Принципы организации и деятельности прокуратуры
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. ст. 126,127) и Законе “О прокуратуре” (ст. 4).
Органы прокуратуры: составляют единую и централизованную систему – прокуратуру Республики Беларусь, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь; осуществляют свою деятельность на основе законности, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законами Республики Беларусь; осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь; принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения; взаимодействуют с другими правоохранительными органами, в деле укрепления правопорядка; действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, и равно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Республики Беларусь составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений как представитель единой системы всех органов прокуратуры, а все акты его деятельности исходят от прокуратуры в целом. Все прокуроры (за некоторыми исключениями) наделены одинаковыми полномочиями и правовыми средствами их реализации.
Действие принципа единства проявляется и в том, что одно лицо прокурорского надзора может заменить другое. Так, вышестоящий прокурор может принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, а также поручить выполнение своих обязанностей нижестоящему прокурору, кроме случаев специально оговоренных в законе. Например, вышестоящий прокурор не может поручить районному принести протест в порядке надзора на решение районного суда, поскольку за районным прокурором закон не закрепляет такого права.
Принцип централизации означает, что подчиненность прокуратуры идет только по вертикали: нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему, а все прокуроры Генеральному прокурору Республики Беларусь. В системе органов прокуратуры неприменим принцип “двойного” подчинения, характерный для организации и деятельности органов управления и заключающийся в подчинении как по вертикали – центру, так и по горизонтали – местным органам. Если бы прокурор района, города или области находился в “двойном” подчинении – местным органам и центру – он не смог бы обеспечить проведение в жизнь требования единой законности в масштабе государства.
Принцип законности в деятельности органов прокуратуры означает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия с строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Принцип, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь означает, что все свои решения и действия (по осуществлению надзора, расследования преступлений и др.) каждый прокурорский работник и следователь осуществляет только на основе Конституции и законов Республики Беларусь, своего внутреннего убеждения, материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности.
Воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий и иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную).
Гарантией независимости прокуратуры служит также закрепленное в законе положение о том, что прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны с решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 6 Закона “О прокуратуре”).
Органы прокуратуры принимают меры по пресечению нарушений закона от кого бы эти нарушения не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения. Этот принцип организации и деятельности прокуратуры обеспечивает: 1) равенство всех и каждого перед законом; 2) обязанность прокуроров не только выявлять нарушения закона, но и своевременно устранять эти нарушении; 3) обязанность прокуроров принимать меры к восстановлению прав и законных интересов граждан; 4) обязанность прокуроров принимать меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к установленной законом ответственности.
Органы прокуратуры взаимодействуют с другими правоохранительными органами, в деле укрепления правопорядка. Задача укрепления законности и правопорядка требует согласованности и взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами (органами внутренних дел, государственной безопасности, таможенной службы, государственного контроля и др.), разработки совместных мер по искоренению правонарушений.
Формы взаимодействия складываются в зависимости от задач, стоящих перед тем или иным органом. Наиболее распространенными являются; 1) организация и проведение межведомственных совещаний; 2) организация и проведение совместных проверок исполнения законов; 3) совместная разработка плана мероприятий по борьбе с нарушениями законов.
При осуществлении взаимодействия каждый из участвующих органов сохраняет свою компетенцию.
Прокуратура в деле укрепления законности и правопорядка наряду с правоохранительными органами взаимодействует и с другими государственными органами, участвуя в их работе. Так, Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители вправе принимать участие в заседаниях Парламента Республики Беларусь и образуемых им органов, Правительства Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и его Президиума, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов депутатов (ст. 8 Закона “О прокуратуре”).
Органы прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной или иной охраняемой законом тайны. Этот принцип организации и деятельности органов прокуратуры означает, что деятельность органов прокуратуры открыта и доступна для граждан, средств массовой информации.
Гласность характерна для всех направлений деятельности прокуратуры. Проверки исполнения законов, их результаты, в том числе меры по устранению выявленных нарушений закона и привлечению виновных к ответственности, как правило, становятся широко известными не только в коллективе учреждений, организаций, предприятий, но и населению. Для этого прокуроры используют средства массовой информации, выступая в них с сообщениями о выявленных нарушениях закона и принятых в этой связи мерах.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы