Задачи и организация нотариата
Согласно Положению о нотариате и нотариальной деятельности нотариат – это система, включающая государственные органы и должностных лиц, которые обеспечивают защиту государственных интересов, прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем осуществления нотариальной деятельности (ст. 1).
Систему нотариата в Республике Беларусь образуют:
-
нотариусы;
-
уполномоченные должностные лица (руководитель, его заместитель, секретарь или член исполкома) местных исполнительных и распорядительных органов в населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор (нотариусов);
-
соответствующие должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь, совершающие нотариальные действия для граждан Республики Беларусь, находящихся за границей;
-
нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой.
Для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, создания для них максимальных удобств действующее законодательство (ст. 186 и 1047 Гражданского Кодекса Республики Беларусь) наделяет правом совершать некоторые нотариальные действия (удостоверение доверенности и завещаний) ряд должностных лиц лечебных, военных учреждений, ИТУ и др., а именно: главных врачей, их заместителей по медицинской части или дежурных врачей этих больниц, госпиталей и других лечебных учреждений, а также начальников госпиталей, директоров или главных врачей домов для престарелых и инвалидов, начальников экспедиций, мест лишения свободы и т.д.
Однако, поскольку преимущественно нотариальной деятельностью занимаются нотариусы государственных нотариальных контор, для совершения нотариальных действий в районах, городах, Министерством юстиции образуются государственные нотариальные конторы.
В городе Минске и областях (в городах, являющихся областными центрами) одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы. Она совершает наиболее ложные нотариальные действия и осуществляет методическое руководство государственными нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы.
Реестр государственных нотариальных контор ведет Министерство юстиции. Оно же утверждает штаты этих контор в пределах установленной для них штатной численности и выделенных на эти цели средств.
Управление государственной нотариальной конторой осуществляет заведующий, который решает вопросы организации ее работы. Заведующий имеет право совершать все нотариальные действия в качестве государственного нотариуса.
На должность государственного нотариуса может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства.
Назначение на должность государственного нотариуса лиц, претендующих на занятие этой должности впервые, после трехлетнего перерыва в работе, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий в качестве нотариуса, и в иных случаях, предусмотренных законодательством, допускается при соблюдении следующих дополнительных условий:
-
прохождение стажировки в качестве стажера нотариуса сроком до одного года (при назначении на должность после соответствующего перерыва в работе – до 6 месяцев);
-
сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, образованной Министерством юстиции.
Порядок прохождения стажировки, выдачи и аннулирования соответствующего свидетельства, а также образование и деятельности квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, компетенция этой комиссии определяется Министерством юстиции (ст. 13 Положения).
Лицо, впервые приступающее к работе государственного нотариуса, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
“Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю, что буду добросовестно исполнять обязанности нотариуса, защищать государственные интересы, права и законные интересы граждан и юридических лиц, хранить тайну нотариальных действий, всегда и везде беречь чистоту высокого звания нотариуса”.
Государственный нотариус подписывается под текстом присяги. Текст присяги, хранится в его личном деле.
Порядок принесения присяги определяется Министерством юстиции.
Согласно ст. 15 указанного положения заведующий государственной нотариальной конторы назначается на должность и освобождается от должности начальником управления юстиции местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с Министерством юстиции, а заведующий первой государственной нотариальной конторой.
Министерством юстиции, как правило, по представлению соответствующего управления юстиции;
Назначение на другие должности в государственной нотариальной конторе и освобождение от этих должностей осуществляется управлением юстиции местного исполнительного и распорядительного органа.
Руководство нотариатом осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиции местных исполнительных и распорядительных органов, другими государственными органами в пределах их компетенции.
Управления юстиции местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют непосредственный контроль за: исполнением служебных обязанностей нотариусами; правильностью совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами, а также за правильностью удостоверения завещаний и доверенностей другими должностными лицами, которые наделены правом совершать определенные нотариальные действия.
Должностные лица органов юстиции, уполномоченные на осуществление указанного контроля, имеют право знакомиться со сведениями и документами, касающимися исполнения нотариусами служебных обязанностей, совершаемых (совершенных) нотариальных действий, расчетов с гражданами и юридическими лицами, а также другими необходимыми документами.
Органы юстиции (Министерство юстиции и их управления на местах) и другие уполномоченные государственные органы рассматривают также жалобы, не связанные с законностью нотариальных действий или с отказом в их совершении (нарушение сроков совершения таких действий, несоблюдение установленных часов приема, грубое отношение к гражданам и т.п.).
Жалобу на неправильное совершение нотариального действия или неправильный отказ в его совершении заинтересованное лицо имеет право подать в районный (городской) суд по месту нахождения соответствующей государственной нотариальной конторы (рабочего места нотариуса), местного исполнительного и распорядительного органа в 10-дневный срок. Также жалобы, рассматриваются в суде в порядке производства, возникающих из административно-правовых отношений, однако условие отсутствия спора о праве гражданском.
Как уже ранее отмечалось, в Республике Беларусь действуют также и частные нотариусы. Всего Министерством юстиции с февраля 1993 г. было выдано 144 лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью. После издания Декрета Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. лицензии не выдавались и по состоянию на 5.02.99 г. в республике насчитывается 78 частных нотариусов1. Их правовой статус регламентирован Положением о порядке выдачи лицензий на право занятия частной нотариальной деятельностью и проведение эксперимента этого вида деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Министерством юстиции Республики Беларусь 25 января 1994 г. и зарегистрированным в реестре Государственной регистрации за № 188/12 от 27 января 1994 г. (с изменениями и дополнениями).
Согласно Положению лицензия на право занятия частной нотариальной деятельностью может быть выдана гражданину Республики Беларусь, постоянно проживающему в том городе, в котором проводится эксперимент – частной нотариальной деятельности, имеющему высшее юридическое образование и опыт работы в качестве нотариуса не менее одного года, а также прошедшему собеседование на предмет знания нотариальной деятельности в соответствующей Комиссии Министерства юстиции. Лицензия не могла быть выдана гражданину, признанному в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, ранее судимому за умышленные преступления, уволенному из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам. Решение об отказе в выдаче лицензии и об аннулировании ее могло быть обжаловано в суд в течение 30 дней со дня вынесения решения. Лицензия может быть аннулирована Министерством юстиции при нарушении частным нотариусом законодательства, регулирующего нотариальную деятельность.
После выдачи лицензии частный нотариус должен был получить регистрационное свидетельство в Управлении юстиции облисполкома (Мингорисполкома) и в течение трех месяцев начать нотариальную деятельность. Частный нотариус работает индивидуально или может объединиться с одним, двумя или более частными нотариусами, создав нотариальное бюро. Частный нотариус должен иметь свою печать, а также удостоверительный штамп и бланки нотариальных документов, открыть расчетный счет и другие счета (в том числе и валютный) для хранения денежных средств.
Частный нотариус может совершать все виды нотариальных действий, предусмотренные ст. 13 Закона Республики Беларусь “О государственном нотариате”, за исключением:
-
выдачи свидетельств о праве на наследство;
-
выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе пережившему супругу;
-
наложения и снятия запрещения отчуждения недвижимого имущества, в том числе земельного участка.
Вместе с тем Министерство юстиции вправе разрешить частному нотариусу совершать все виды нотариальных действий без исключения. Частный нотариус имеет право совершать любые нотариальные действия, для которых не предусмотрено определенное место их совершения. Нотариальные действия, для которых установлено определенное место их совершения, частный нотариус совершает в том регионе, на который ему выдана лицензия на осуществление этого вида деятельности.
Частный нотариус обязан иметь рабочее помещение для надлежащего обслуживания физических и юридических лиц, которое должно быть открыто для приема в рабочие дни не менее шести часов.
Профессиональным объединением частных нотариусов является Белорусская нотариальная Палата, осуществляющая методическое руководство и контроль за их деятельностью. Общее государственное руководство частными нотариусами, как и государственными нотариальными конторами, осуществляет Министерство юстиции и его Управления на местах.
Таким образом, нотариат в Республике Беларусь, являясь особым правовым институтом, включает: государственные нотариальные конторы; органы местной власти на местах, где нет нотариусов; консульские учреждения за рубежом, а также нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой. Кроме того, как указывалось выше, некоторые нотариальные действия разрешается совершать уполномоченным должностным лицам лечебных, военных учреждений, ИТУ и др.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы