§ 3. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники
Объективные тенденции к расширению и углублению международного разделения труда в области науки и техники проявляются в различных новых формах международного научно-технического сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе. Проводятся многочисленные международные конгрессы, семинары, симпозиумы по всевозможным проблемам фундаментальной и прикладной науки и технологии, осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран.
Бурно развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий, научно-исследовательских, конструкторских работ, «ноу-хау» и др.).
Влияние научно-технического прогресса на жизнь людей привело к объективной координации национальных систем науки и техники в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В 1963 году в Женеве состоялась международная Конференция ООН по науке и технике в целях развития. В 1979 году в Вене была проведена вторая Конференция ООН по науке и технике в целях развития. На этих конференциях был выработан Всемирный план действий в области науки и техники, который является программой стратегии ООН в области науки и техники до 2000 года. Этот план рекомендовал учредить на высшем уровне межправительственный комитет по науке и технике в целях развития и создать фонд добровольных взносов, управляемый Программой развития ООН (ПРООН). Всемирный план действий состоит из 65 рекомендаций, разделенных на три группы: рекомендации, относящиеся к укреплению научно-технического потенциала развивающихся стран; рекомендации, касающиеся перестройки существующей структуры международных отношений в области науки и техники; рекомендации по усилению роли системы Организации Объединенных Наций в области науки и техники.
В соответствии с рекомендациями Венской конференции Генеральная Ассамблея ООН учредила Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития и образовала в рамках Секретариата ООН Центр по науке и технике. В 1981 году ООН были приняты меры по созданию Системы финансирования науки и техники в целях развития.
В 1992 году Экономический и Социальный Совет в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН о перестройке и активизации деятельности Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежных областях учредил функциональную комиссию по науке и технике в целях развития вместо Межправительственного комитета по науке и технике в целях развития и его вспомогательного органа – Консультативного комитета по науке и технике в целях развития и Центра по науке и технике.
На региональном уровне под эгидой ООН проводятся международные конференции по отдельным научно-техническим проблемам (по народонаселению в 1974 г. в Дели, по водным ресурсам в 1977 г. в Аргентине, по новым источникам энергии в 1981 г. в Найроби и др.).
Осуществление комплексных программ научных исследований проводится специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями. Таковы программа «Человек и биосфера» в рамках Международного гидрологического года в ЮНЕСКО, «Программа оценки мировых рыбных ресурсов» ФАО и ООН, ряд программ по изучению климата Всемирной метеорологической организации, «Программа Чернобыль» МАГАТЭ и ООН и др.
В рамках ЮНЕСКО создана Международная система научно-технической информации (ЮНИСИСТ). Исследованиями ряда глобальных проблем науки и техники (в области биологии, химии, электроники, коммуникаций) занимаются МАГАТЭ, ЮНИТАР, Международное агентство по изучению рака и др.
Научно-техническая помощь развивающимся странам осуществляется ПРООН и специализированными учреждениями ООН, региональными экономическими комиссиями и другими органами и организациями ООН.
ПРООН осуществляет свою деятельность в трех формах: направление в развивающиеся страны экспертов-консультантов; содействие в передаче технологии в рамках государственного и частного секторов; содействие в подготовке научно-технических кадров путем создания учебных центров, проведения курсов, семинаров и предоставления возможностей обучения в учебных заведениях ООН (Университет ООН, Университет Мира ООН, ЮНИТАР и др.).
Использование государствами достижений научно-технического развития, углубление международной специализации в этой сфере вытесняют традиционные формы торговли, способствуют утверждению в международном праве новых направлений научно-технического сотрудничества. К ним относятся международные научные связи и сотрудничество в области подготовки кадров как одна из специфических форм содействия развитию науки и техники.
В практике международного сотрудничества государств и международных организаций в области науки и техники сложились такие его виды, как: координация научно-технических исследований; совместные научно-исследовательские работы; научно-техническое кооперирование; заказные научно-исследовательские работы; обмен технической документацией; обмен образцами и материалами; взаимное командирование специалистов; консультации и экспертиза; аренда научно-технического оборудования; испытание образцов промышленного производства; закупка и продажа лицензий; обмен технологическими процессами; координация купли-продажи лицензий на рынках третьих стран; «ноу-хау»; международный книгообмен; содействие научно-техническим программам международных региональных организаций.
Различают следующие формы научно-технического сотрудничества: координация, кооперация, ассоциация, гармонизация, региональная интеграция.
Координация в области науки и техники представляет собой способ выработки государствами общей политики. Результатом координации являются международные программы в сфере совместной научно-технической деятельности.
Кооперация – это международно-правовая форма организации научных исследований, при которой государства осуществляют научно-исследовательские разработки, связанные общей темой или программой исследований, на основе международного договора или совместной программы.
Ассоциация представляет собой объединение с широкими внешними связями в научно-технической области. Примером таких ассоциаций являются научные объединения в рамках Британского Содружества наций, Движения неприсоединения и Контадорской группы.
Гармонизация представляет собой более глубокое согласование научно-технической деятельности государств. Международно-правовой акт, преследующий цель гармонизации, устанавливает принципы деятельности, осуществляемой под эгидой соответствующей международной организации. Примером могут служить договоры, действующие в рамках Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Технологическая программа ЕЭС «Эврика» и др.
Региональная интеграция позволяет обеспечить более тесное сотрудничество на всех уровнях, в том числе непосредственно между коллективами ученых. Такой степени интеграции достигли Скандинавские страны: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция. В области науки и высшего образования в этих странах установлены единообразные требования к учебным программам; стипендии, гранты и пособия, назначаемые студенту в одной стране, могут быть использованы в высших учебных заведениях другой. В сфере научных исследований возник целый ряд общескандинавских институтов.
Протоколы, программы и соглашения в области науки и техники. Взаимовыгодное международное сотрудничество в области науки и техники, осуществляемое на двусторонней основе, обеспечивает охрану прав на изобретение и интеллектуальную собственность.
В последние годы это сотрудничество отражает договоренности, зафиксированные в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и в Парижской хартии для новой Европы 1990 года. В двусторонних соглашениях о научно-техническом сотрудничестве определяются области сотрудничества, формы, виды и объем научных связей между научными учреждениями договаривающихся сторон. Основной частью таких соглашений являются положения о создании совместных комиссий по научно-техническому сотрудничеству.
Широкомасштабное сотрудничество государств в области промышленности, науки и техники привело к возрастанию объема обязательств договаривающихся сторон по международным договорам.
Региональные программы и договоры в области научно-технического развития. Совершенствование интеграционного процесса развития мирового хозяйства, ускорение научно-технического прогресса диктуют использование новых международно-правовых форм.
Стремление развивающихся стран к организации интеграционных процессов по так называемому принципу «Юг – Юг» объясняет специфику регионального сотрудничества в области науки и техники.
В 1991 году около двух третей африканских государств создали крупные институционные механизмы для разработки научно-технической политики, многие страны организовали в высших учебных заведениях новые факультеты научных исследований и проектно-конструкторских работ. В рамках Все африканского научного и технического союза подготовлена Программа по использованию достижений науки и техники в целях развития, которая является международным многосторонним региональным договором в этой области.
В Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе достигнут значительный прогресс в создании материально-технической базы, подготовке кадров и в создании научно-технической информационной инфраструктуры. Сложились благоприятные условия для научно-технической деятельности в целях развития. Разработан и подписан всеобъемлющий свод нормативных актов, направленных на развитие науки и техники стран – членов АСЕАН и других интеграционных экономических объединений этого региона. Характерной чертой политики стран этого региона в области науки и техники является отражение программ национального развития в совместных программах.
В Западной Азии и на Арабском Востоке возрос потенциал научно-исследовательских объектов и конструкторских работ, создано более 150 исследовательских центров, образован региональный информационный центр в области науки и техники, связанный с национальными и международными банками данных. Государства региона предприняли ряд инициатив по разработке региональной программы развития науки и техники для обоснования совместной политики и содействия коллективному самообеспечению в социальном и экономическом развитии.
В рамках латиноамериканского и карибского экономического интеграционного процесса все страны региона создали на национальном, субрегиональном и региональном уровнях механизмы правового регулирования деятельности в области науки и техники. Например, в Декларации Антигуа 1990 года сформулирован Экономический план действий по Центральной Америке, в котором определяются региональная политика и программа в области развития науки и техники.
В середине 80-х годов страны – члены ЕЭС предприняли шаги по выработке единой научно-исследовательской политики, определению приоритетных направлений и критериев совместной исследовательской деятельности. В 1984 году была принята специальная программа «Брайт», рассчитанная на стимулирование фундаментальных исследований, ориентированных на создание технических и технологических новшеств для традиционных отраслей промышленности: энергетической, химической, металлообрабатывающей, автомобильной и др. В 1985 году в ЕЭС была принята Программа технологического возрождения Европы «Эврика», которая в будущем будет олицетворять Европейское технологическое сообщество. Основные направления деятельности программы, такие как информационная техника, технология, биотехника, откроют перед человечеством ворота в третье тысячелетие. В программе принимают участие 19 государств. В 1990–1992 годах были заключены рамочные соглашения с рядом восточноевропейских стран о научно-техническом сотрудничестве в рамках программы «Эврика».
Для координации взаимодействия стран – членов Содружества Независимых Государств (СНГ) по Соглашению о межгосударственном научно-техническом сотрудничестве от 15 мая 1992 г. был создан Межгосударственный научно-технический совет, состоящий из полномочных представителей государств-членов. На него возлагается выполнение следующих функций: согласование предложений по направлениям межгосударственного научно-технического сотрудничества; выбор форм совместной научно-технической деятельности; представление на утверждение государствам – членам Содружества, а при наличии полномочий – утверждение документов по научно-техническому сотрудничеству; принятие решений о формировании рабочих органов Совета; утверждение регламента работы органов и сметы расходов на их содержание. Местопребыванием рабочих органов Совета является г. Киев (Республика Украина).
Универсальные международные договоры и программы в области науки и техники. Значительный объем научно-технического и технологического сотрудничества и координации деятельности государств в этой области осуществляется в рамках всемирных программ ООН, направленных на использование достижений науки и техники в целях развития. Согласно Заключительным документам Конференции ООН по науке и технике в целях развития 1963 года, осуществление научно-технических программ возложено на Программу развития ООН (ПРООН).
В рамках реализации Буэнос-Айресского плана действий ООН по развитию и осуществлению технического сотрудничества между развивающимися странами была принята Программа ООН по техническому сотрудничеству развивающихся стран. В 1984 году Центром по науке и технике ООН была принята Система оповещения о новых технологических достижениях (АТАС).
В уставах многих международных организаций и специализированных учреждений ООН прямо указывается на их научно-технические функции. Почти все международные организации и органы ООН в той или иной степени занимаются обсуждением вопросов науки и техники в качестве одного из аспектов социально-экономического развития.
В системе ООН в области науки и техники осуществляются следующие функции:
– разработка политики в области науки и техники (финансируется ПРООН и реализуется ФАО, ЮНЕСКО, ВОИС и Департаментом по экономическому и социальному развитию Секретариата ООН – ДЭСР);
– прогнозирование направлений научно-технического прогресса (финансируется Фондом ООН для науки и техники в целях развития и реализуется ДЭСР и ЮНИДО);
– осуществление программ научных исследований (финансируется ПРООН и реализуется ВОЗ, ЮНЕСКО и ЮНИДО);
– использование результатов научных исследований и разработок на практике (финансируется ПРООН, Фондом ООН по народонаселению – ЮНФПА – и реализуется ЮНИДО, ОАО и ВОЗ);
– организация региональных и международных связей (финансируется ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ФАО, ВОЗ и Международным фондом сельскохозяйственного развития – МФСР – и реализуется ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ и ЮНИДО);
– развитие образования и подготовка кадров в области науки и техники финансируются ПРООН. ВОИС. ЮНИСЕФ и МФСР. и реализуются ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, ФАО, ЮНИДО, ВМО и ВОИС);
– оценка и приобретение технологий (финансируются ПРООН, ЮНИСЕФ и ЮНФПА и реализуются ДЭСР, ЮНИСЕФ, ВОИС и МФСР);
– обеспечение деятельности научно-технических работников (финансируется ПРООН и ЮНЕСКО и реализуется ЮНЕСКО);
– оказание технических услуг (финансируется ПРООН и ЮНИСЕФ и реализуется ЮНИДО, ЮНЕСКО, ВОЗ и ФАО);
– охрана интеллектуальной собственности (финансируется ПРООН и реализуется ВОИС и ЮНКТАД);
– информационная деятельность (финансируется ЮНЕСКО и реализуется ЮНЕСКО и ВОИС).
