logo
Конспект лекций Международное право 2012 год

§ 4. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср

Россия в 1991 г. провозгласила себя правопродолжателем СССР. Президент Российской Федерации в своем посла­нии от 24 декабря 1991 г. информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех других органах и организациях системы ООН, «продолжается» при поддержке стран СНГ Российской Фе­дерацией и что она в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. В послании выражалась

просьба вместо названия «Союз Советских Социалистических Республик» использовать наименование «Российская Федерация» и рассматривать послание как «свидетельство полномочий пред­ставлять Россию в органах ООН всем лицам, имевшим в то время полномочия представителей СССР в ООН». Перед этим, имея в виду упомянутое решение СНГ, Европейское сообщество и его государства-члены приняли «к сведению, что международные пра­ва и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уста­ву ООН», будут продолжать осуществляться Россией. Генераль­ный секретарь ООН разослал обращение Президента России всем членам ООН и, учитывая мнение юридического советника ООН, исходил из того, что это обращение носит уведомительный харак­тер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН.

В случае континуитета нет необходимости признания со сто­роны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника. Напри­мер, 25 декабря 1991 г. страна – председатель ЕС (тогда Нидер­ланды) опубликовала заявление, в котором констатировалось, что с этого дня Россия считается имеющей международные права и несущей международные обязательства бывшего СССР, включая вытекающие из Устава ООН.

Правопреемство государств в отношении международных догово­ров.

Государства – участники СНГ в Меморандуме о взаимопонимании по вопросам правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный инте­рес от 6 июля 1992 г. определили общий подход к договорам СССР. В п. 1 Меморандума отмечается, что практически все мно­госторонние международные договоры бывшего Союза ССР пред­ставляют общий интерес для государств – участников Содружест­ва. Вместе с тем эти договоры не требуют каких-либо совместных решений или действий государств – участников СНГ. Вопрос об участии в этих договорах решается в соответствии с принципами и нормами международного права каждым государством-участни­ком самостоятельно, в зависимости от специфики конкретного случая, характера и содержания того или иного договора.

МИД Российской Федерации 13 января 1992 г. заявил, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выпол­нять обязательства, вытекающие из международных договоров, за­ключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР.

Правопреемство в отношении государственной собственности.

Движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР за пределами его территории, инвестиции, находя­щиеся за рубежом, были распределены в соответствии со следую­щей шкалой фиксированных долей в процентах на основе единого агрегированного показателя: Азербайджанская Республика – 1,64%; Республика Армения – 0,86; Республика Беларусь – 4,13; Республика Казахстан – 3,86; Республика Кыргызстан – 0,95; Республика Молдова – 1,29; Российская Федерация – 61,34; Рес­публика Таджикистан – 0,82; Туркменистан – 0,70; Республика Узбекистан – 3,27; Украина – 16,37. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,7%.

Согласно ст. 2 Соглашения о распределении всей собственно­сти бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. применение указан­ных выше фиксированных долей относится не только к недвижи­мости, используемой дипломатическими, консульскими и иными представительствами бывшего Союза ССР, и движимости, связан­ной с обслуживанием этих представительств, но также ко всем ви­дам инфраструктур и прибыли от их эксплуатации; к доходам от реализации всех видов собственности, принадлежавшей бывшему Союзу ССР за рубежом; к собственности и прибыли от деятельно­сти СССР, а также юридических лиц, находившихся под его юрисдикцией или контролем, включая совзагранбанки; прибыли, полученной от выполнения всех видов контрактных и других ви­дов работ в соответствии с двусторонними и многосторонними со­глашениями бывшего Союза ССР; к космическим, воздушным, морским, наземным и другим системам и инфраструктурам, а так­же прибыли, полученной от их эксплуатации. Согласованная шка­ла применяется также ко всем другим видам собственности быв­шего Союза ССР за рубежом.

Каждая сторона – участник Соглашения 1992 г. имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение при­читающейся и отошедшей к ней фиксированной долей от всей собственности бывшего СССР, а также правом на ее выделение в натуре.

Правопреемство в отношении государственных архивов.

Соглашение о правопреемстве в отношении госу­дарственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. предусматривает переход под юрисдикцию государств – участников СНГ государ­ственных архивов и других архивов союзного уровня, включая го­сударственные отраслевые архивные фонды бывшего Союза ССР, находящиеся на их территории. Стороны данного Соглашения имеют право на возвращение тех фондов, которые образовались на их территории и в разное время оказались за их пределами.

В случае, когда отсутствует возможность физического выделе­ния комплекса документов, каждое государство – член СНГ име­ет право доступа к ним и получения необходимых копий.

Правопреемство в отношении государственных долгов.

После распада СССР Российская Федерация как правопреемник Союза ССР приняла на себя обязательства о частичном урегулировании задолженно­стей бывшего СССР перед Финляндской Республикой. В Согла­шении от 30 мая 1995 г. определены условия реструктуризации за­долженности.

В соответствии с Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. бывшие союзные республики приняли на себя обязательство уча­ствовать в погашении и вести расходы по обслуживанию государ­ственного внешнего долга СССР в долях, согласованных сторона­ми. Доля России составляет 61,34%, Украины – 16,37, Республи­ки Беларусь – 4,13, Узбекистана – 3,27, Казахстана – 3,86%. Доля остальных республик составляет от 1,62 до 0,62%. Каждая из сторон несет раздельную в отношении других сторон ответствен­ность по выплате причитающейся ей доли долга. Государства-уча­стники взаимно гарантируют, что после полного погашения ка­кой-либо из сторон суммы долга, причитающейся этой стороне, они не будут предъявлять к этой стороне никаких претензий по оставшейся непогашенной части долга.

Стороны договорились, что моментом правопреемства в соот­ветствии с Договором является 1 декабря 1991 г.

В дальнейшем процедура погашения государственного внеш­него долга СССР была уточнена двусторонними соглашениями, заключенными сторонами Договора 1991 г. Например, Российская Федерация и Украина 9 декабря 1994 г. подписали Соглашение, в соответствии с которым Украина передала, а Российская Феде­рация приняла на себя обязательства по выплате доли Украины во внешнем государственном долге бывшего Союза ССР.