Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности Хозяйственным процессуальным кодексом. Так, согласно ст. 29 этого кодекса Высший Хозяйственный Суд рассматривает хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами республики, а также между административно-территориальными единицами; споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; споры, связанные с государственными секретами и иные споры, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда. Ему предоставлено право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело. Высший Хозяйственный Суд рассматривает такие дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Таким образом, Высший Хозяйственный Суд выполняет три судебные функции: действует в качестве суда первой, надзорной инстанции и судебной инстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Кроме того, Высший Хозяйственный Суд: обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 1 ст. 116 Конституции Республики Беларусь; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в указанной сфере; осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах; осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами; решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией, Законом о хозяйственных судах и другими законодательными актами.
Высший Хозяйственный Суд наделен законом правом принимать по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и взаимоотношений между ними правовые акты, обязательные для хозяйственных судов.
Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляются через его структурные подразделения, которые четко регламентированы законом.
Согласно ст. 14 Закона о хозяйственных судах важнейшие вопросы деятельности этих судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда. Пленум действующий в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, его первого заместителя и заместителей, судей этого суда и председателей хозяйственных судов областей и г. Минска.
В заседаниях Пленума вправе принимать участие:
-
Президент Республики Беларусь и его представители;
-
председатели палат Национального Собрания Республики Беларусь;
-
Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители;
-
председатель Конституционного Суда;
-
председатель Верховного Суда;
-
Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители;
-
председатель Комитета государственного контроля и его заместители;
-
министр юстиции и его заместители.
По приглашению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи и специалисты аппарата хозяйственных судов, иных государственных органов, научных учреждений, других организаций, члены Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде, а также граждане.
Пленум Высшего Хозяйственного Суда как высший коллегиальный орган этого суда наделен широкими и ответственными полномочиями, перечисленными в ст. 15 Закона “О хозяйственных судах”.
Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь: рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов; рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории республики; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключения в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает заключения Конституционного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь и другим законодательным актам; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Кроме того, Пленум Высшего Хозяйственного Суда заслушивает сообщения председателей судебных коллегий этого суда, председателей хозяйственных судов о деятельности этих судов и практике применения законодательства при разрешении хозяйственных споров. Пленум избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей Высшего Хозяйственного Суда секретаря Пленума, который освобождается от выполнения обязанностей по основной деятельности. Пленум избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя этой коллегии и его заместителя, заслушивает отчеты о деятельности этой коллегии.
Пленум Высшего Хозяйственного Суда утверждает по представлению Председателя этого суда состав коллегии по проверки законности решений хозяйственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров, а также состав научно-консультативного совета при этом суде и положение о нем, осуществляет и иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
По вопросам, отнесенным к его полномочиям, Пленум Высшего Хозяйственного Суда принимает постановления.
Пленум созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а в его отсутствие – первым заместителем по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца. О времени его созыва и вопросам, вынесенным на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума и должностные лица, которые в праве принимать участие в его заседаниях.
Пленум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Пленума. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума. Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума, оформление его актов и контроля за их выполнением устанавливается Регламентом Пленума Высшего Хозяйственного Суда, который утверждается Пленумом этого суда.
Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь образован Указом Президента Республики Беларусь осенью 1997 г. в количестве 9 судей. Президиум действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей этого суда. Причем, Председатель, первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда входят в состав Президиума по должности. Количественный и персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный Прокурор Республики Беларусь или его заместитель. По приглашению председателя этого суда в заседании президиума могут принимать участие судьи и специалисты аппаратов хозяйственных судов, также другие лица, указанные в Законе.
Президиум Высшего Хозяйственного Суда наделе также широкими полномочиями, хотя и значительно уже, чем Пленум этого Суда.
Президиум: рассматривает протесты и представления на постановления коллегии Высшего Хозяйственного Суда по проверке законности решений хозяйственных судов; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым коллегией Высшего Хозяйственного Суда приняты постановления, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений выносимых на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда, председателя и судей хозяйственных судов областей; оказывает помощь хозяйственным судам в правильном применении законодательства при разрешении хозяйственных споров; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
По вопросам своего ведения Президиум, как и Пленум, принимает постановления. Президиум высшего Хозяйственного Суда созывается Председателем этого суда, а в его отсутствие – первым заместителем Председателя. Правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления принимаются открытым голосованием большинства голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписывается председательствующим на заседании. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования, при принятии решения. Правила подготовки, порядок проведения заседаний Президиума оформление его решений и контроля за их исполнением устанавливаются регламентом Президиума Высшего Хозяйственного Суда, утверждаемым Пленумом этого суда.
Таким образом, порядок работы Президиума Высшего Хозяйственного Суда принципиально ничем не отличается от порядка работы Пленума этого суда.
Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда создаются из числа судей этого суда. Их составы утверждает Пленум по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
Председатель Высшего Хозяйственного Суда или его заместитель в случаи необходимости вправе своим решением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда рассматривают в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов. Анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляет иные, предусмотренные законодательными актами полномочия.
Порядок проведения заседаний судебных коллегий указанного суда, принятия решений, контроль за их исполнением, другие вопросы организации их работы определяются Хозяйственным процессуальным кодексом, а также регламентами судебных коллегий, утверждаемыми Пленумом Высшего Хозяйственного Суда.
В судебных коллегиях Высшего Хозяйственного Суда из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, могут быть образованы судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Они формируются Председателем Высшего Хозяйственного Суда, первым заместителем или заместителем Председателя.
Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда № 6 28 ноября 1998 г. в этом суде и хозяйственных судах областей были образованы специализированные составы, а позже и судебные коллегии по рассмотрению споров с участием налоговых органов, а также дел о банкротстве (экономической несостоятельности).
Это обусловлено спецификой и сложностью налогового законодательства, высоким уровнем нарушений его налогоплательщиками (субъектами хозяйствования) и ошибок, допускаемых налоговыми органами, важностью своевременного и правильного разрешения этой категории споров.
Кроме того, в рамках всей системы хозяйственных судов, а также отдельно взятого хозяйственного суда посредствам издания приказов председателями соответствующего суда возможно введение специализации путем образования судебных составов либо определения отдельных судей для рассмотрения дел о признании актов государственных и иных органов недействительными, дел с участием таможенных органов, банков, страховых компаний, иностранных и совместных предприятий и других актуальных категорий дел.
Такая специализация способствует повышению профессионализма судей, качества и оперативности рассмотрения споров, что, в конечном итоге, усиливает эффективность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов хозяйствования.
Первичное звено системы судов хозяйственной юрисдикции – хозяйственные суды областей и г. Минска – согласно ст. 29 Закона о хозяйственных судах: рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом следует подчеркнуть, что производство по рассмотрению судебных актов в кассационной инстанции – новый институт для хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь, позволяющий не только быстро, без волокиты устранить ошибки, допущенные судом первой инстанции, но также обеспечить правильное окончательное разрешение спора1. Дела в этой инстанции рассматриваются в составе не менее трех судей хозяйственного суда.
Хозяйственные суды областей и г. Минска изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; готовят предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы