logo
Судоустройство (полный курс лекций)

Развитие, задачи и роль хозяйственных судов

Хозяйственные суды – первые органы судебной власти экономической юрисдикции в истории отечественного судоустройства. Эти суды появились в 1991 г. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет в нашей стране (впрочем, как и в РСФСР и в других союзных республиках бывшего СССР) действовали органы государственного и ведомственного арбитража. Arbitr – латин. слово, переводится как третье независимое лицо, посредник. По своей юридической природе органы арбитража были административно-судебными учреждениями, разрешавшими преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, учреждениями и организациями соответственно разных или одного ведомства и выполнявших одновременно некоторые функции исполнительно-распорядительного характера. Причем, ведомственный арбитраж занимал подчиненное положение по отношению к государственному арбитражу, так называемому арбитражу общей компетенции.

Согласно ст. 1 Закона хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 2 Закона их основными задачами являются:

Осуществляя работу по предупреждению нарушений законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях при выполнении договорных обязательств, хозяйственные суды анализируют данные и материалы, характеризующие причины этих нарушений, разрабатывают и принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению, ведут пропаганду хозяйственного законодательства, направляют государственным, в том числе правоохранительным, контролирующим и иным органам частные определения о выявленных нарушениях законодательства и вносят предложения об их устранении. Причем, эти частные определения обязательны для исполнения организациями и гражданами.. О мерах, принятых по материалам частных определений, сообщается в хозяйственный суд не позднее месячного срока с момента поступления частного определения.

В установленном порядке о нарушениях, допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, суды информируют Президента Республики Беларусь, Парламент, Совет Министров и другие заинтересованные государственные органы.

Хозяйственные суды изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику и о результатах сообщают Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь.

Весьма важное значение имеет разработка Высшим Хозяйственным Судом предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего хозяйственные (экономические) отношения.

Это осуществляется на основе изучения и обобщения практики рассмотрения споров хозяйственными судами. В необходимых случаях для этой работы привлекаются специалисты из других организаций и научные работники.

Принципами организации и деятельности хозяйственных судов в соответствии со ст. 2 Закона о хозяйственных судах являются: 1) законность; 2) независимость судей при осуществлении правосудия; 3)состязательность и равенство сторон в процессе; 4) открытость и гласность судебного разбирательства; 5) свободный доступ к правосудию; 6) обязательность судебных актов для всех организаций и граждан.

Как видим, в основе построения и функционирования хозяйственных судов, лежат те же демократические начала, которые являются конституционными основами организации и деятельности и других судов, входящих в судебную систему.