Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
В соответствии с п. 16 Основных положений о роли адвокатов, принятых Конгрессом ООН в 1990 году, Правительства должны обеспечить адвокатам возможность выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, преследования, запугивания или неоправданного вмешательства; защиту от судебного преследования и применения административных, экономических и других санкций за любые действия, совершенные в соответствии с законом, признанными профессиональными стандартами и этическими нормами, а также от угроз такого преследования и применения указанных санкций1.
Учитывая изложенные международно-правовые требования к взаимоотношениям адвокатуры и государства, ст. 29 Закона “Об адвокатуре” регламентирует их следующим образом: “Государство обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам”.
В то же время п. 3 ст. 31 Закона “Об адвокатуре” наделяет Министерство юстиции полномочиями по общему и методическому руководству адвокатурой. Это связано с выполнением ею важной публично-правовой функции, которая нуждается в определенном государственном регулировании и обеспечении. Однако оно должно осуществляться без мелочной опеки и грубого вмешательства в деятельность адвокатуры, без нарушения принципов независимости, автономности и корпоративности со стороны исполнительной власти в лице Министерства юстиции2.
Министерство юстиции Республики Беларусь в пределах своей компетенции:
-
издает в соответствии с законодательством нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатуры;
-
регистрирует уставы коллегий адвокатов;
-
выдает и аннулирует при наличии предусмотренных законодательством оснований лицензии на право занятия адвокатской деятельностью;
-
контролирует соблюдение законодательства всеми лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность;
-
вносит в коллегии адвокатов представления о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности;
-
имеет право получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны;
-
приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений;
-
оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегий адвокатов (ст. 31 Закона “Об адвокатуре”).
Коллегии адвокатов сотрудничают и с местными органами государственной власти и управления в целях обеспечения населения регионов квалифицированной юридической помощи. Так, местные Советы народных депутатов и их исполнительно-распорядительные органы в пределах своей компетенции на возмездной основе обеспечивают коллегии адвокатов, юридические консультации пригодными для работы помещениями; оказывают содействие в материально-техническом обеспечении, решении жилищно-бытовых и других социальных вопросов, в необходимых случаях предоставляют коллегиям адвокатов льготы, в том числе по арендной плате за используемые помещения; осуществляют иные мероприятия, направленные на обеспечение доступности юридической помощи, сотрудничают в этих целях с органами адвокатского самоуправления (ст. 30 Закона “Об адвокатуре”).
Адвокатура также осуществляет сотрудничество с другими общественными объединениями юристов, иными общественными объединениями граждан в деле обеспечения законности и правопорядка, правового воспитании граждан, изучения правоприменительной практики, подготовки взаимосогласованных предложений по совершенствованию законодательства и по другим направлениям.
Порядок и условия взаимоотношений адвокатских объединений с другими общественными объединениями определяются их уставами, а также договорами (соглашениями) (ст. 32 Закона “Об адвокатуре”).
Министерство юстиции Республики Беларусь наделено полномочиями, позволяющими направлять и контролировать деятельность Республиканской коллегии адвокатов. Так, оно: издает нормативные акты, обязательные для исполнения Республиканской коллегий адвокатов, ее органами и адвокатскими объединениями; приостанавливает решения Президиума Республиканской коллегии адвокатов, не соответствующие законодательству, и вносит представление об их отмене; утверждает разработанные и принятые Президиумом Республиканской коллегии адвокатов типовые уставы адвокатских объединений, правила внутреннего трудового распорядка и профессиональной этики, методические рекомендации, а также Положение о Республиканской коллегии адвокатов; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом, нормативном обеспечении деятельности Республиканской коллегии адвокатов; участвует в материально-техническом обеспечении мероприятий по повышению квалификации адвокатов, проводимых Республиканской коллегией; вносит предложения Председателю Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности руководителей адвокатских объединений и юридических консультаций за недостатки и упущения в работе; вносит представления Президиуму Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности Председателя и заместителя Председателя Республиканской коллегии адвокатов в случае нарушения ими законодательства, профессиональной этики или в других случаях, свидетельствующих о невозможности исполнения им своих обязанностей.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы