Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
В соответствии со ст. 37 УПК Республики Беларусь органами дознания являются :
-
органы милиции;
-
органы государственной безопасности;
-
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
-
начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;
-
органы пограничных войск;
-
таможенные органы;
-
органы финансовых расследований;
-
органы государственного пожарного надзора;
-
капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;
10)главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.
Независимо от их ведомственной принадлежности, общим для всех органов дознания является то, что при производстве дознания они выполняют одни и те же задачи.
Уголовно-процессуальный закон определяет две формы дознания: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно и дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.
В первом случае, согласно ст. 186 УПК РБ, орган дознания, при наличии признаков преступления, возбуждает уголовное дело. Деятельность органа дознания в данном случае начинается с производства неотложных следственных и других процессуальных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким действиям уголовно-процессуальный закон относит: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назначение экспертиз. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
После выполнения неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания обязан передать дело следователю, а в случае неустановления в этот срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, если преступление не представляет большой общественной опасности и является менее тяжким,. то продолжает расследование до установления данного лица. После передачи уголовного дела следователю, орган дознания может проводить по нему следственные, другие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах.
По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания производит расследование в полном объеме, заканчивая вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или постановления о прекращении производства по уголовному делу (ст. 187, ст. 191 УПК РБ).
Среди перечисленных выше органов дознания необходимо в первую очередь выделить милицию. Милиция является одной из структур Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. “О милиции”1, задачами милиции являются: охрана общественного порядка; обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности; предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений; обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; защита всех форм собственности от противоправных посягательств; оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.
Милиция в Республике Беларусь состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности, специальной, транспортной и милиции по организованной преступности и коррупции. (Ст. 8 Закона РБ “О милиции”)
Криминальная милиция решает задачи выявления и раскрытия преступлений. В состав криминальной милиции входят подразделения:
-
уголовного розыска;
-
по борьбе с экономическими преступлениями;
-
экспертно-криминалистические;
а также другие подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения экспертных исследований по материалам оперативно-розыскной деятельности, по делам о преступлениях и административных правонарушениях и оказания помощи милиции в решении возложенных на нее обязанностей (ст. 10 Закона РБ “О милиции”).
Милиция общественной безопасности выполняет указанные выше задачи милиции, кроме тех, которые возлагаются на криминальную милицию.
В состав милиции общественной безопасности входят: дежурные части; подразделения патрульно-постовой службы; паспортной службы, виз и регистрации; службы дознания; участковые инспектора милиции; изоляторы временного содержания задержанных; спецприемники; приемники –распределители; учебные пункты и другие учреждения и подразделения, необходимые для осуществления обязанностей милиции.(ст. 11 Закона РБ “О милиции”).
Как криминальная, так и милиция общественной безопасности входят в состав территориальных отделов и управлений внутренних дел. Их начальники являются по должности заместителями начальников управлений, отделов внутренних дел, соответствующих административно-территориальных образований.
Специальная милиции, ее органы и подразделения образуются Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ему подотчетны. В состав специальной милиции входят: милиция охраны объектов по договорам; милиция режимных территорий и объектов; государственная автомобильная инспекция; дорожно-патрульная служба; высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей.(ст. 12 Закона РБ “О милиции”).
Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранности грузов и другие задачи, вытекающие из обязанностей милиции. В состав транспортной милиции входят: криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистические, а также иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности); милиция общественной безопасности (дежурные части, подразделения патрульно-постовой и профилактической службы, службы спецконтроля авиапассажиров в аэропортах, другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности транспортной милиции).
Начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности на транспорте являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел на транспорте, подчиняются им и, соответственно, начальникам криминальной милиции и милиции общественной безопасности вышестоящих органов внутренних дел на транспорте.(ст. 12/1 Закона “О милиции”).
Милиция по организованной преступности и коррупции в пределах своей компетенции решает задачи предотвращения и пресечения, обнаружения и раскрытия убийств, актов терроризма, незаконного оборота оружия, деятельности организованных преступных групп, преступных организаций, банд, незаконных вооруженных формирований, других преступлений, имеющих большой общественный резонанс, транснациональный характер, а также разработки и осуществления мер по предотвращению и пресечению проявлений коррупции в государственных органах, легализации преступных доходов.
Областные, региональные и на транспорте подразделения милиции по организованной преступности и коррупции при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь образуют единую централизованную систему подразделений этой милиции.(ст. 12/2 Закона “О милиции”).
Руководство милицией Республики Беларусь осуществляется Министром внутренних дел. В областях, городе Минске, других городах, районах, за исключением милиции по организованной преступности и коррупции, руководят соответственно начальники областных, Минского городского, городских, районных отделов внутренних дел. Начальники милиций и их заместители обладают процессуальными полномочиями органа дознания. Данные лица поручают проведение дознания и следственных действий по поручению следователя подчиненным работникам из числа начальствующего состава (оперативным уполномоченным, участковым инспекторам и др.). Следует сказать, что милиция, как орган дознания, не должна подменять в своей деятельности иной орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела, производстве дознания и т.д.
Начальник милиции, как правило, поручает расследование уголовного дела в форме дознания штатному дознавателю. Он как бы делегирует свои полномочия в части проведения дознания соответствующему сотруднику. Таким образом, начальник милиции или его заместитель, осуществляя ведомственный контроль за деятельностью дознавателя, в то же время выполняют процессуальные функции. Данные функции определены Уголовно-процессуальным законом Республики Беларусь.
Начальник органа дознания дает указания дознавателю о производстве дознания, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела и материалов, производстве отдельных следственных и других процессуальных действий; передает дела и материалы от одного дознавателя другому; поручает производство дознания нескольким дознавателям, а также вправе лично проводить дознание, приняв это дело к своему производству или выполняя отдельные следственные и другие процессуальные действия и т.д.
Указания начальника органа дознания дознавателю по расследуемому им уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения.
Несмотря на то, что дознаватель проводит расследование уголовного дела по поручению начальника милиции и полной процессуальной самостоятельностью не обладает, он является должностным лицом и осуществляет досудебное производство в пределах своей компетенции. (ст. 39 УПК РБ.)
Органам государственной безопасности, как органам дознания, присущи полномочия, которые имеются у других органов дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органа дознания ограничивается производством по подследственным им делам. Органы государственной безопасности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, контрабанды и ряда других преступлений.
Правовой основой деятельности КГБ является Конституция Республики Беларусь, Закон РБ “Об органах государственной безопасности” от 3 декабря 1997 года и Положения о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь.
Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов ведут дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Производство дознания поручается наиболее подготовленным офицерам дознавателям. Их назначение осуществляется путем вынесения воинским начальником приказа. Дознаватель расследует уголовное дело строго следуя уголовно-процессуальному закону и Инструкции для органов дознания в Вооруженных Силах.
Начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов ведут дознание по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. Дознание по уголовным делам осуществляется офицерами внутренней службы МВД, которые являются работниками ИТУ. Как правило, эти лица состоят на штатных должностях в качестве дознавателей. Руководитель ИТУ, как орган дознания, осуществляет ведомственный и процессуальный контроль за производством по уголовному делу строго в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Наряду с уголовно-процессуальной деятельностью, учреждения уголовно-исполнительной системы наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с Законом “О пограничных войсках Республики Беларусь” от 5.11.1992 г., с изменениями и дополнениями от 06.01.1999 г., на пограничные войска возлагаются следующие задачи:
-
обеспечение суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь и защита ее интересов на Государственной границе;
-
участие в решении задач территориальной обороны;
-
содействие правоохранительным, природоохранным и санитарно-контрольным органам в защите граждан, природных богатств и окружающей среды и другие.
В целях осуществления этих задач на руководство пограничных войск возлагаются полномочия по расследованию уголовных дел в форме дознания о незаконном пересечении Государственной границы (ст. 9 Закона “О пограничных войсках Республики Беларусь”), а также проводить оперативно-розыскные мероприятия (ст. 7 Закона РБ “Об оперативно-розыскной деятельности”). Дознание проводят наиболее опытные и подготовленные офицеры органов пограничных войск. Порядок организации и деятельности по расследованию преступлений в органах пограничных войск аналогичен тому, который установлен для дознания в Вооруженных Силах.
Таможенные органы осуществляют дознание по делам о контрабанде, незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Республики Беларусь1. (ст. 220 ТК РБ).
В таможенных органах Республики Беларусь в качестве органов дознания выступают Государственный таможенный комитет, таможенные управления, таможни и таможенные посты. Во всех указанных органах, за исключением таможенных постов, действуют подразделения по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. Руководство таких подразделений обладает полномочиями по производству дознания.. Ими решается вопрос о возбуждении уголовного дела и направлении его для дальнейшего расследования дознавателю. Выполнив неотложные следственные действия, уголовное дело передается для дальнейшего расследования следователю КГБ по подследственности. Работники таможенных органов при производстве дознания руководствуются нормами УПК и Таможенного кодекса Республики Беларусь.
Органы финансовых расследований, являясь органом дознания, образуют единую централизованную систему, в которую входят: Государственный комитет финансовых расследований (ГКФР); управления ГКФР по областям и городу Минску; межрайонные отделы управлений ГКФР по областям и городу Минску.
Государственный комитет финансовых расследований является правоохранительным органом, к основным задачам которого относятся:
-
предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере применения законодательства о предпринимательстве и налогах;
-
производство дознания и предварительного следствия по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах и другим делам, отнесенным к его ведению;
-
обеспечение защиты сотрудников государственных налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;
-
разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению проявлений коррупции в государственных налоговых органах;
-
взаимодействие с оперативными и следственными подразделениями правоохранительных органов республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью в сфере экономики.