- Введение
- Тема 1. Понятие и особенности современного международного права
- § 1. Понятие международного права
- § 2. Особенности международного права
- § 3. Функции международного права
- § 4. Внешняя политика и дипломатия
- § 5. Соотношение международного и внутригосударственного права
- § 6. Принципы международного права
- § 7. Соотношение международного публичного и международного частного права
- § 8. Наука международного права
- Тема 2. История развития международного права и его науки
- § 1. Возникновение международного права
- И периодизация его истории
- § 2. Международное право рабовладельческого общества
- § 3. Международное право феодального общества
- § 4. Международное право буржуазного общества
- § 5. Влияние социальных революций на международное право
- § 6. Международное право в условиях первой мировой войны и послевоенного периода
- § 7. Вторая мировая война и международное право
- § 8. Развитие международного права на современном этапе
- Тема 3. Нормы, источники и система международного права
- § 1. Понятие нормы международного права и её структура
- § 2. Понятие и виды источников международного права
- § 3. Международно-правовой обычай и международный договор
- § 4. Применение норм международного права
- § 5. Толкование норм международного права
- § 6. Источники международного права и национальное законодательство
- § 7. Кодификация и прогрессивное развитие норм международного права
- § 8. Система международного права
- § 9. Общепризнанные принципы международного права в его системе
- Тема 4. Субъекты международного права
- §1. Понятие и виды субъектов международного права
- § 2. Государства – основные субъекты международного права
- § 3. Виды государств – субъектов международного права
- § 4. Международная правосубъектность субъектов Российской Федерации
- § 5. Международные межправительственные организации как субъекты международного права
- § 6. Международные неправительственные организации как субъекты международного права
- § 7. Международная правосубъектность народов (наций)
- § 8. Государственно-подобные образования как субъекты международного права
- § 9. Международная правосубъектность индивидов
- Тема 5. Международно-правовое признание
- § 1. Понятие и виды международно-правового признания
- § 2. Особенности признания государств
- § 3. Особенности признания правительств
- § 4. Фактические отношения и признание
- Тема 6. Правопреемство государств
- § 1. Понятие правопреемства государств
- § 2. Основания правопреемства государств
- § 3. Объекты правопреемства государств
- § 4. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср
- Тема 7. Территория и международное право
- § 1. Понятие и виды территории в международном праве
- § 2. Правовые основания и способы изменения территории
- § 3. Состав государственной территории
- § 4. Правовой режим государственных границ
- § 5. Правовой режим международных и межнациональных рек, каналов
- § 6. Правовой режим Антарктики
- § 7. Правовой режим Арктики
- § 8. Правовой режим Архипелага Шпицберген
- Тема 8. Право мирных средств разрешения международных споров
- § 1. Понятие и система
- Мирных средств разрешения международных споров
- § 2. Непосредственные переговоры и консультации
- § 3. Международная согласительная процедура
- § 4. Разрешение международных споров в международных организациях
- § 5. Международное арбитражное и судебное разбирательство
- Тема 9. Ответственность и санкции в международном праве
- § 1. Понятие, субъекты и основания
- Международно-правовой ответственности
- § 2. Международные правонарушения: понятие и виды
- § 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- § 4. Ответственность за правомерную деятельность в международном праве
- § 5. Международные межправительственные организации как субъекты международного права
- § 6. Ответственность физических лиц за международные правонарушения
- § 7. Контрмеры и коллективные санкции в международном праве
- Тема 10. Население и гражданство в международном праве
- § 1. Понятие населения в международном праве
- 2. Международно-правовые аспекты гражданства
- § 3. Право убежища
- § 4. Беженцы, перемещённые лица и вынужденные переселенцы
- § 5. Предоставление политического убежища в Российской Федерации
- Тема 11. Права человека и международное право
- § 1. Права человека с позиции международного права
- § 2. Международные стандарты в области прав человека
- § 3. Классификация прав человека
- § 4. Этапы развития межгосударственного сотрудничества в области прав человека
- § 5. Международно-правовые механизмы защиты прав человека
- Тема 12. Право внешних сношений
- § 1. Понятие, источники и система права внешних сношений
- § 2. Понятие и источники дипломатического права
- § 3. Понятие и источники консульского права
- § 4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства
- § 5. Иммунитеты и привилегии консульского представительства
- § 6. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций
- Тема 13. Право международных организаций
- § 1. Понятие и признаки международной организации
- § 2. Особенности правосубъектности международной организации
- § 3. Классификация международных организаций
- § 4. Организация объединённых наций: цели и принципы
- § 5. Система органов Организации Объединенных Наций
- § 6. Постоянные представительства государств при оон
- § 7. Специализированные учреждения оон
- § 8. Региональные международные организации
- § 9. Международные конференции
- § 10. Международные неправительственные организации
- Тема 14. Право международных договоров
- § 1. Понятие международных договоров
- § 2. Классификация международных договоров
- § 3. Участники (стороны) международных договоров
- § 4. Форма и структура международных договоров
- § 5. Заключение международных договоров
- § 6. Действительность и недействительность международных договоров
- § 7. Вступление международных договоров в силу
- § 8. Выполнение международных договоров
- § 9. Толкование международных договоров
- § 10. Прекращение и приостановление действия международного договора
- Тема 15. Международное гуманитарное право
- § 1. Понятие, источники
- И принципы международного гуманитарного права
- § 2. Вооружённые конфликты
- § 3. Война и международное право
- § 4. Международно-правовая защита жертв войны
- § 5. Международно-правовая ответственность за нарушение правил ведения военных действий
- Тема 16. Право международной безопасности
- § 1. Понятие и источники права международной безопасности
- § 2. Цели и принципы права международной безопасности
- § 3. Преступность агрессии
- § 4. Система коллективной безопасности
- § 5. Разоружение и ограничение вооружений
- § 6. Меры укрепления доверия
- § 7. Международный контроль
- § 8. Миротворческие операции оон
- Тема 17. Международное уголовное право
- § 1. Понятие, источники
- И система международного уголовного права
- § 2. Понятие и виды международных правонарушений
- § 3. Международные преступления
- § 4. Преступления международного характера
- § 5. Выдача (экстрадиция) лиц для привлечения к уголовной ответственности
- Тема 18. Международное морское право
- § 1. Понятие, принципы, источники международного морского права
- § 2. Морские пространства и их правовой режим
- § 3. Открытое море
- § 4. Континентальный шельф
- § 5. Территориальное море
- § 6. Прилежащая зона
- § 7. Исключительная экономическая зона
- § 8. Внутренние морские воды
- § 9. Международный район морского дна
- § 10. Правовое регулирование безопасности мореплавания
- § 11. Правовое регулирование сотрудничества государств в исследовании Мирового океана
- Тема 19. Международное воздушное право
- § 1. Понятие, принципы, источники международного воздушного права
- § 2. Правовой режим воздушного пространства
- § 3. Правовой статус воздушного судна и экипажа
- § 4. Борьба с актами вмешательства в деятельность гражданской авиации
- § 5. Международная организация гражданской авиации (икао)
- Тема 20. Международное космическое право
- § 1. Понятие, принципы, источники
- Международного космического права
- § 2. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
- § 3. Правовой статус космонавтов
- § 4. Правовой статус космических объектов
- § 5. Ответственность в международном космическом праве
- Тема 21. Международное экологическое право
- § 1. Понятие, принципы, источники
- Международного экологического права
- § 2. Источники международного экологического права
- § 3. Охрана окружающей среды и устойчивое развитие
- § 5. Основные объекты международно-правовой охраны окружающей среды
- Тема 22. Международное экономическое право
- § 1. Понятие, принципы,
- Источники международного экономического права
- § 2. Субъекты международного экономического права
- § 3. Международное финансовое право
- § 4. Международное торговое право
- § 5. Международное транспортное право
- § 6. Международное инвестиционное право
- Тема 23. Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
- § 1. Понятие международного научно-технического сотрудничества
- § 2. Источники норм и принципов международного научно-технического сотрудничества
- § 3. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники
- § 4. Международное ядерное (атомное) право
- § 5. Международное таможенное право
- Список использованной литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Содержание
- Конспект лекций «международное право»
- 423812, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, 10 а (11/29)