Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
Основными постоянно действующими структурными подразделениями Верховного Суда являются судебные коллегии, которые обеспечивают специализацию судей при рассмотрении дел. Судебные коллегии формируются из числа судей Верховного Суда и утверждаются его Пленумом (ч. 1 ст. 54 Закона). При этом учитывается как желание самого судьи, так и стаж его работы, предшествующий опыт.
В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам насчитывает 20 судей, судебная коллегия по гражданским делам – 12, Военная коллегия – 6, судебная коллегия по патентным делам – 4 судьи. Такой различный количественный состав коллегий связан с объемом их работы. Так, традиционно число гражданских дел, рассматриваемых Верховным Судом, уступает числу уголовных. Военная коллегия имеет дело лишь с небольшой категорией лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. А судебная коллегия по патентным делам создана только в 2000 году и делает свои первые шаги в узкой, специфической сфере гражданского права.
В необходимых случаях Председатель Верховного Суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии (ч. 3 ст. 54 Закона).
Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по патентным делам действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1 ст. 55 Закона).
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела: о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь и судьями; подсудные нижестоящим судам и переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства; подсудные нижестоящим судам и принятые к производству по собственной инициативе в связи с их особой сложностью либо особым общественным значением (ст. 269 УПК).
На основании указанных критериев в разные годы Верховный судом были рассмотрены уголовные дела о грубом нарушении правил дорожного движения, следствием чего явилась гибель людей, в том числе Первого Секретаря ЦК КПБ П.М. Машерова, Председателя Президиума Верховного Совета БССР Ф.А. Сурганова; о столкновении пассажирского поезда Гродно-Орша с электропоездом Олехновичи-Минск на остановочном пункте Крыжовка, в результате чего погибло 22 и было покалечено 82 человека; об автомобильной катастрофе пассажирского автобуса “Икарус-260” 62 маршрута в г. Минске, где погибло 24 человека и несколько человек получили телесные повреждения; о преступлениях, совершенных во время Великой Отечественной войны бывшими карателями охранного батальона СС, принимавшими участие в массовых уничтожениях людей. Особая сложность таких дел проявляется в исследовании фактических обстоятельств совершенного преступления, оценке доказательств, разрешении материально-правовых вопросов, длительном времени, необходимом для рассмотрения. Поэтому для их разбирательства требуется высокая квалификация и большой опыт судей.
Судебная коллегия рассматривает уголовные дела по первой инстанции в составе судьи, который является председательствующим, и двух народных заседателей, если мера наказания за совершение преступления превышает десять лет лишения свободы или обвиняемый является несовершеннолетним. В противном случае дело слушается судьей единолично.
Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции следующие категории дел:
-
по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан;
-
по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений;
-
по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума;
-
по жалобам на отказ в регистрации политических партий;
-
по заявлениям о прекращении деятельности политических партий;
-
по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства;
-
по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты республики Беларусь; а также другие категории дел, которые подсудны Верховному Суду в соответствии с актами законодательства.
Кроме того, судебные коллегии вправе изъять любое гражданское дело из любого общего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 45 ГПК). Рассмотрение гражданских дел осуществляется судьей единолично.
В кассационном порядке судебные коллегии Верховного Суда рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу.
В порядке надзора судебные коллегии рассматривают протесты на постановления президиумов областных, Минского городского судов, а также на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд (ч. 2 ст. 407 ХПК, ч. 2 ст. 440 ГПК).
Судебная коллегия по гражданским делам осуществляет пересмотр решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, если они были предметом ее рассмотрения по первой инстанции, в кассационном или надзорном порядке (ст. 453 ГПК). В то же время разрешение вопроса о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам производится судебной коллегией Верховного Суда в отношении приговоров, определений, постановлений областных и Минского городского судов (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).
Судебные коллегии рассматривают дела в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам в составе трех судей.
В судебных коллегиях Верховного суда, также как в областных и Минском городском судах, создаются составы судей для разрешения дел, поступающих из определенных областей и г. Минска. За каждым составом, в который входят председатель и несколько судей, закрепляется конкретная область. Этот состав должен обеспечить рассмотрение в кассационном и надзорном порядке дел, поступивших из своей области (зоны). Такой зональный принцип распределения дел между судьями Верховного Суда обеспечивает эффективный контроль за деятельностью нижестоящих судов, возможность поддерживать с ними постоянную связь и оказывать помощь в выявлении и устранении судебных ошибок и других недостатков в судебной деятельности.
В судебных коллегиях Верховного Суда могут образовываться составы суда и для рассмотрения отдельных категорий дел (ч. 2 ст. 54 Закона). Но на практике таковые отсутствуют.
Особенности правового положения и полномочия Военной коллегии Верховного Суда были изложены выше при освещении вопроса о военных судах.
Проявлением принципа специализации правосудия явилось образование в 1998 году в составе Верховного Суда судебной коллегии по патентным делам, но начала она свою работу лишь в 2000 году. К полномочиям новой судебной коллегии отнесены дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием (выявлением, выведением), правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе (ст. ст. 45 и 359 ГПК).
Судебная коллегия по патентным делам действует только как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривает дела в составе трех судей (ч. 1 ст. 26 ГПК).
Приговоры и решения Верховного Суда по уголовным и гражданским делам обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат, но могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда (ч. 6 ст. 370 УПК, ч. 4 ст. 399 ГПК). Это положение противоречит ч. 3 ст. 115 Конституции, закрепляющей право сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений, о чем имеется заключение Конституционного суда Республики Беларусь.
Судебные коллегии Верховного суда по направлениям своей деятельности изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, оказывают помощь нижестоящим судам по применению законодательства и осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (п. 2 ст. 55 Закона).
Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями председателя Верховного Суда.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы