logo
Судоустройство (полный курс лекций)

Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)

Историко-правовые курсы знакомят студентов-юристов с происхождением и развитием суда в Беларуси, начиная с древних времен и кончая его новейшей историей. В нашем небольшом по объему курсе прослеживаются основные этапы развития суда в Беларуси в последние десятилетия, в советский и постсоветский периоды с тем, чтобы более глубоко и осмысленно изучить действующую судебную систему, ее реформирование в современных условиях общественного развития.

Судебная система Беларуси в указанные годы прошла сложный, противоречивый путь развития, тесно связанный с историей государства, частью которого она являлась и является. Можно выделить несколько этапов в истории судебной системы, первый из которых охватывает 1917-1921 г.г. Это были годы революционного слома, упразднения старой судебной системы и создания нового советского суда.

Нужно отметить, что в дореволюционной России действовала в то время достаточно прогрессивная судебная система, введенная судебными уставами 1864 г. Они декларировали такие демократические принципы и институты как несменяемость судей, их независимость от администрации, выборность мирового суда, учредили суд присяжных заседателей, институт адвокатуры и др. Действовали местные и общие суды. К первым относились волостные суды, мировые суды и съезды мировых судей, ко вторым – окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат с его многочисленными департаментами1. Функционировали также специализированные суды (коммерческие, детские суды, церковные, военные и т.д.).

Новая власть считала необходимым полностью упразднить старую судебную систему как составную часть аппарата угнетения и подавления трудящихся.

В Белоруссии, как и в центре России, на Украине и в других местах, процесс революционного слома существовавшей судебной системы начался с первых дней Октябрьской революции. На местах по инициативе трудящихся под руководством большевиков стали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советской судебной системы на новых пролетарских основах.

Исходным правовым документом Советской власти в области судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде № 12. Его значение заключалось в том, что, законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрел организацию новых советских судов на таких демократических началах как выборность судей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласность процесса и др.

Сразу же после обнародования Декрета началось создание местных судов и революционных трибуналов, предусмотренных указанным Декретом. Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных преступлениях, вторые – для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для Советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными) судами.

Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2, изданным 7 марта 1918 г.1 были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народные суды и Верховный судебный контроль созданы не были.

В Беларуси, входившей до января 1919 г. в состав Российской Федерации, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации общих судов и революционных трибуналов2.

Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г.3, повсеместно учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей. В каждом из судебных округов для рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов создавался Совет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля.

Образование Белорусской ССР в области судебного строительства было отмечено опубликованием в середине января 1919 г. постановления Народного комиссариата юстиции республики об организации народного суда. Оно подтвердило упразднение в БССР старых судебно-следственных учреждений и объявило о создании органов пролетарского правосудия.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получают широкое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований. Неслучайно эти годы иногда называют годами “требунальной юстиции”. Действовали следующие основные виды этой юстиции: 1) губернские революционные трибуналы во главе с Кассационным трибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК; 2) революционные военные трибуналы во главе с Революционным военным трибуналом при Революционном военном совете республики; 3) революционные военные железнодорожные трибуналы – с Главным военным железнодорожным трибуналом при народном комиссариате путей сообщения.

После образования БССР в январе 1919 г. в республике наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционные трибуналы. В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г. действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабре 1920 г. был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР1. Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды

республики.

Назначение революционных трибуналов заключалось в защите завоеваний Октября, борьбе с контрреволюционерами, спекулянтами, дезертирами. Это были чрезвычайные, исключительные суды, органы “классовой борьбы”, “классовой расправы” с политическими противниками. Их появление было вызвано конкретными историческими условиями, которые привели к гражданской братоубийственной войне с ее неисчислимыми бедами и человеческими жертвами. Изучение истории, организации и деятельности революционных трибуналов в Беларуси еще ждет своего исследователя.

Таким образом, для первого периода истории советского суда характерна организационная раздвоенность судебной системы, которая включала наряду с общими и чрезвычайные (исключительные) суды.

Второй период истории советского суда в Беларуси – это 1922-1935 г.г. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республика приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления законности и развития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическое значение.