Для выполнения поставленных задач органы финансовых расследований наделены правомочиями самостоятельного правоохранительного органа и названы финансовой милицией. Они вправе производить не только дознание по делам, отнесенным к их компетенции, но и предварительное следствие, осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, а также рассматривать дела об административных правонарушениях. В своей деятельности данные органы руководствуются Законом Республики Беларусь “О милиции”, Законом Республики Беларусь “О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь” и Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”. Производство дознания органами финансовых расследований ничем не отличается от дознания, которое осуществляется милицией.
В соответствии с Законом Республики Беларусь “О пожарной безопасности” от 15 июня 1993 г. с изменениями и дополнениями от 13 ноября 1997 г.1, военизированная пожарная служба состоит из Главного управления военизированной пожарной службы, подчиненных ему областных и Минского городского управлений военизированной пожарной службы, отрядов, частей, постов, а также научных учреждений, учебных заведений и специальных подразделений. Указом Президента Республики Беларусь от 11 сентября 1998 г. № 442, военизированная пожарная служба выделена из состава Министерства внутренних дел и присоединена к Министерству по чрезвычайным ситуациям1.
Государственный пожарный надзор, как специальный вид государственной надзорной деятельности, возложен на должностных лиц военизированной пожарной службы. Руководство республиканского органа управления данной службы, а также территориальных (областных, городских, города Минска, районов) органов службы по должности являются государственными инспекторами по пожарному надзору. На этих должностных лиц, согласно действующему Уголовно-процессуальному законодательству, возложены полномочия по производству дознания по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Как правило, в случае пожара на место происшествия выезжает инспектор органов пожарного надзора, который выступает в данном случае как лицо, производящее дознание. Каких-либо отличительных особенностей осуществления дознания этими должностными лицами от дознания, проводимого другими схожими органами, не имеется.
Капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов расследуют уголовные дела в форме дознания в связи с совершенным преступлением на судах. Необходимо подчеркнуть, что данные должностные лица полномочны возбудить уголовное дело о любом преступлении, если совершено оно во время плавания корабля или полета воздушного судна. Если преступление совершается в порту приписки (аэропорту) или другом порту, то дознание осуществляется милицией (прокуратурой) на железнодорожном, воздушном, речном транспорте.
Дознание может быть произведено как самим капитаном, командиром судна, либо по его поручению(приказу) достаточно грамотным членом экипажа. Вся деятельность по расследованию дела должна строго соответствовать нормам УПК Республики Беларусь.
Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь, являясь органом дознания, осуществляют расследование уголовных дел по преступлениям, совершенным в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений. Дипломатические представительства и консульские службы обладают иммунитетом от юрисдикции иностранных государств, на территории которых они расположены. В этой связи вся деятельность по производству дознания регламентируется действующим уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь и никаких исключений от общих правил не имеет.
В соответствии с Законом Республики Беларусь “Об оперативно-розыскной деятельность” от 9 июля 1999 г.2 Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставлено оперативным подразделениям:
-
органов внутренних дел;
-
органов государственной безопасности;
-
пограничных войск;
-
органов государственной охраны: службы безопасности Президента Республики Беларусь и Главного управления государственной охраны при Президенте Республики Беларусь;
-
органов финансовых расследований;
-
таможенных органов;
-
органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.
Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов. Она способствует решению задач уголовного процесса и защите прав и свобод личности, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно-опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных (ст. 7 УПК).
В задачи оперативно-розыскной деятельности входит способствование решению задач уголовного процесса негласными методами. Поскольку многие опасные преступления, совершаются в условиях неочевидности, раскрытие их без негласной работы практически невозможно. Поэтому согласно ст. 9 Закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать помощь на конфиденциальной основе этим органам.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, участков местности, транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических средств связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий не противоречит требованиям Конституции Республики Беларусь. О возможности определенного ограничения прав и свобод гражданина сказано в ст. 23 Конституции Республики Беларусь: “ Ограничения прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц”.
В Законе “Об оперативно-розыскной деятельности” предусмотрены гарантии принятия законного и обоснованного решения об ограничении прав граждан. Так, в ч. 2 ст. 6 сказано, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению либо ограничению прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
Согласно закону оперативно-розыскная деятельность может производиться как до возбуждения уголовного дела с целью выявления подготавливаемых преступлений и уже совершенных, так и по возбужденному уголовному делу.
Получаемые в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, могут быть использованы при планировании расследования и подготовки следственных действий. Материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, могут быть признаны в качестве источников доказательств при условии, если они получены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, представлены, проверены и оценены в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы