Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
Одним из важнейших принципов правосудия, не нашедший прямого закрепления в отечественном конституционном и судоустройственном законодательстве, является участие граждан в осуществлении правосудия. Этим обеспечивается тесная связь судебной власти с народом, общественный контроль за судебной деятельностью, вынесение законных и обоснованных судебных решений, усиление нравственно-правового судебного процесса на население.
Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает участие граждан в отправлении правосудия в качестве народных и присяжных заседателей. Институт народных заседателей появился у нас с советских времен с Декрета о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. и действует по настоящее время. Исторически более старейшей формой участия граждан в судебном рассмотрении дел являются присяжные заседатели. Она была введена судебными Уставами 1864 г., действовала до 1917 г. и вновь предпринята попытка ее возродить Законом о судоустройстве и статуе судей в Республике Беларусь 1995 г. (ст.8).
Как народные, так и присяжные заседатели – временные, непрофессиональные судьи. Однако правовое положения их неодинаково. Первые (народные заседатели) пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т.е. совместно с судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юридические вопросы дела. Не осуществляют лишь руководство ходом судебного заседания.
Вторые (присяжные заседатели) самостоятельно, без участия профессиональных судей, решают только фактические вопросы дела, а именно: виновно или невиновно лицо, преданное суду, в совершении преступления. Таким образом, присяжные заседатели наделены законом более узкими правами, но зато они решают вопрос о виновности самостоятельно, без влияния судьи-юриста, его авторитетного мнения.
Отличаются народные и присяжные заседатели и порядком привлечения их к выполнению обязанностей в суде. Народные заседатели призываются к участию в рассмотрении дел в порядке очередности по спискам по мере необходимости осуществления правосудия. Присяжные заседатели становятся таковыми по конкретному делу путем сложной процедуры отбора (жеребьевки) с немотивированными и мотивированными их отводами с участием судьи, прокурора, подсудимого, его защитника и других участников судебного разбирательства, что обеспечивает их максимальную независимость и беспристрастность.
Что же касается составления списков народных заседателей, то длительное время последние избирались трудовыми коллективами и собраниями трудящихся по месту жительства, а также представительными органами разных уровней в зависимости от звена судебной системы. Теперь в соответствии со ст.6 Временного положения о порядке утверждения списков народных заседателей, утвержденного Верховным Советом Республики Беларусь 7 июня 1996 г.1, подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполкомов Советов сроком на пять лет на основе списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти из числа граждан, которые постоянно проживают на территории района, города, области и отвечают предъявляемым требованиям. Списки народных заседателей районных (городских), областных, Минского городского судов утверждаются соответствующими исполкомами. Списки народных заседателей военных судов утверждаются командирами воинских частей.
Писки народных заседателей Верховного Суда, утверждаются Советом Республики Национального собрания по представлению Председателя этого суда.
Аналогичным образом составляются общие списки присяжных заседателей. По действующему судоутройственному законодательству почти полностью совпадают и требования к кандидатам в народные и присяжные заседатели. Ими могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25 лет и постоянно проживающие на территории района, города (для присяжных заседателей – не менее трех лет).
Не могут быть народными заседателями: лица, признанные ограничено дееспособными или недееспособными либо страдающие хроническим психическим или иным заболеванием, препятствующим исполнению обязанностей народного заседателя; лица, привлеченные к уголовной ответственности или судимые за совершенные преступления: лица, не владеющие языком судопроизводства; лица, которые занимают должности, не совместимые с исполнением обязанностей народных заседателей (депутаты, члены Правительства, служащие органов внутренних дел и государственной безопасности, адвокаты, священнослужители).
В перечне лиц, которые не включаются в списки присяжных заседателей, кроме перечисленных, называются дополнительно еще лица старше 70 лет, а также от исполнения обязанностей по личному ходатайству судом могут быть освобождены: женщины, старше 55 лет, мужчины, старше 60 лет; лица, которые по роду своей деятельности не могут быть на длительное время отвлечены для исполнения указанных обязанностей (военнослужащие, служащие таможенных органов, врачи); женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также имеющие на иждивении детей-инвалидов в возрасте до 14 лет; другие лица, если суд сочтет уважительными причины, лишающие их возможности участвовать в рассмотрении причины, лишающие их возможности участвовать в рассмотрении дела.
Важно отметить, что количество народных заседателей устанавливается из расчета: 35 народных заседателей на одного судью районных (городского), межгарнизонных военных судов; 25 заседателей – на судью среднего звена общих судов и 10 заседателей – на судью Верховного Суда Республики Беларусь.
Как народным, так и присяжным заседателям закон гарантирует выплаты за выполнение ими обязанностей в суде. Так, согласно ст. 82 Закона о судоустройстве и статусе судей работающим присяжным заседателям за время исполнения обязанностей в суде производятся выплаты в размере получаемого ими по месту работы заработка или дохода, но не ниже размера оклада судьи этого суда.
Неработающим присяжным заседателям, а также пенсионерам время исполнения обязанностей в суде оплачивается в размере оклада судьи этого же суда.
Работающим народным заседателям за время исполнения обязанностей в суде осуществляются выплаты в размере среднего заработка (дохода), который они получают по месту работы.
Неработающим народным заседателям, пенсионерам время исполнения обязанностей в суде оплачивается в размере среднего заработка для местности по месту нахождения суда (район, город ).
В случае выезда заседателя за пределы постоянного места жительства для исполнения обязанностей в суде, кроме указанных выше выплат, ему выплачиваются командировочные расходы. Выплаты эти осуществляются из государственного бюджета судом.
Народные и присяжные заседатели при исполнении обязанностей в суде не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы либо подвергнуты мерам административного взыскания, что налагаются в судебном порядке, без согласия органа, который утвердил списки заседателей. Иначе говоря, народные и присяжные заседатели во время исполнения обязанностей в суде практически пользуются теми же гарантиями неприкосновенности, что и профессиональные судьи. Тем самым обеспечивается их независимость, ограждение от посторонних влияний и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
-
Понятие и характеристика правового статуса судьи.
-
Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Подбор кандидатов на судебные должности.
-
Неприкосновенность и несменяемость судей.
-
Права и обязанности судей.
-
Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы судей и порядок их присвоения.
-
Дисциплинарная ответственность судей.
-
Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи.
-
Материальное и социальное обеспечение судей.
-
Народные заседатели, их права и обязанности, порядок наделения полномочиями.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы