logo
Конспект лекций Международное право 2012 год

§ 3. Виды государств – субъектов международного права

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству,– унитарные и фе­деративные.

Унитарное государство участвует в международных отношени­ях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности её составных частей в этом случае не возникает. Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятель­ность, но, как правило, не обладают конституционным правом са­мостоятельного участия во внешних сношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечает­ся в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в до­говоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без со­гласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

Помимо федерации история знает и другую форму сложного государственного объединения – конфедерацию, т. е. союз суве­ренных государств, объединившихся для достижения общих целей (например, взаимной обороны, внешних сношений и т. д.), которые определены в соглашении о ее создании. Конфедерация как таковая может наряду с государствами-членами выступать субъек­том международного права, если при ее создании государства-чле­ны возложили на конфедерацию осуществление определенных за­дач в области международных отношений. Например, согласно Союзной конституции Швейцарской конфедерации 1874 г. 22 су­веренных кантона создали союз, который являлся конфедератив­ным государством. Только этот союз имел право объявлять войну и заключать мир, а также заключать союзы и договоры с ино­странными государствами. В виде исключения кантоны сохраняли право заключать с иностранными государствами договоры по во­просам, касающимся публичного хозяйства, местных погранич­ных отношений и полиции. Тем не менее «эти договоры не долж­ны были содержать ничего противного Союзу или правам других кантонов» (ст. 9). Официальные сношения между кантонами и иностранными правительствами или их представительствами про­исходили через посредство Союзного совета. Он же рассматривал договоры кантонов друг с другом или с иностранными государст­вами и, если они были приемлемыми, утверждал их.