logo
Конспект лекций Международное право 2012 год

§ 1. Понятие и источники права международной безопасности

Право международной безопасности – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют взаимодействие субъектов этого права в целях обеспечения мира и безопасности.

Концепция права безопасности разработана отечественными учеными. Соответствующие разделы имеются во всех отечественных учебниках. Эта отрасль указана и в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства РФ. Зарубежные авторы в большинстве случаев рассматривают относящиеся к отрасли нормы в разделах о неприменении силы, разоружении, праве международных организаций и др.

На протяжении всей истории человек мечтал о мире. Лучшие умы посвятили этой проблеме свои труды. Но только в наше время созрели условия, открывающие реальные перспективы обеспечения всеобщего мира. В прошлом государства стремились обеспечить свою безопасность самостоятельно или при помощи ограниченных союзов. Ныне мир и безопасность мыслимы лишь как всеобщие.

Последние десятилетия показали, что невозможно выиграть не только ядерную войну, но и гонку вооружений. Навязанная нашей стране гонка вооружений явилась одной из причин подрыва её экономики. Стала очевидной необходимость иных средств обеспечения безопасности, иных методов.

Безопасность каждого государства зависит от безопасности всех. Мир неделим. Отсюда необходимость широкого и активного сотрудничества государств. Эти усилия требуют затрат. Их естественным источником являются средства, которые шли на вооружение. Сокращение вооружения до уровня, необходимого для самообороны и участия в коллективных миротворческих действиях, стало требованием времени.

Важный вклад в формирование права международной безопасности принадлежит нашей стране.

В Декрете о мире 1917 г. в концепции справедливого, демократического мира содержались принципы системы мира и безопасности. Захватнические войны объявлялись «величайшим преступлением против человечества». Подлежали аннулированию грабительские, неравноправные договоры. В основу мирного урегулирования был положен принцип самоопределения. Урегулирование мыслилось как демократическое и на международном, и на национальном уровне. Переговоры о мире должны вестись «с участием представителей всех без изъятия народностей и наций, втянутых в войну». Окончательное утверждение всех условий мира осуществляется «полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций».

Известный немецкий юрист профессор Б. Грефрат пишет: «Начало новой эре в развитии международного права было положено «Декретом о мире», провозглашенным Октябрьской революцией в России в 1917 г. Впервые им была осуждена империалистическая война как международное преступление…»

Ограниченный вклад в формирование права международной безопасности внесла Лига Наций.

Вне ее также предпринимались усилия по обеспечению безопасности путем двусторонних и групповых договоров. Активную роль в этом играл СССР. Вся эта деятельность не увенчалась успехом, и тем не менее нельзя игнорировать ее значение для формирования права международной безопасности.

Опыт антигитлеровской коалиции доказал, что совместными усилиями государства способны победить агрессора и привлечь его к ответственности. Это давало уверенность и в их способности обеспечить послевоенный мир и безопасность. Концепция мира и безопасности была воплощена в Уставе ООН. Ее реализация помешала «холодная война». СССР приложил немалые усилия для её прекращения. В 1975 г. важные решения были приняты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1986 г. СССР предложил концепцию всеобъемлющей международной безопасности. Ее положения получили поддержку ООН в резолюциях 1986 г. и последующих лет, посвященных всеобъемлющей системе международного мира и безопасности.

Современная система безопасности мыслится как всеобъемлющая. Она охватывает не только военные и политические, но также и другие аспекты – экономические, экологические, гуманитарные и, разумеется, правовые. Особое значение придается развитию и совершенствованию демократии в международных отношениях и в государствах. На первый план выдвигается превентивная дипломатия. Предупреждение конфликтов, устранение угроз миру и безопасности является наиболее эффективным путем к обеспечению мира.

Как новая отрасль современного международного права, право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю сис­тему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопас­ности является комплексной отраслью современного междуна­родного права.

Основным источником, регламентирующим международ­но-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллектив­ных мер – главные из целей Организации Объединенных На­ций.

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамб­леи, содержащие принципиально новые нормативные поло­жения и ориентированные на конкретизацию предписаний Ус­тава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.) или «Определение аг­рессии» (1974 г.).

Важное место в комплексе источников права междуна­родной безопасности занимают взаимосвязанные многосторон­ние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно раз­делить на три группы.

1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его не­драх ядерного оружия и других видов оружия массового унич­тожения (1971 г.), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.) и др.

2. Договоры, ограничения вооружений в количественном и качественном отношениях. Это – Договор о запрещении испытаний ядерного, оружия в атмосфере, в кос­мическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о все­объемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 т.), Договор между Российской Федерацией и Соединен­ными Штатами Америки о дальнейшем сокращений и ограни­чении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).

3. Договоры, рассчитанные на предотвращения случай­ного (несанкционированного) возникновения войны. Это – Сог­лашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963,1971 гг.), (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.). Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971.г.), обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.).