logo
Конспект лекций Международное право 2012 год

§ 4. Борьба с актами вмешательства в деятельность гражданской авиации

Одна из важнейших задач обеспечения безопасности гражданской авиации состоит в организации на международном и националь­ном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими авиа­ционной деятельности. Нормативную основу для проведения ме­роприятий такого рода образуют двух- и многосторонние соглаше­ния, имеющие непосредственной целью предотвращение, профилактику и пресечение подобных эксцессов. Принятие в этом направлении практических мер, в том числе мер админист­ративного, уголовного и гражданско-правового характера, отно­сится к компетенции государств – участников соответствующих международных договоров. По таким договорам их стороны обя­зуются разрабатывать, принимать и эффективно применять собст­венное законодательство, сообразующееся с конвенционными ус­тановлениями по таким вопросам, т. е. имплементировать соот­ветствующие конвенционные нормы.

Специальные принципы международного воздушного права служат платформой для формирования и применения системы юридических норм, институтов или же процедур, в соответствии с которыми осуществляется практическая деятельность пользова­телей воздушным пространством. Регулирование такой деятельно­сти и связанного с нею поведения соответствующих субъектов права применительно к определенным проблемам и ситуациям образует понятие правового режима использования данной про­странственной сферы. В это число входят определение процедур наделения летательных аппаратов статусом воздушного судна, во­просы их национальной принадлежности, профессиональной ква­лификации, характера, объема прав и обязанностей членов экипа­жей. Наиболее существенный элемент правового режима в этой об­ласти состоит в регулировании пользования суверенным и между­народным воздушными пространствами, т. е. порядка совершения международных и внутренних полетов. В блок таких правил вклю­чаются правовые и целевые основания и условия выполнения по­летов, требования таможенного, налогового (фискального), имми­грационного, санитарного и иного характера.

В законодательстве Российской Федерации ответственность за вмешательство в деятельность гражданской авиации, в частности, в форме захвата (угона) воздушного судна, зафиксирована в ст. Статья 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава». Объективная сторона данного преступления включает в себя наравне с угоном захват воздушного судна в целях угона.