logo
Судоустройство (полный курс лекций)

Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь

Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей их предназначение, роль и место в механизме государства.

Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию “сдержек и противовесов” в системе разделения властей. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили. Вместе с тем, прокуратура всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных ветвей власти, их согласованному функционированию как единой государственной власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности.

Характеризуя деятельность прокуратуры, необходимо отметить некоторые особенности, определяющие ее специфику. Во-первых, прокурорский надзор осуществляется от имени государства (ст. 1 Закона “О прокуратуре”). Во-вторых, ограниченность “усеченность” полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Та к прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента, напротив она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь”, другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального Прокурора Республики Беларусь.

История создания органов прокуратуры Республики Беларусь берет свое начало с конца 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в БССР были созданы органы охраны революционной законности. Положением о народном комиссариате юстиции БССР, утвержденным Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года, при судебных органах республики устанавливались должности прокурора кассационного трибунала, прокурора революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших при Совете народных судей, а также выполнявших функции надзора за законностью в уездах.

В аппарате Наркомата юстиции БССР был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом (нарком юстиции) и товарищей прокурора. Такие же отделы были созданы и на местах1.

26 июня 1922 года в целях осуществления надзора за соблюдением законности и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью Постановлением Ш сессии ЦИК БССР была учреждена государственная прокуратура и принято Положение о прокурорском надзоре в БССР2.

Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный комиссар юстиции, который был ответственен перед Президиумом ЦИК БССР и подотчетен ему.

Прокуратура осуществляла надзор за точным исполнением законов путем проверки законности действий служащих государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан, опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредственного надзора за деятельностью органов дознания и следствия, а также органов Госполитуправления. В компетенцию прокуратуры входило также осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных решений и правильностью содержания заключенных под стражей.

С образованием Союза ССР потребовала своего разрешения поставленная В.И. Лениным задача: установить единую для всего государства законность. В тесной связи с решением этой задачи начался процесс преобразования прокуратуры во всесоюзный орган. Первым шагом на этом пути было образование в 1923 году прокуратуры Верховного Суда СССР.3

Прокурору Верховного Суда СССР были даны широкие права: право законодательной инициативы, право совещательного голоса в заседаниях Прези-

диума ЦИК СССР, СНК СССР, коллегий наркоматов и другие. Однако полномочий по руководству прокуратурой БССР (равно как и других республик) Прокурор Верховного Суда ССР не имел, поскольку она находилась в системе наркомата юстиции республики.

20 июня 1933 года Постановлением ЦИК и СНК ССР была образована Прокуратура СССР4. На нее вместе с осуществлением надзорных полномочий было возложено руководство деятельностью прокуратур союзных республик. Это проявилось в том, что Прокурор ССР давал прокурорам союзных республик указания, проводил обследование и проверку их деятельности, получал отчеты о их работе. Вместе с тем прокуратура БССР по прежнему находилась в составе наркомата юстиции республики. Прокурор БССР как и раньше являлся наркомом юстиции республики. Однако руководящие работники прокуратуры стали назначаться с согласия Прокурора Союза ССР. Прокурор БССР назначался и отзывался Прокурором СССР по согласованию с ЦИК БССР.

Процесс централизации органов прокуратуры в СССР был завершен в 1936 году, когда Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзный наркомат юстиции1. Согласно этому постановлению Прокуратура БССР (равно как и других союзных республик) была выведена из состава Наркомюста БССР и полностью подчинена Прокурору Союза ССР.

Конституция СССР 1936 года закрепила сложившуюся систему органов прокуратуры, определила задачи и основные начала организации и осуществления прокурорского надзора в СССР. Конституция БССР 1937 года воспроизвела и конкретизировала эти положения применительно к Прокуратуре БССР – составной части Прокуратуры СССР. В последующие годы до распада Союза ССР прокуратура БССР оставалась составной частью Прокуратуры СССР, деятельность которой в начале регулировалась Положением о прокурорском надзоре в СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР 24 мая 1955 года2, а затем Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года3, принятым в соответствии со статьей 164 Конституции СССР 1977 года.

С распадом Союза ССР Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал на базе действующих на территории республики органов прокуратуры единую систему органов – Прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь.

После образования Республики Беларусь как суверенного государства Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года действовал на территории республики лишь в той части, в которой он не противоречил ее законодательству. 29 января 1993 года был принят Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь”4 (далее закон “О прокуратуре”), который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.