Основные принципы современного международного права, возникшие во второй половине XX в., представлены впервые закрепленными в универсальной писаной форме принципами запрещения применения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, сотрудничества государств, уважения прав и основных свобод человека, а также принципом равноправия и самоопределения народов и наций, нацеленным на ликвидацию колониализма.
Принцип суверенного равенства государств (принцип равноправия государств) отражает основное качество международного права как права равных (par in paren not habet imperium) субъектов. Качество суверенитета, уникальное по своему характеру, является основанием для классификации субъектов международного права, определения их юридической природы и объема их правосубъектности для установления только согласительной процедуры международного нормотворчества.
В силу этого качества государства равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, наконец, от чьего-то признания или непризнания.
Принцип равноправия закреплен в писаной форме в п. 1 ст. 2 Устава ООН 1945 г., однако доктрина, связывающая его возникновение не с осознанием равенства народов государства, а с равенством и божественным происхождением самих государей, относит его возникновение к позднему феодализму, а становление – к периоду упрочения капитализма и появления республик. Именно в этот период произошла подстановка понятий монарх – народ – государство, где равенство народов признавалось первичным для признания равенства государств. Таким образом, до 1945 г., т. е. до принятия Устава ООН, принцип как универсальная норма существовал в обычно-правовой форме.
Принцип невмешательства во внутренние дела государств также тесно связан с наличием качества суверенитета и основывается на одном из его элементов – независимости государства при осуществлении его внутренней функции. Возникновение принципа во времени, как и обычно-правовая форма его выражения, может быть соотнесено с принципом равноправия. Устав ООН сформулировал в писаной форме только часть этого принципа (п. 7 ст. 2), касающуюся невмешательства международной организации в дела, «по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства», оставив существенную его часть – взаимоотношения между самими государствами – в форме обычая. Таким образом, в полной формулировке принцип существует все же в обычно-правовой форме. Понимание и тенденции развития принципа просматриваются в договорах государств по различным объектам сотрудничества, а также в морально-политических нормах в виде резолюций и деклараций, например Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г. Принцип призван защищать внутреннюю функцию государства, представляющую один из аспектов полной и суверенной власти, осуществляемой им на своей территории в пределах своих границ.
Государство само определяет пределы своей компетенции и само может пойти на ее ограничение в интересах международного сотрудничества – для защиты окружающей среды, общей безопасности, решения других глобальных проблем. Подобные самоограничения необходимы также при реализации взятых на себя международных обязательств, особенно в области защиты прав человека, контроля за ядерным оружием, защиты окружающей среды.
Принцип суверенитета был введен в понятийный аппарат международного права в 90-х годах XX в. Н. А. Ушаковым. Самостоятельность государства и независимость государства при осуществлении им своей внешней функции является важным элементом его международной правосубъектности. Исторически он ориентирован так же, как предыдущие принципы, разве что в настоящее время существует в обычно-правовой форме.
Содержание принципа составляют права государства на независимую внешнюю политику: свободное, без давления извне, установление дипломатических и консульских отношений, обмен посольствами и миссиями, решение проблем признания новых государств и правительств, вступление и выход международных организаций.
Принцип территориальной целостности государств, защищающий право государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Территория есть основное условие существования государства, сфера действия его суверенитета. Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с международными санкциями.
Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. С давних времен считалось, что нарушение границы является законным поводом для применения вооруженной силы. Воздушные, морские, сухопутные границы государства охраняются военной мощью государства, его дипломатическим аппаратом, политическими союзническими договорами.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств – один из старейших функциональных принципов системы международного права. Можно сказать, что на нем держится весь международный правопорядок. Устав ООН (п. 5 ст. 2), на который ссылаются как на источник принципа, обеспечивает только часть его содержания, а именно предписывает государствам соблюдать обязательства, вытекающие из членства в ООН, а для государств, не являющихся членами ООН – только обязательства, обусловленные принципами Устава ООН.
Принцип запрещения применения силы или угрозы силой в виде универсальной нормы, обязательной через положение п. 6 ст. 2 Устава ООН, сформулирован в п. 4 ст. 2 гл. I Устава ООН, дополняемой системой норм гл. V–VIII. История становления принципа характеризуется такими вехами, как многосторонние договоры Версальской системы и Статут Лиги Наций, а позже – Пакт Бриана–Келлога об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., а также не вступившей в силу Конвенцией Лондонской конференции 1933 г., в которой была сделана по инициативе СССР попытка дать расширенное определение понятия силы, включая экономическую. Второй этап истории развития принципа связан с неудавшимися попытками принятия юридического документа, определяющего на универсальном уровне понятие агрессии. Однако определенные успехи достигнуты за счет принятия морально-политических норм в виде резолюций и деклараций ООН, таких как Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН» 1970 г., «Об определении понятия агрессии» 1974 г., «Об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях» 1987 г. и др. Отдельные элементы структуры принципа, такие как характер ответственности, категории физических лиц, несущих дополнительную ответственность, содержатся в Уставах Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, завершивших Вторую мировую войну, а также трибуналов, созданных в связи с событиями в Югославии и Руанде в последнем десятилетии XX в., и в Римском статуте Международного уголовного суда, вступившем в силу в 2002 г. после ратификации его 60 государствами. Существенным вкладом в разработку содержания принципа внесла Комиссия международного права, разработав проект статей об ответственности государств.
Принцип уважения прав и основных свобод человека, становление которого связывают с событиями конца XVIII в. – принятием Конституции США, Декларацией аббата Грегуара во Франции, попытками защиты прав человека во время вооруженного конфликта в середине XIX и начале XX в., а также учреждением Международной организации труда (МОТ), является основополагающим по отношению к другим принципам международного права, к которому они сводятся в конечном итоге.
Сам принцип в универсальной форме впервые был закреплен в п. 3 ст. 1 Устава ООН в 1945 г. Тем самым были выполнены требования об универсализации нормы и круга субъектов, однако конкретизация положений Устава ООН была, естественно, минимальна и требовала создания документа, равного принципу как по форме, так и по содержанию. В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права разработать и предложить государствам-членам проект универсального кодифицирующего международного договора, содержащего перечень прав и основных свобод человека, который бы соответствовал требованиям второй половины XX в. Важным, но не решающим этапом на этом пути была принятая на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН (в порядке реализации ст. 18 Устава ООН – голосованием, в виде морально-политической, а не юридической нормы) в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека.
Документы, удовлетворяющие всем признакам источника основного принципа, – Пакты о гражданских, политических и экономических, социальных и культурных правах – были одобрены государствами только в 1966 г. и вступили в силу после сдачи 35 ратификационных грамот в 1976 г. (СССР ратифицировал Пакты в 1973 г.). Ведущая идея Пакта о гражданских и политических правах – безусловное принятие на себя государствами обязательств по защите «священных или естественных или неотъемлемых» прав и свобод, принадлежащих человеку по праву рождения. Второй Пакт, напротив, давал государствам возможность осуществлять реализацию прав и свобод человека соответственно своим возможностям, которые, однако, контролировались от имени сообщества государств Генеральной Ассамблеей ООН, Экономическим и социальным советом ООН, Комиссией по правам человека и другими органами. (Оба Пакта содержат 84 статьи против 30 Всеобщей декларации.)
Принцип мирного разрешения международных споров является, образно говоря, процессуальным принципом в системе основных принципов. Он представляет собой совершенный метод, ряд способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество государств во всех областях сотрудничества. Качество принципа он приобрел после включения его в Устав ООН в 1945 г., однако, как норма многосторонняя, он был включен в «право Гааги» (Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.), в тексты Пакта Бриана–Келлога 1928 г., других договоров. Ныне он является неотъемлемой частью каждого источника международного права, ибо, даже не будучи его структурным элементом, обязателен для соблюдения как основной принцип международного права. Как и остальные принципы, он развивается через морально-политические нормы деклараций и резолюций органов ООН, региональных организаций – Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г., Итогового документа совещания стран ОБСЕ в Валлетте «Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров» 1991 г. и др.
Принцип сотрудничества государств, так же как и принцип мирного разрешения международных споров, является функциональным принципом международного права. Сотрудничество – единственный законный способ реализации государством своих интересов, так как ни одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической и политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним из видов суровых санкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6, 40, 41).
Принцип равноправия и самоопределения народов и наций предназначен, как следует из его названия, для регулирования отношений государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации в целом и бесконфликтного существования этносов, находящихся на разных стадиях развития. Народ, нация являются первоосновой, с которой связывается суверенитет государства и сам факт его существования. Не случайно Устав ООН первоначально апеллирует к воле народов, а затем государств, что отражено в самом названии организации. Тем не менее, утверждение универсальной нормы, защищающей права нации, относится к середине XX в., хотя сама правовая идея защиты относится к концу XVIII в.
Нарушения рассматриваемого принципа устанавливаются в соответствии с международным правом, в первую очередь – органами ООН; к нарушителям применяются меры принуждения, соответствующие тем, что применяются за совершение международных преступлений.
Настоящий этап нормативного совершенствования принципа может пойти в двух направлениях – наполнение его новым содержанием с учетом требований времени или его исключение из перечня основных принципов как выполнившего свое предназначение.
- Введение
- Тема 1. Понятие и особенности современного международного права
- § 1. Понятие международного права
- § 2. Особенности международного права
- § 3. Функции международного права
- § 4. Внешняя политика и дипломатия
- § 5. Соотношение международного и внутригосударственного права
- § 6. Принципы международного права
- § 7. Соотношение международного публичного и международного частного права
- § 8. Наука международного права
- Тема 2. История развития международного права и его науки
- § 1. Возникновение международного права
- И периодизация его истории
- § 2. Международное право рабовладельческого общества
- § 3. Международное право феодального общества
- § 4. Международное право буржуазного общества
- § 5. Влияние социальных революций на международное право
- § 6. Международное право в условиях первой мировой войны и послевоенного периода
- § 7. Вторая мировая война и международное право
- § 8. Развитие международного права на современном этапе
- Тема 3. Нормы, источники и система международного права
- § 1. Понятие нормы международного права и её структура
- § 2. Понятие и виды источников международного права
- § 3. Международно-правовой обычай и международный договор
- § 4. Применение норм международного права
- § 5. Толкование норм международного права
- § 6. Источники международного права и национальное законодательство
- § 7. Кодификация и прогрессивное развитие норм международного права
- § 8. Система международного права
- § 9. Общепризнанные принципы международного права в его системе
- Тема 4. Субъекты международного права
- §1. Понятие и виды субъектов международного права
- § 2. Государства – основные субъекты международного права
- § 3. Виды государств – субъектов международного права
- § 4. Международная правосубъектность субъектов Российской Федерации
- § 5. Международные межправительственные организации как субъекты международного права
- § 6. Международные неправительственные организации как субъекты международного права
- § 7. Международная правосубъектность народов (наций)
- § 8. Государственно-подобные образования как субъекты международного права
- § 9. Международная правосубъектность индивидов
- Тема 5. Международно-правовое признание
- § 1. Понятие и виды международно-правового признания
- § 2. Особенности признания государств
- § 3. Особенности признания правительств
- § 4. Фактические отношения и признание
- Тема 6. Правопреемство государств
- § 1. Понятие правопреемства государств
- § 2. Основания правопреемства государств
- § 3. Объекты правопреемства государств
- § 4. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср
- Тема 7. Территория и международное право
- § 1. Понятие и виды территории в международном праве
- § 2. Правовые основания и способы изменения территории
- § 3. Состав государственной территории
- § 4. Правовой режим государственных границ
- § 5. Правовой режим международных и межнациональных рек, каналов
- § 6. Правовой режим Антарктики
- § 7. Правовой режим Арктики
- § 8. Правовой режим Архипелага Шпицберген
- Тема 8. Право мирных средств разрешения международных споров
- § 1. Понятие и система
- Мирных средств разрешения международных споров
- § 2. Непосредственные переговоры и консультации
- § 3. Международная согласительная процедура
- § 4. Разрешение международных споров в международных организациях
- § 5. Международное арбитражное и судебное разбирательство
- Тема 9. Ответственность и санкции в международном праве
- § 1. Понятие, субъекты и основания
- Международно-правовой ответственности
- § 2. Международные правонарушения: понятие и виды
- § 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- § 4. Ответственность за правомерную деятельность в международном праве
- § 5. Международные межправительственные организации как субъекты международного права
- § 6. Ответственность физических лиц за международные правонарушения
- § 7. Контрмеры и коллективные санкции в международном праве
- Тема 10. Население и гражданство в международном праве
- § 1. Понятие населения в международном праве
- 2. Международно-правовые аспекты гражданства
- § 3. Право убежища
- § 4. Беженцы, перемещённые лица и вынужденные переселенцы
- § 5. Предоставление политического убежища в Российской Федерации
- Тема 11. Права человека и международное право
- § 1. Права человека с позиции международного права
- § 2. Международные стандарты в области прав человека
- § 3. Классификация прав человека
- § 4. Этапы развития межгосударственного сотрудничества в области прав человека
- § 5. Международно-правовые механизмы защиты прав человека
- Тема 12. Право внешних сношений
- § 1. Понятие, источники и система права внешних сношений
- § 2. Понятие и источники дипломатического права
- § 3. Понятие и источники консульского права
- § 4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства
- § 5. Иммунитеты и привилегии консульского представительства
- § 6. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций
- Тема 13. Право международных организаций
- § 1. Понятие и признаки международной организации
- § 2. Особенности правосубъектности международной организации
- § 3. Классификация международных организаций
- § 4. Организация объединённых наций: цели и принципы
- § 5. Система органов Организации Объединенных Наций
- § 6. Постоянные представительства государств при оон
- § 7. Специализированные учреждения оон
- § 8. Региональные международные организации
- § 9. Международные конференции
- § 10. Международные неправительственные организации
- Тема 14. Право международных договоров
- § 1. Понятие международных договоров
- § 2. Классификация международных договоров
- § 3. Участники (стороны) международных договоров
- § 4. Форма и структура международных договоров
- § 5. Заключение международных договоров
- § 6. Действительность и недействительность международных договоров
- § 7. Вступление международных договоров в силу
- § 8. Выполнение международных договоров
- § 9. Толкование международных договоров
- § 10. Прекращение и приостановление действия международного договора
- Тема 15. Международное гуманитарное право
- § 1. Понятие, источники
- И принципы международного гуманитарного права
- § 2. Вооружённые конфликты
- § 3. Война и международное право
- § 4. Международно-правовая защита жертв войны
- § 5. Международно-правовая ответственность за нарушение правил ведения военных действий
- Тема 16. Право международной безопасности
- § 1. Понятие и источники права международной безопасности
- § 2. Цели и принципы права международной безопасности
- § 3. Преступность агрессии
- § 4. Система коллективной безопасности
- § 5. Разоружение и ограничение вооружений
- § 6. Меры укрепления доверия
- § 7. Международный контроль
- § 8. Миротворческие операции оон
- Тема 17. Международное уголовное право
- § 1. Понятие, источники
- И система международного уголовного права
- § 2. Понятие и виды международных правонарушений
- § 3. Международные преступления
- § 4. Преступления международного характера
- § 5. Выдача (экстрадиция) лиц для привлечения к уголовной ответственности
- Тема 18. Международное морское право
- § 1. Понятие, принципы, источники международного морского права
- § 2. Морские пространства и их правовой режим
- § 3. Открытое море
- § 4. Континентальный шельф
- § 5. Территориальное море
- § 6. Прилежащая зона
- § 7. Исключительная экономическая зона
- § 8. Внутренние морские воды
- § 9. Международный район морского дна
- § 10. Правовое регулирование безопасности мореплавания
- § 11. Правовое регулирование сотрудничества государств в исследовании Мирового океана
- Тема 19. Международное воздушное право
- § 1. Понятие, принципы, источники международного воздушного права
- § 2. Правовой режим воздушного пространства
- § 3. Правовой статус воздушного судна и экипажа
- § 4. Борьба с актами вмешательства в деятельность гражданской авиации
- § 5. Международная организация гражданской авиации (икао)
- Тема 20. Международное космическое право
- § 1. Понятие, принципы, источники
- Международного космического права
- § 2. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
- § 3. Правовой статус космонавтов
- § 4. Правовой статус космических объектов
- § 5. Ответственность в международном космическом праве
- Тема 21. Международное экологическое право
- § 1. Понятие, принципы, источники
- Международного экологического права
- § 2. Источники международного экологического права
- § 3. Охрана окружающей среды и устойчивое развитие
- § 5. Основные объекты международно-правовой охраны окружающей среды
- Тема 22. Международное экономическое право
- § 1. Понятие, принципы,
- Источники международного экономического права
- § 2. Субъекты международного экономического права
- § 3. Международное финансовое право
- § 4. Международное торговое право
- § 5. Международное транспортное право
- § 6. Международное инвестиционное право
- Тема 23. Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
- § 1. Понятие международного научно-технического сотрудничества
- § 2. Источники норм и принципов международного научно-технического сотрудничества
- § 3. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники
- § 4. Международное ядерное (атомное) право
- § 5. Международное таможенное право
- Список использованной литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Содержание
- Конспект лекций «международное право»
- 423812, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, 10 а (11/29)