1922 год был знаменательным годом в истории советской юстиции. Была осуществлена первая кодификация права, учреждены прокуратура и адвокатура. Осенью того же года в республике была проведена частичная реформа суда, в результате которой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший кассационный суд.

30 марта 1923 г. вторая сессия ЦИК БССР принял Положение о судоустройстве2, в котором обобщался опыт судебного строительства в республике с момента ее образования. Оно восприняло основные принципы Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г.3 и вместе с тем учитывало местные условия и особенности административно-территориального деления.

В БССР создается судебная система, которая в основных своих чертах действовала затем многие десятилетия, а именно: народный суд, Высший суд (в последствие реорганизованный в окружные, а затем областные суды) и Верховный Суд. Наряду с системой общих судов предусматривалось действие: военных трибуналов – по делам о преступлениях, совершенных в армии; особых сессий народного суда – по трудовым делам; земельных комиссий – по земельным делам; арбитражная комиссия – по спорам между социалистическими предприятиями (организациями).

Основным законом судебной системы был народный суд. Народный судья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность по отправлению правосудия в пределах уезда или городского района. Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший суд, действовавший также в качестве суда первой инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнявший функции судебного контроля.

Верховный Суд являлся высшим судебным органом республики: осуществлял надзор за судебной деятельностью всех нижестоящих судов, кроме военных трибуналов.

В 1924 и 1925 г.г. были приняты новые Положения о судоустройстве БССР1, которые в полном соответствии с Основами судоустройства СССР и союзных республик от 29 октября 1924 г.2 – первым общесоюзным законом о судебной организации – сформулировали задачи правосудия, определили организацию судебных учреждений. В связи с укрупнением БССР и введением нового административно-территориального деления вместо Высшего суда были организованы окружные суды, а также расширены полномочия Верховного суда республики.

Образование Союза ССР 30 декабря 1922 г. положило начало созданию общесоюзных органов юстиции, первым из которых был Верховный Суд Союза ССР. Он был учрежден 6 июля 1923 г. постановлением второй сессии ЦИК СССР в целях объединения судебных систем союзных республик, обеспечения единства судебной практики в масштабе страны3. Высший судебный орган Союза ССР был наделен широкими полномочиями: действовал в качестве суда первой инстанции по делам, имевшим исключительное значение, затрагивавшим интересы двух или нескольких союзных республик, а также дела по обвинению высших должностных лиц страны в преступлениях по должности; кассационной инстанции в отношении военных трибуналов; надзорной инстанции в отношении Верховных судов союзных республик; давал судам руководящие разъяснения и толкования общесоюзного законодательства. С 1923 по 1933 годы осуществлял конституционный контроль за соответствием Конституции Союза ССР постановлений ЦИК и СНК союзных республик, а также постановлений Совета народных комиссаров СССР, центральных органов и отдельных общесоюзных наркоматов, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума. В последствие эта функция перешла Прокуратуре СССР. В 1934 г. Верховный Суд СССР получил право отменять незаконные акты правосудия Верховных судов союзных республик.

По первой инстанции Верховный Суд СССР рассмотрел за эти годы много дел, имевших особое общественно-политическое значение: дело провокатора

Малиновского, дело об убийстве 26 бакинских комиссаров, дело “Промпартии”, Шахтинское, право-троцкистского блока и др. Многие из этих процессов были сфальсифицированы в целях расправы с политическими противниками, с оппозицией сталинскому руководству.

В связи с ликвидацией округов в БССР в 1931 г. было принято четвертое Положение о судоустройстве, которое закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный Суд республики. Вскоре, однако, среднее звено было восстановлено. В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды. В результате в стране установилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящего времени. Жизнь показала, что для нашей республики наиболее целесообразна именно трехзвенная система судов общей юрисдикции.

В рассматриваемые годы в Беларуси функционировали национальные камеры народных судов. Они были созданы в плане реализации постановления ЦИК БССР от 15 июля 1924 г. “О практических мероприятиях по проведению национальной политики”1, которым намечался комплекс мер по развитию белорусского языка и национальной культуры, выдвижению кадров из коренного населения.

Организацией этих камер ставилась задача обеспечить национальные меньшинства, компактно проживающие на территории республики, реальной возможностью участвовать в осуществлении правосудия, приблизить суд к местному населению, сделать его максимально доступным и понятным для трудящихся. Поскольку в республике в то время наиболее многочисленными компактными национальными меньшинствами были евреи, поляки и латыши, для их обслуживания в сфере правосудия были созданы шесть еврейских, три польских и одна латышская национальные камеры. 31 марта 1934 г. они были упразднены, что было вызвано определенными достижениями в области национальной политики, ростом культуры и образования, миграцией населения, обеспечением лиц, не владевших языком судопроизводства, переводчиком и правом выступать в суде на родном языке2.

В тридцатые годы были созданы и стали действовать транспортные суды. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 ноября 1930 г. в Минске организуется линейный железнодорожный суд3. Немного позже (в 1934 г.) – водный транспортный суд. Это способствовало усилению борьбы с преступностью на транспорте, его нормальной работе. В 1933 г. линейный суд железнодорожного транспорта, а в 1936 г. – водного транспорта, как и все аналогичные суды в других союзных республиках, были переданы в ведение Верховного Суда СССР, который стал для них кассационной и надзорной инстанцией. Иначе говоря, транспортные суды стали общесоюзными судами и в судебную систему БССР, как и остальных союзных республик, не входили. В годы Великой отечественной войны они были реорганизованы в военно-транспортные трибуналы, а в послевоенный период – в единые транспортные суды (линейные и окружные). В 1957 г. были упразднены, а дела, отнесенные к их подсудности, были переданы на рассмотрение судов общей юрисдикции. Жизнь подтвердила правильность такого решения.

Третий период в истории советского суда в Беларуси – это 1936-1957 г.г., т.е. предвоенные, военные и первые послевоенные годы, связанные с ликвидацией последствий культа личности Сталина.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия, впервые в советское время на высшем юридическом уровне закрепили принципы организации и деятельности суда; выборность судей и народных заседателей, участие в судебном рассмотрении дел народных заседателей, независимость судей и подчинение их только закону, открытое судебное разбирательство, право обвиняемого на защиту, ведение судопроизводства на национальном языке и др. В отличие от Конституции СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению Союза ССР все законодательство о судоустройстве. 16 августа 1938 г. вторая сессия Верховного Совета СССР приняла закон “О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик”1, на длительное время определивший задачи и организацию советского суда. Союзные республики, в том числе БССР, в течение двадцати лет не имели право принимать свои нормативные акты по судоустройству, так как проводилась жесткая централизация по всем направлениям государственного строительства.

Принятый общесоюзный закон о судоустройстве нельзя оценивать одно-

значно. С одной стороны, он проводил демократизацию судебной системы на основе развития конституционных принципов, а, с другой стороны, – ограничивал полномочия судов союзных республик. В частности, Верховный суд БССР, как и верховные суды других союзных республик, лишался права законодательной инициативы, права давать руководящие разъяснения по применению республиканского законодательства, сужались надзорные полномочия вышестоящих судов.

По Закону о судоустройстве 1938 г. действовали два вида судов: общесоюзные (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, суды водного и железнодорожного транспорта) и суды союзных республик. К последним были отнесены Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды (на правах областных), суды автономных областей и автономных округов, народные суды. Соответственно в БССР действовали: Верховный Суд БССР, областные и народные суды. Высшим судебным органом страны, в том числе БССР, являлся Верховный Суд Союза ССР, права которого были этим законом существенно расширены. Он был наделен неограниченными полномочиями по пересмотру любых судебных решений, вынесенных любым судом страны. По-прежнему был наделен правом давать руководящие разъяснения по спорным вопросам судебной практики, выполнял функции кассационной инстанции в отношении специальных судов, рассматривал дела по первой инстанции.

Вместе с тем следует отметить, что 20-50 годы в Беларуси, как и по всей стране, были годами массовых политических репрессий. Была репрессирована лучшая, передовая часть нашей белорусской интеллигенции, тысячи ни в чем не повинных рядовых граждан. Произвол и беззаконие продолжались в течение нескольких десятилетий1. Лишь после смерти Сталина были приняты меры к ликвидации последствий культа личности “вождя”, восстановлению прав всех

жертв политических репрессий. В попрании прав человека принимали участие правоохранительные органы и суды. Это позорная страница в истории советской юстиции. Об этом следует помнить, чтобы подобное никогда не повторилось в нашей стране. Преодоление и недопущение политических преступлений на почве злоупотребления властью необходимо всему обществу, вставшему на путь морального возрождения, демократии и законности.

Четвертый период истории развития суда в БССР – это 1958-1976 г.г. В эти годы в соответствии с законом “Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов” от 11 февраля 1957 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Положение о военных трибуналах 25 декабря 1958 г.2. На основе общесоюзного закона о судебной организации союзные республики, в том числе и БССР, приняли свои законодательные акты по судоустройству. В частности, 20 ноября 1959 г. Верховный Совет БССР – закон о судоустройстве БССР, а затем и другие акты нормативного характера3. Следует отметить, что указанные законодательные акты характеризовались большей демократичностью по сравнению с предыдущими. Особенно это касалось полномочий судов

союзных республик, а полномочия Верховного Суда Союза ССР, наоборот, существенно сужались. Это соответствовало взятой установке на расширение суверенных прав союзных республик. Высший судебный орган страны, возглавляя по-прежнему всю систему судов, действовавших на территории СССР, стал пересматривать в порядке надзора решения, приговоры и постановления Верховных судов союзных республик, если они противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных республик.

Верховный Суд БССР, как и Верховные суды других союзных республик, был вновь наделен правом законодательной инициативы и правом давать судам

республики разъяснения по вопросам применения законодательства Белорусской ССР при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Совершенствование организационных форм судебной системы выразилось в организации районных (городских) народных судов вместо ранее действовавших участковых.

Одним из важных направлений деятельности вышестоящих судов в это время являлось реабилитация жертв политических репрессий, восстановлении их прав и возмещение ущерба.

Новый рубеж в развитии суда, как и всех правоохранительных органов, знаменует принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Они развили конституционные основы правосудия, ввели впервые специальные статьи, посвященные адвокатуре и государственному арбитражу. Было обновлено и приведено в соответствие с конституционными актами все ранее действовавшее законодательство о судоустройстве и судопроизводстве, прокурорском надзоре, адвокатуре и др.

30 ноября 1979 г. Верховный Совет Союза ССР принял законы о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, об адвокатуре в СССР и о государственном арбитраже1, а летом 1980 г. – Закон о внесении изменений и дополнений, вытекающих из Конституции СССР, в Основы законодательства о судоустройстве и Положение о военных трибуналах2. На основе названных общесоюзных законов 8 ноября 1981 г. в БССР были приняты Закон о судоустройстве, Закон о выборах районных (городских) народных судов, Закон о порядке отзыва народных судей и народных заседателей народных судов3.

Следующий этап в развитии суда в БССР охватывает 1986-1991 годы, когда в условиях взятого партией курса на перестройку, расширения демократии и гласности, создания правового государства начался процесс проведения в стране правовой реформы, повышения роли суда, укрепления гарантий судопроиз-

водства и улучшения деятельности всей системы юстиции.

Укреплению судейской независимости способствовало внесение изменений и дополнений в Конституцию СССР и Конституцию БССР, которые предусматривали избрание судей судов первого и второго звена судебной системы вышестоящими Советами народных депутатов, более продолжительный срок их полномочий (вместо пяти десять лет), отмену подотчетности судей избирателям и органам, их избравшим.

Существенный вклад в развитие судебной системы внесли принятые в 1989 г. общесоюзные законы о статусе судей в СССР, об ответственности за неуважение к суду, а также Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве1 и ряд других нормативных актов, касающихся судебной организации. В соответствии с ними в БССР в1990 г. были утверждены Положение о квалификационной аттестации судей, о квалификационных коллегиях судей, о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей, о принесении ими присяги2 и др.

В связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР и в БССР летом 1991 г. вместо органов государственного арбитража были учреждены хозяйственные суды.

Как особый период в развитии суда в Беларуси следует рассматривать годы после обретения республикой государственной независимости, подлинной самостоятельности. Начался процесс интенсивного государственного строительства, национального возрождения, трудный путь замены институтов и норм политической власти административно-командной системы государственно-правовыми формами и предписаниями, соответствующими новым потребностям общественного развития. С распадом Союза ССР и провозглашением Республикой Беларусь суверенитета начались изменения и в судебной системе. Многие десятилетия, являясь составной частью административно-командной системы, она проводила в правосудии политические решения партии, обеспечивала ре-

прессивную направленность в своей деятельности, оказывала на граждан одностороннее идеологическое влияние. На территории республики, как и в стране в целом, действовала единая, жестко централизованная, привязанная к административно-территориальному делению судебная организация.

С середины 30-х годов и вплоть до распада Союза ССР в БССР действовала трехзвенная система общих судов: народные суды, областные и Минский городской (с 1978 г.) суды, Верховный Суд БССР. Надзор за деятельностью судов республики, как и всей страны, осуществлял до января 1992 г. Верховный Суд СССР. Военные трибуналы, как общесоюзные суды, в судебную систему БССР не входили, хотя и действовали на ее территории. Однако положение изменилось, когда не стало союзного государства. Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, функционировавшие на ее территории, были включены в республиканскую систему судов. В составе Верховного Суда республики появилась Военная коллегия. В мае 1993 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды. Однако этого было недостаточно. Ощущалась острая необходимость в модернизации судебной системы, ее обновлении и реформировании с тем, чтобы она отвечала новым реалиям жизни, не тормозила, а способствовала решению новых задач развития общества, социальному прогрессу.

Чтобы сделать судебную систему эффективной, способной надежно защищать права и свободы граждан, утверждать законность, гражданский мир и согласие, Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь предложила реформировать судебную систему на следующих исходных началах:

  1. децентрализация за счет функционального разделения организационных форм судебной власти;

  2. максимальное приближение суда к населению, экстерриториальность основного звена судебной организации;

  3. обеспечение компетентности и профессионализма в судебной деятельности;

  4. сочетание единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел;

  5. участие народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;

  6. образование специализированных судов и судебных коллегий;

  7. учреждение избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы;

  8. восстановление апелляционного суда при сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов.

Не все эти идеи были восприняты законодателем. В частности, о создании мировых и окружных судов, о введении апелляционного порядка пересмотра дел и некоторые другие. Однако даже частичное их воплощение в Законе о судоустройстве и статусе судей 1995 г. является шагом вперед в совершенствовании организационных форм судебной деятельности, в повышении правового и социального статуса судей, укреплении их независимости, обеспечении права граждан на судебную защиту. Процесс реформирования суда, как и формирования новой правовой системы в целом, не завершен. В этом направлении сделаны лишь первые шаги. Потребуются годы напряженного труда и немалые финансовые затраты, чтобы сполна реализовать новеллы Закона о судоустройстве и статусе судей и предусмотренные им подзаконные акты по судебной организации, сделать высокоэффективной всю систему правосудия, способную стать реальным противовесом законодательной и исполнительной властям, обеспечить свободу личности квалифицированной и беспристрастной судебной защитой.

Историческое значение для укрепления и развития национальной судебной системы имели решения первого съезда судей Республики Беларусь, в частности его резолюция. В ней намечена система мер по совершенствованию деятельности судов по осуществлению правосудия, законодательному и кадровому ее обеспечению, укреплению судебной системы, а также отражены новые подходы к процессу дальнейшего реформирования отечественного судоустройства и судопроизводства. Многие из этих мер уже претворены в жизнь, некоторые из них – еще ждут своей реализации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Понятие, значение и система конституционных основ (принципов) судебной власти.

  2. Осуществление судебной власти только судами.

  3. Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии судейской независимости.

  4. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел.

  5. Открытое разбирательство дел во всех судах.

  6. Осуществление правосудия на началах состязательности и равенства сторон в процессе.

  7. Презумпция невиновности.

  8. Право граждан на квалифицированную юридическую помощь в судопроизводстве.

  9. Выборность и назначение судей.