Регулирование и оплата труда адвокатов
Труд адвокатов регламентируется Законом “Об адвокатуре”, Уставами коллегий адвокатов, иными нормативными актами, и организуется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка коллегии (ст. 25 Закона “Об адвокатуре”).
На адвокатов не распространяются нормы трудового законодательства Республики Беларусь. Член коллегии пользуется правом на отпуск, на пособие по государственному социальному страхованию и на государственное пенсионное обеспечение.
Назначение и выплата адвоката пособий по государственному социальному страхованию и государственное пенсионное обеспечение адвокатов производятся в соответствии с действующим законодательством.
В целях финансирования мер по социальной защите адвокатов и адвокатских объединений могут быть созданы страховые фонды. Правила образования, порядок выплаты, размер отчислений в страховой фонд определяются общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.
Труд адвоката оплачивается из средств, поступивших от физических и юридических лиц, за оказанную им правовую помощь. (ч. 1 ст. 26 Закона “Об адвокатуре”).
Размер оплаты определяется соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, с учетом рекомендаций, содержащихся в Правилах профессиональной этики адвоката. При отсутствии соглашения размер оплаты определяется заведующим юридической консультацией, исходя из объема и сложности поручения.
В соответствии с п. 6.2. Правил профессиональной этики адвоката1 рекомендуется определять размер гонорара в разумных пределах, принимая во внимание следующие факторы: опыт и квалификация адвоката, требуемые для оказания юридической помощи надлежащим образом; профессиональный авторитет адвоката; новизна и сложность вопросов; необходимые затраты времени и труда; вероятность того, что принятие данного поручения ограничит возможности адвоката одновременно работать по другим делам; сроки, установленные клиентом или обстоятельствами; привлечение специалистов; расходы, связанные с оказанием юридической помощи; практика определения гонорара в данном регионе, а также в регионе, в котором клиент имеет постоянное местопребывания.
Адвокат не должен принимать поручения на оказание юридической помощи с условием выплаты ему гонорара в зависимости от будущих результатов. Целесообразно, чтобы гонорар по делам по назначению и по соглашению, проводимыми молодыми специалистами, назначался с обязательным предварительным согласованием с заведующим юридической консультацией.
Одновременно с оформлением письменного соглашения между адвокатом и клиентом, в котором обязательно следует указывать размер оплаты юридической помощи, должен быть произведен прием гонорара. Он может иметь место только от лица, заключающего соглашение, и оформляется квитанцией с обязательным заполнением всех реквизитов и личной подписью клиента. Квитанция об оплате хранится в юридической консультации, а ее копия вручается клиенту.
Прием денежных средств от субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности за оказание юридической помощи физическим лицам следует производить только при наличии решения общего собрания учредителей по этому вопросу1.
Списание гонорара для начисления заработка адвокату производятся заведующим юридической консультацией по письменным соглашениям, которые должны иметь подписи адвоката и клиента и содержать необходимые сведения о датах, характере и объеме выполненной работы.
В соответствии со ст. 6 Закона “Об адвокатуре” юридическая помощь оказывается бесплатно коллегиями адвокатов за счет своих средств истцам в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, а также инвалидам I и II групп при даче консультаций, не требующих ознакомления с делом, физическим лицам, освобожденным в установленном действующим законодательством порядке от оплаты юридической помощи.
Необходимо иметь в виду, что освобождение клиента полностью или частично от оплаты юридической помощи не является частным делом адвоката, а регулируется законом.
Так, в силу ч. 7 ст. 46 УПК освободить подозреваемого, обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи вправе лишь заведующий юридической консультацией или Президиум коллегии адвокатов, а также орган дознания, предварительного следствия, прокурор, суд, в производстве которого находится уголовное дело. В случае такого освобождения заведующим юридической консультацией или президиумом коллегии адвокатов выносится постановление и оплата труда защитника производится из средств коллегии (из расчета сложившейся среднедневной ставки в зависимости от вида выполненного
поручения), в других случаях – за счет государства.
Расходы по оплате труда адвокатов относятся на счет государственного бюджета и в случаях, когда адвокат участвовал в дознании, предварительном следствии и в судебном разбирательстве по назначению, т.е. когда участие защитника по закону являлось обязательным, а сам подозреваемый, обвиняемый, их законные представители его не пригласили. Возмещение расходов государству в этом случае может быть возложено приговором суда на осужденного, за исключением расходов по оплате труда адвоката при даче им бесплатной консультации подозреваемому, обвиняемому до начала первого допроса (ч. 8 ст. 46 УПК).
При этом оплата труда адвокатов определяется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и регулируется Правилами возмещения расходов по оплате труда адвокатов за счет средств бюджета1.
Постановлением Президиума Республиканкой коллегии адвокатов от 6 января 1998 года работа адвоката приравнена к должности главного специалиста и установлен размер иных расходов коллегий адвокатов в размере 50% от оплаты труда за счет средств бюджета. Свое решение Республиканская коллегия адвокатов мотивировала тем, что адвокат – лицо, имеющее высшее юридическое образование, является самостоятельным участником уголовного процесса, профессионально независим и единолично отвечает за избранную им правовую позицию при осуществлении защиты по уголовному делу, что требует от него высокой квалификации и ответственности.
В связи с этим размер оплаты труда адвоката за день работы не может превышать дневного заработка главного специалиста органов управления областных и Минского городского исполкомов вне зависимости от количества дел, по которым адвокат принимал участие по назначению в один день, а также количества лиц, защиту которых адвокат осуществлял по одному делу2. Условия и размер оплаты труда должностных лиц и других работников коллегий адвокатов определяются Президиумом коллегий в соответствии с утвержденной общим собранием (конференцией) коллегии сметой расходов. Заработок членов коллегии, занимающих штатные должности в Президиуме и юридических консультациях, состоит из должностного оклада и сумм, начисленных за адвокатскую деятельность.
Адвокаты уплачивают подоходный налог со всей суммы получаемого ими заработка, за вычетом документально подтвержденных расходов, связанных с адвокатской деятельностью, – за вычетом сумм, направляемых в фонд коллегии адвокатов. Сокрытие от налогообложения доходов, полученных за оказание юридической помощи, является основанием для аннулирования лицензии, дающей право на занятие адвокатской деятельностью (ст. 24 Закона “Об адвокатуре”).
Адвокатские объединения не являются коммерческими организациями, существуют исключительно за счет отчислений от денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц за оказание им правовой помощи
членами коллегии адвокатов. Размер отчислений в фонд коллегии не может превышать 30% средств, поступивших адвокату за оказание юридической помощи от граждан и организаций. (ч. 10 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”).
Коллегиям адвокатов предоставляется право устанавливать для отдельных адвокатов на срок до шести месяцев повышенные, но не более 40% размеры отчислений от денежных средств, поступивших от физических и юридических лиц за оказание им юридической помощи, в том числе когда адвокат:
-
ведет высокооплачиваемые дела и в связи с этим освобождается от оказания бесплатной юридической помощи и (или) ведения дел по назначению;
-
необоснованно уклоняется от оказания бесплатной юридической помощи и
(или) ведения дел по назначению, неоправданно завышает стоимость юридических услуг, включает в гонорар стоимость излишних услуг (процессуальных действий), совершает иной дисциплинарный проступок (ч. 11 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”).
Из своих средств коллегии адвокатов выплачивают взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь. Они освобождаются от общегосударственных налогов, сборов и иных платежей в бюджет, в том числе и от чрезвычайного налога для финансирования расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Местные налоги и сборы выплачиваются коллегиями адвокатов в порядке, установленном законодательством. (ч. 3 ст. 27 Закона “Об адвокатуре”).
Фонд коллегии адвокатов расходуется на ее содержание, развитие и материально-техническое обеспечение, включая аренду помещений для Президиума коллегии и юридических консультаций, коммунальные услуги, связь; оплату труда должностных лиц и технических работников коллегии, а также адвокатов, оказывающих бесплатную помощь; отчисления на оплату отпусков, приобретение юридической литературы, компьютерной техники, изготовление бланков для оформления документов и т.д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
-
Адвокатура в Республике Беларусь, ее сущность и задачи.
-
Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
-
Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.
-
Организационные формы деятельности адвокатуры.
-
Органы самоуправления адвокатов, порядок образования, состав и полномочия.
-
Гарантии адвокатской деятельности. Права и обязанности адвоката.
-
Дисциплинарная ответственность адвокатов.
-
Прекращение членства в коллегии адвокатов. Аннулирование лицензии.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы