Организация работы областного, Минского городского судов
Работу областного, Минского городского судов организуют председатель суда и его заместитель с помощью аппарата суда.
Председатель областного, Минского городского судов прежде всего является судьей, поэтому в круг его полномочий входят процессуальные функции, связанные с рассмотрением судебных дел. Он вправе: председательствовать в судебных заседаниях коллегии при разбирательстве дел по первой инстанции и в кассационном порядке; истребовать для проверки в порядке надзора судебные дела из районных (городских) судов; приносить протесты в порядке надзора на решения, приговоры, постановления и определения районных (городских) судов, вступивших в законную силу; приостанавливать исполнение решений по судебным делам в случаях и порядке, установленных законом; передавать дела для рассмотрения по первой инстанции при наличии предусмотренных законом оснований из одного районного (городского) суда в другой в пределах данной области (г. Минска); рассматривать жалобы и протесты на постановления районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях.
Как руководитель органа судебной власти среднего звена председатель областного (Минского городского) суда: руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; образует из числа судей составы судебных коллегий и представляет их на утверждение президиуму суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; истребует из районных (городских) судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса (ст. 31 Закона).
Председатель областного (Минского городского) суда имеет двух заместителей, которые одновременно являются председателями судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.
Они осуществляют руководство работой судебных коллегий; могут председательствовать в судебных заседаниях либо назначают председательствующими членов коллегии; организуют работу судебных составов коллегии; представляют отчеты президиуму суда о работе коллегий; ведут личный прием граждан; изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику (ст. 32 Закона).
В случае отсутствия председателя суда либо при невозможности осуществления им своих обязанностей его функции исполняет один из заместителей.
Председатели судебных составов, действующих в судебных коллегиях для рассмотрения дел в кассационном порядке, призваны организовать и обеспечить рассмотрение дел в соответствии с требованиями процессуального закона; распределять дела для подготовки и изучения между членами данного состава; председательствовать в судебных заседаниях; осуществлять контроль за исполнением кассационных определений; оказывать районным (городским) судам закрепленной за составом зоны помощь в правильном применении действующего законодательства; регулярно отчитываться на заседаниях президиума о работе состава.
Формой оперативного руководства судебной практикой являются совещания под руководством председателя суда, в которых принимают участие его заместители, председатели судебных составов и председатель соответствующего органа юстиции. На этих совещаниях анализируются итоги кассационной практики, вскрываются причины отмены и изменения приговоров и решений районных (городских) судов, вносятся конкретные предложения и намечаются организационные меры по предупреждению аналогичных нарушений закона.
Организационная работа в областном (Минском городском) суде ведется в различных направлениях с целью обеспечить все необходимые условия для надлежащего осуществления судебной деятельности.
Планирование работы суда осуществляется в текущих и квартальных планах. Текущее планирование направлено на организацию повседневной работы: разрешение судебных дел по первой инстанции и в кассационном порядке, рассмотрение протестов в порядке надзора. В квартальных планах работы предусматриваются такие виды деятельности как обобщение судебной практики, проведение совещаний судей и работников аппарата, организация учебы судей нижестоящих судов, повышение квалификации судей и работников аппарата данного суда и т.п.
Прием граждан производится председателем суда, его заместителями, судьями и заведующим канцелярией в строго установленное время. Во время приема граждан им разъясняют необходимые правовые вопросы, принимают заявления и жалобы, выдают запросы, справки, выписки из судебных решений, копии приговоров и т.д. В случае, если жалоба требует рассмотрения, то определяется исполнитель, сроки и порядок разрешения.
Работа с кадрами областного (Минского городского) суда осуществляется председателем суда, его заместителями, председателями судебных составов и касается как судей, так и работников аппарата суда. Последние принимаются на работу и увольняются председателем суда. Подбор, расстановка и перемещение кадров ведутся на основе изучения профессиональных и нравственных качеств работников. Большое внимание уделяется повышению квалификации и обучению кадров в системе средних и высших юридических учебных заведений (заочного обучения), в институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белгосуниверситета, направлению на стажировку в Верховный Суд Республики Беларусь.
Важным направлением в деятельности областных (Минского городского) судов является изучение и обобщение судебной практики как нижестоящих судов, так и собственной кассационной и надзорной практики данного суда. В зависимости от целей она изучается и обобщается по различным категориям уголовных или гражданских дел, по вопросам применения материального или процессуального законодательства, по итогам работы районных (городских) судов и т.п. Это позволяет выявить ошибки и недостатки в работе судебных коллегий или президиума областного (Минского городского) суда, нижестоящих судов, их причины, определить меры по улучшению судебной деятельности. Осуществляется эта функция в судебных коллегиях под руководством их председателей.
Работа по систематизации законодательства осуществляется в областном (Минском городском) суде также как и в районных (городских) судах. Она заключается в учете и хранении, ведении контрольных экземпляров официальных изданий законов, кодексов, других нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда, алфавитно-предметной картотеки по законодательству и судебной практики.
Делопроизводство ведется в целях обеспечения качества всей судебной работы, оформления ее результатов, исполнения принятых решений. Отвечающие за эту работу лица следят за сохранностью документов и движением дела в суде, ведут регистрационные журналы, книги, карточки и наряды установленной формы в канцелярии суда и судебных коллегиях.
Статистическая отчетность по рассмотрению уголовных и гражданских дел осуществляется под руководством председателя суда по соответствующим формам и в установленные сроки. Статистические отчеты направляются периодически в Министерство юстиции Республики Беларусь.
Областной (Минский городской) суд оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей. В практике сложились следующие формы этой деятельности: устное и письменное консультирование, по применению законодательства; совместное обобщение судебной практики; выезды в районные (городские) суды для оказания помощи на местах; участие в проверках организации работы районных (городских) судов, проводимых органами юстиции; руководство стажировкой судей районного (городского) суда, проводимой в данном вышестоящем суде; проведение регулярных совещаний районных (городских) судей, где обсуждаются актуальные вопросы их деятельности; организация семинаров и занятий по изучению нового законодательства.
Судьи областного (Минского городского) суда, за которыми закреплен соответствующий район или несколько районов области или города Минска, концентрирует у себя и фиксирует основные показатели, характеризующие работу определенного суда (судов) по осуществлению правосудия: поступление и сроки рассмотрения дел, исполнение судебных решений, стабильность приговоров и решений, меры процессуальной профилактики и т.п. При выездах в районные (городские) суды ими изучается состояние применения законодательства, порядок распределения дел между судьями, их специализация и нагрузка, культура проведения судебных заседаний, практика назначения наказаний, качество оформления процессуальных документов.
На основе результатов обобщений судебной практики областные (Минский городской) суды направляют в районные (городские) суды одобренные президиумом или судебной коллегией обзоры, содержащие анализ ошибок в работе по применению законодательства. Эти обзоры используются при проведении семинаров и совещаний с судьями, для выработки мер по устранению выявленных недостатков и совершенствования судебной деятельности.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы