Организационные формы деятельности адвокатуры
Адвокатская деятельность в Республике Беларусь может осуществляться только лицами, являющимися членами коллегий адвокатов. Поэтому граждане, получившие в установленном порядке лицензию на право занятия адвокатской деятельностью, осуществляют ее путем вступления в члены коллегии адвокатов (ч. ч. 1 и 6 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”). В нашем государстве действуют областные, Минская городская, Белинюрколлегия и Республиканская коллегия адвокатов.
Таким образом, система адвокатских объединений в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации. Коллегии адвокатов созданы и действуют в административно-территориальных единицах – в каждой области и городе Минске, а в масштабах республики объединяются в Республиканскую коллегию адвокатов. Принцип специализации в организации белорусской адвокатуры проявляется в наличии коллегии адвокатов, оказывающей особый вид юридической помощи. Это Белинюрколлегия, которая оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам Республики Беларусь за границей, а также иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства на территории Республики Беларусь.
Порядок внутренней организации и деятельности коллегий адвокатов, их структура, статус руководящих органов и иные вопросы, касающиеся деятельности коллегий, определяются их уставами, если иное не предусмотрено актами законодательства. Уставы областных и Минской городской коллегии адвокатов, Белинюрколлегии, Положение о Республиканской коллегии адвокатов подлежат регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь (ч. ч. 8 и 12 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”).
Областные, Минская городская коллегии адвокатов и Белинюрколлегия являются основанными на принципах самоуправления добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензий, выданных Министерством юстиции Республики Беларусь1. Коллегия адвокатов – это юридическое лицо, имеющее печать и штампы со своим наименованиям.
Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание членов коллегии (конференция), ее исполнительным органом – Президиум, контрольно-ревизионным органом – Ревизионная комиссия. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год. Оно правомочно при участии в нем не менее двух третей от общего числа членов коллегии, а конференция – при участии в ней не менее двух третей от общего числа избранных делегатов. Норма представительства устанавливается Президиумом коллегии. Общее собрание (конференция) решает все вопросы большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Решения принимаются тайным или открытым голосованием.
Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов: принимает Устав коллегии; избирает председателя Президиума, его заместителя, членов Президиума и ревизионную комиссию; утверждает смету доходов и расходов, определяет размер отчислений в Республиканскую коллегию адвокатов; заслушивает и утверждает отчеты о деятельности Президиума и ревизионной комиссии коллегии адвокатов; определяет порядок оплаты труда адвокатов с учетом действующего законодательства; рассматривает жалобы адвокатов на постановления Президиума коллегии адвокатов; рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов.
Президиум коллегии адвокатов избирается сроком на три года. Его численный состав не может быть менее 5-ти членов. Заседания Президиума созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимается тайным или открытым голосованием.
Полномочия Президиума коллегии адвокатов: созывает общее собрание (конференцию) членов коллегии адвокатов; устанавливает штаты коллегии, представляет на утверждение Республиканской коллегии адвокатов потребность адвокатов по региону своей коллегии; создает юридические консультации, утверждает их штаты и сметы, руководит их деятельностью и контролирует ее, назначает на срок полномочий Президиума и освобождает от должности заведующих юридическими консультациями, распределяет адвокатов по юридическим консультациям и решает вопросы их перевода из одной консультации в другую; принимает в члены коллегии адвокатов и в состав стажеров, организует прохождение стажировки, дает рекомендацию о допуске к сдаче квалификационного экзамена лицам, успешно прошедшим стажировку, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, дает согласие на прием помощников адвокатов; осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, проводит аттестацию адвокатов и мероприятия по повышению их профессиональной квалификации, обобщает и распространяет положительный опыт работы юридических консультаций и лучших адвокатов; осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов, применяет меры поощрения, рассматривает дела о дисциплинарных проступках членов коллегии и налагает на виновных дисциплинарные взыскания, рассматривает представления Министерства юстиции о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности; распоряжается средствами коллегии в соответствии со сметой, осуществляет контроль за порядком оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и порядком оплаты труда адвокатов, принимает решения об освобождении или граждан от оплаты юридической помощи, устанавливает для отдельных адвокатов повышенные размеры отчислений от денежных средств, поступивших за оказание ими юридической помощи; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка рассмотрения обращений граждан в юридических консультациях, рассматривает жалобы, заявления и обращения на деятельность адвокатов; организует ведение статистической отчетности, кодификационно-справочной работы по законодательству и судебной практике, участвует в разработке и реализации программ по созданию материально-технической, правовой и информационной базы коллегии; осуществляет мероприятия по улучшению материально-бытовых условий работы адвокатов и административно-технического персонала коллегии, а также по охране их труда; организует участие адвокатов коллегии в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан; содействует Республиканской коллегии адвокатов в разработке и совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры, в выработке коллективного мнения адвокатов по проектам законов и других нормативных актов; представляет коллегию адвокатов в государственных органах, учреждениях, предприятиях и общественных организациях, ежегодно информирует о своей работе Республиканскую коллегию адвокатов.
Деятельность Президиума строится на основе коллективности руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии. При Президиуме коллегии адвокатов могут образовываться методический совет и другие, действующие на общественных началах органы, оказывающие помощь Президиуму в выполнении возложенных на него задач.
Председатель Президиума коллегии адвокатов избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным или открытым голосованием сроком на три года и утверждается Председателем Республиканской коллегии адвокатов.
Председатель Президиума коллегии адвокатов: организует и планирует работу Президиума, подготавливает вопросы для рассмотрения на его заседаниях, в том числе о приеме в коллегию, отчислении и исключении из ее состава адвокатов; организует проверку жалоб и иных материалов на действия адвокатов и вносит соответствующие предложения на рассмотрение Президиума; председательствует на заседании Президиума, является распорядителем кредитов в пределах утвержденной сметы, ведет переписку от имени Президиума с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами; руководит работой аппарата Президиума коллегии адвокатов, осуществляет прием и увольнение работников аппарата Президиума (бухгалтера, кодификатора, кассира, шофера и до.) и юридических консультаций; информирует Президиум Республиканской коллегии адвокатов о деятельности коллегии адвокатов и Президиума.
Ревизионная комиссия коллегии адвокатов избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным или открытым голосованием сроком на три года. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя комиссии. В ее функции входит проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности Президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций.
В соответствии со ст. 14 Закона “Об адвокатуре” для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам коллегиями адвокатов создаются юридические консультации. На них также возлагаются функции обеспечения защиты по уголовным делам по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда (в том числе в случаях) когда закон требует незамедлительного оказания юридической помощи), по делам лиц, освобожденных в установленном порядке от оплаты юридической помощи, а также бесплатного оказания других юридических услуг.
Юридические консультации создаются, как правило, по административно-территориальному принципу в каждом районе (городе). Место нахождения юридической консультации определяется Президиумом коллегии адвокатов по согласованию с исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов с учетом интересов более полного и рационального обслуживания населения. Поэтому юридические консультации должны располагаться в доступном для большинства граждан месте, желательно в центре населенного пункта, недалеко от судов и других правоохранительных органов.
Количество адвокатов, работающих в юридических консультациях, определяется Президиумом коллегии адвокатов в зависимости от численности населения, промышленных предприятий и особенностей данного региона. На практике применяется следующий принцип: число адвокатов в юридической консультации не должно быть меньше, чем число судей соответствующего районного (городского) суда. Так, в сельской местности юридические консультации состоят из нескольких адвокатов (1-5 человек), а в районах г. Минска – из 30-60 человек.
Однако следует стремиться к тому, чтобы максимальное количество адвокатов, работающих в юридической консультации, не превышало 35 человек1.
В противном случае трудно обеспечить надлежащую организацию ее работы. Большая численность адвокатов в юридической консультации делает невозможным осуществление должного контроля за распределением и качеством их работы, соблюдением ими Правил внутреннего трудового распорядка, проведением занятий по повышению профессиональной квалификации и в конечном итоге отрицательно влияет на уровень оказываемой адвокатами правовой помощи гражданам и субъектам хозяйствования.
Юридические консультации являются основным, первичным звеном адвокатуры. Все члены коллегии адвокатов распределены по юридическим консультациям и там проводят свою работу. В случае необходимости они могут переходить из одной Консультации в другую по решению Президиума коллегии
адвокатов.
Юридическая консультация имеет печать и штамп с обозначением своего наименования и соответствующей коллегии адвокатов, но юридическим лицом она не является.
Юридической консультацией руководит заведующий, назначаемый Президиумом коллегии на срок полномочий Президиума. Он должен являться наиболее квалифицированным адвокатом и обладать необходимым стажем адвокатской деятельности. Заведующий юридической консультацией действует по доверенности Президиума коллегии адвокатов.
Заведующий юридической консультацией: организует работу юридической консультации; назначает адвоката для осуществления защиты по требованиям органов предварительного следствия и суда; распределяет работу между адвокатами с учетом их квалификации и персональных к ним обращений; контролирует порядок оплаты труда адвокатов, при отсутствии соглашения опреде-
ляет размер оплаты за выполненную работу, освобождает от оплаты за юридическую помощь; осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, прохождением стажировки и проводит мероприятия по повышению профессиональной квалификации адвокатов и стажеров; обеспечивает соблюдение адвокатами и иными работниками юридических консультаций правил внутреннего трудового распорядка; вносит предложения Президиуму коллегии о поощрении адвокатов, о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности, о досрочном снятии дисциплинарного взыскания адвоката, об оказании материальной помощи адвокатам в случае необходимости; организует и контролирует ведение кодификационно-справочной работы по законодательству и судебной практике, статистической и финансовой отчетности по установленным формам, делопроизводства, в юридической консультации; по полномочию Президиума принимает и увольняет работников технического персонала юридической консультации (секретаря-кассира, уборщиц); рассматривает обращение и жалобы на действия адвокатов, поступившие в юридическую консультацию; осуществляет в случае отсутствия секретаря-кассира операции по приему, учету и хранению денежных средств и квитанций; Заведующий обеспечивает надлежащее состояние помещений юридической консультации, укомплектование их необходимой мебелью, а адвокатов – бумагой для составления производств по делу.
На здании, где расположена консультация, должна быть помещена эстетически оформленная вывеска “Юридическая консультация” с указанием наименования коллегии адвокатов. В помещении юридической консультации на видном месте должно быть вывешено объявление с указанием перечней лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно и которые обслуживаются вне очереди, а также другая информация.
Организация работы юридической консультации должна обеспечивать ежедневный прием граждан в удобное для них время, а при необходимости и дополнительно в выходные и праздничные дни, когда закон требует незамедлительного оказания юридической помощи по уголовному делу. Для этого заведующим юридической консультацией заранее составляется график дежурств адвокатов с учетом их занятости и обязательного участия каждого в приеме граждан, своевременно доводится до сведения адвокатов и вывешивается в помещении юридической консультации. Дежурный адвокат может назначаться на весь день работы юридической консультации или же на половину дня, но с тем, чтобы смена дежурных в течение дня не ограничивала получение юридической помощи гражданами.
В юридических консультациях с количеством адвокатов свыше 3-х человек ведется журнал занятости адвокатов, в котором ежедневно делаются отметки о месте нахождения того ли иного адвоката. Все адвокаты, кроме находящихся в командировках и отпусках, обязаны являться на работу в юридическую консультацию к установленному времени. Явка адвоката не обязательна, когда он в течение всего дня занят на предварительном следствии либо в судебном процессе. Об этом адвокат обязан заранее поставить в известность заведующего или дежурного адвоката и сделать соответствующую запись в журнале занятости.
В юридической консультации должно вестись делопроизводство, отвечающее установленным требованиям, должно быть налажено хранение и учет денежных и отчетных документов, ведение справочно-кодификационной работы по законодательству. Для этого в каждой юридической консультации должен быть выделен адвокат или технический работник, ответственный за кодификацию и систематизацию законодательства, а в крупных юридических консультациях – и обученный работе на компьютере. В обязанности кодификатора входит содержание в контрольном состоянии действующих кодексов и других нормативных актов, своевременное внесение в них изменений, постоянное информирование адвокатов о текущем законодательстве с целью оказания населению квалифицированной юридической помощи.
По постановлению Президиума коллегии адвокатов могут быть созданы филиалы юридических консультаций и специализированные юридические консультации1.
Первые образуются в крупных населенных пунктах, находящихся на территории обслуживаемого района (например, г. Заславль Минского района), либо в здании судов, расположенных далеко от базовой юридической консультации.
В основе образования вторых лежит принцип специализации в отдельных отраслях права или даже правовых институтах. Так, в г. Минске действуют юридические консультации по хозяйственному праву, авторскому праву, вопросам недвижимости.
Место нахождения филиала и количество адвокатов, в нем работающих, определяется Президиумом коллегии. Филиал имеет штамп с обозначением своего наименования и соответствующей юридической консультации. Он не является юридическим лицом. Филиалом руководит заведующий, назначаемый Президиумом коллегии на срок полномочий Президиума. Он осуществляет контроль за порядком оплаты труда и качеством работы адвокатов филиала.
Республиканская коллегия адвокатов объединяет областные и Минскую городскую коллегии адвокатов и осуществляет функции постоянно действующего республиканского органа адвокатского самоуправления (ч. 3 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”). Она является некоммерческой организацией, приобретает права юридического лица с момента утверждения ее Положения в Министерстве юстиции Республики Беларусь, имеет печать и штамп со своим наименованием1.
Основными задачами Республиканской коллегии адвокатов являются: комплексное управление коллегиями адвокатов; согласование и координация деятельности руководящих органов коллегии адвокатов ; обобщение результатов работы коллегий адвокатов по республике; осуществление организационных, распорядительных, контрольных и административных функций при проверке соблюдения законодательства руководящими органами коллегий адвокатов и адвокатами; разработка концепции социально-экономического развития адвокатуры республики и методов ее реализации; оказание помощи коллегиям адвокатов в организации правовой помощи гражданам и организациям.
Республиканская коллегия адвокатов в соответствии с возложенными на нее задачами:
-
осуществляет методическое руководство адвокатской деятельностью по оказанию правовой помощи, анализирует и обобщает опыт этой деятельности;
-
прогнозирует потребность республики в адвокатах;
-
участвует совместно с государственными органами в законотворческой деятельности и правовом воспитании граждан, защищает профессиональные права, представляет интересы адвокатов в государственных, общественных и иных органах;
-
организует подготовку и повышение квалификации адвокатов как в индивидуальной, так и в коллективных формах на секциях, курсах, в учебных центрах, разрабатывает учебные и календарные планы проведения занятий с адвокатами;
-
участвует совместно с органами коллегий адвокатов в разработке и реализации программ по созданию материально-технической, правовой, информационной и научно-исследовательской базы адвокатуры;
-
совершенствует научно-методическое обеспечение адвокатской деятельности, издает учебную литературу и распространяет знания о работе адвокатуры;
-
проводит конференции, конгрессы, совещания, семинары по вопросам адвокатской деятельности, участвует в работе организаций, объединений, деятельность которых затрагивает интересы адвокатуры, образовывает координационные, методические, экспертные советы по проблемам и перспективам развития адвокатуры;
-
распределяет часть своих свободных средств на финансирование общественных нужд;
-
изучает и обобщает статистические данные о деятельности адвокатов и представляет их в министерство юстиции, ежегодно информирует его о совей работе;
-
проводит проверки работы руководящих органов коллегий адвокатов, в том числе финансовой деятельности, вносит предложения по ее совершенствованию;
-
разрабатывает и принимает обязательные для применения и исполнения адвокатами и руководителями коллегий адвокатов типовые уставы, правила профессиональной этики и внутреннего трудового распорядка;
-
рассматривает жалобы на решения органов коллегий адвокатов, приостанавливает их действие, вносит представления об их отмене.
Органами Республиканской коллегии адвокатов являются: Президиум, Председатель Президиума и его заместитель, постоянные комиссии.
Президиум Республиканской коллегии адвокатов является высшим органом адвокатского самоуправления республики. На его заседаниях рассматриваются и решаются следующие вопросы: избрание и освобождение Председателя Республиканской коллегии адвокатов и его заместителя; образование постоянных комиссий, избрание и освобождение их председателей; заслушивание отчетов Председателя Республиканской коллегии адвокатов и председателей постоянных комиссий; утверждение методических указаний и рекомендаций, типовых уставов, правил внутреннего трудового распорядка и профессиональной этики, положения о постоянных комиссиях; определение структуры аппарата Республиканской коллегии адвокатов, ее штатного расписания, утверждение сметы расходов на содержание коллегии, установление порядка распоряжения ее имуществом; освобождение членов Президиума от выполнения их обязанностей.
Президиум Республиканской коллегии формируется из числа адвокатов, делегируемых коллегиями адвокатов. Их количество не может превышать трех человек от каждой коллегии, включая председателя коллегии адвокатов.
Заседание Президиума правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 его членов. Решение принимается тайным или открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от общего количества присутствующих. Заседания Президиума созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Председатель Республиканской коллегии адвокатов избирается из числа членов Президиума открытым голосованием сроком на 5 лет по предложению Министра юстиции и утверждается им.
В случае повторного отказа в избрании предложенной кандидатуры Министр юстиции вправе распустить Президиум Республиканкой коллегии адвокатов, назначив исполняющего обязанности Председателя Республиканской коллегии адвокатов.
Председатель Республиканской коллегии адвокатов одновременно является Председателем ее Президиума. Он не вправе совмещать этот пост с занятием других оплачиваемых должностей в иных органах адвокатских объединений.
Председатель Республиканской коллегии адвокатов: представляет ее во взаимоотношениях с государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, международными организациями; созывает заседании Президиума, осуществляет руководство их подготовкой и проведением, подписывает решения и протоколы заседаний Президиума, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений, отчитывается перед Президиумом о совей деятельности; утверждает Председателей Президиумов областных (Минской городской) коллегий адвокатов, дает согласие на назначение заведующих юридическими консультациями, вносит предложения об освобождении указанных лиц от занимаемых должностей; приостанавливает решения Президиума областных (Минской городской) коллегий адвокатов, а в случае необходимости – отменяет их; координирует деятельность постоянных комиссий, вносит на рассмотрение Президиума предложения по их созданию и проведению заседаний комиссий; обеспечивает рассмотрение обращений граждан, предприятий, организаций; распоряжается средствами и имуществом Республиканской коллегии адвокатов, действуя без доверенности от ее имени, открывает расчетные и другие счета в банках, создает фонд на представительские и другие неплановые мероприятия; вносит через Министерство юстиции проекты законодательных актов, регулирующих деятельность адвокатуры.
Председатель Республиканской коллегии адвокатов имеет заместителя, который утверждается по представлению Председателя, из числа членов Президиума Республиканской коллегии адвокатов, Министром юстиции сроком на 5 лет.
Заместитель Председателя Республиканской коллегии адвокатов в пределах определенных ему полномочий организует деятельность Президиума Республиканской коллегии адвокатов и постоянных комиссий, замещает Председателя по вопросам работы в Президиуме в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей. Заместитель Председателя Республиканской коллегии адвокатов не может совмещать этот пост с другими оплачиваемыми должностями в органах адвокатских объединений. Председатель и заместитель Председателя Республиканской коллегии адвокатов работают на постоянной основе.
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Республиканской коллегии адвокатов, а также организации и контроля за проведением в жизнь решений Президиума, образуются постоянные комиссии:
-
ревизионная комиссия, которая избирается в количестве трех человек из разных коллегий адвокатов;
-
апелляционная комиссия;
-
комиссия по изучению и обобщению статистических данных;
-
комиссия по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации;
-
методическая комиссия.
В случае необходимости могут быть созданы и иные постоянные комиссии.
Председатели комиссий избираются из числа адвокатов сроком на 5 лет. Они представляют на утверждение Председателю Республиканской коллегии адвокатов членов комиссии. Заседания комиссии созываются Председателем Республиканской коллегии адвокатов или Председателем комиссии. Расходы, связанные с деятельностью комиссий производятся за счет средств Республиканской коллегии адвокатов и включаются в смету расходов на ее содержание.
Средства Республиканской коллегии адвокатов образуются из сумм, отчисляемых адвокатскими объединениями, поступившими в их фонд за оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам. Размер отчислений из указанных сумм устанавливается общим собранием (конференцией) областных (Минской городской) коллегий адвокатов и не может составлять менее одного процента фонда оплаты труда.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы