Понятие, образование и развитие адвокатуры
Адвокатура—это добровольное объединение юристов, оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается.
Закон "0б адвокатуре в Республике Беларусь", принятый Верховным Советом 15 июня 1993 г., определяет адвокатуру как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.
Адвокатура — негосударственная и некоммерческая организация, а самоуправляемая юридическая организация. Занимая важное место в системе правоохраны, она содействует защите прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения.
Многовековую историю имеет адвокатура и в Беларуси. Ее следует начинать с XVI столетия, когда этот институт получил законодательное оформление. В Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 г.г. и 1588 г. достаточно подробно регламентировался правовой статус "прокураторов" (так именовались в то время адвокаты), их права, обязанности, правила этики, случаи бесплатного оказания адвокатской помощи и др.
В Северо-западном крае Российского государства адвокатура была учреждена Судебными уставами 1864 г. и являлась самоуправляемой организацией лиц свободной профессии. В 1874 г. вводится институт частных поверенных, не имевших корпоративной организации.
В начальный период своего развития адвокатура российского государства получила небывалый расцвет. Появилась целая плеяда выдающихся адвокатов, обладавших ярким талантом красноречия. Среди них, в первую очередь, следует назвать нашего земляка В.Д. Спасовича (1829 – 1906 г.г.), которого по праву называли “королем” адвокатуры, одним из лучших адвокатов Европы.
Нужно сказать, что дореволюционная адвокатура в целом являлась демократическим институтом в правовой системе того времени, а адвокаты – наиболее либеральной частью буржуазной интеллигенции. Тем не менее в ходе Октябрьской революции этот правовой институт был упразднен, что законодательно было подтверждено Декретом СНК РСФСР о суде № 1 от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. Никакой организации взамен ликвидированной адвокатуры не создавалось. В роли защитников, как и обвинителей, допускавшихся в суде и на предварительном следствии, а по гражданским делам – поверенных могли выступать лица обоего пола, пользовавшиеся гражданскими правами.
19 декабря 1917 г. Инструкцией Наркомюста РСФСР о революционном трибунале предусматривалась организации коллегий правозаступников при революционных трибуналах, которые формировались путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь правосудию и представивших рекомендации Советов. Для общих судов коллегии правозаступников – первая организационная форма защиты в советском суде – создавались Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г. Для оказания населению иной правовой помощи (дача справок, составление всякого рода деловых бумаг и т.п.) при судах образовывались бесплатные консультационных бюро. Однако вскоре неоправдавшие себя коллегии правозащитников Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. были реорганизованы в коллегии защитников, обвинителей, представителей сторон в гражданском процессе. Члены этих коллегий избирались исполкомами Советов и являлись должностными лицами республики. Примерно через год эти коллегии были упразднены, а выполнение их функций возложено в порядке трудовой повинности на лиц, способных быть защитниками. Однако организация защиты на началах трудовой повинности была также переходной формой. Отыскание новых организационных форм оказания населению правовой помощи не было результативным. В обстановке новой экономической политики, развития советской демократии и возросших потребностей населения в правовой помощи появилась необходимость в коренной реорганизации ее форм. Поэтому уже 26 декабря 1921 г. Совнарком БССР принял Декрет об организации правозащиты на суде1, а 25 марта 1922 г. было издано Положение о юридических консультациях и бюро коллегии правозащитников2.
26 июня 1922 г. Ш сессия ЦИК БССР утвердила Положение об адвокатуре БССР3. В его развитие 26 июля 1922 г. Наркомюст БССР издал Положение о коллегии защитников4, которое регламентировало организацию и деятельность коллегий защитников в республике. Она создавалась при Наркомате юстиции БССР как самоуправляющаяся общественная организация, оказывающая населению разнообразную правовую помощь: дача юридических советов и справок, составление деловых бумаг и заявлений, выступление в судах по просьбе заинтересованных лиц и предложению председателей судов. Образование адвокатуры в БССР способствовало укреплению законности, охране прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, надлежащему осуществлению правосудия.
Последующие изменения в организации адвокатуры были связаны с изменениями в административно-территориальном делении и преобразованиями в судебной системе и судопроизводстве республики и были направлены на установление более тесной связи коллегии защитников с местными органами власти и судами, на улучшение обеспечения населения правовой помощью.
Положением о судоустройстве БССР 1925 г. вместо ранее существовавшей одной коллегии защитников создавались коллегии защитников при окружных судах. Одновременно при Наркомате юстиции БССР действовало Всебелорусское объединение защитников, высшим органом которого являлся Всебелорусский съезд членов коллегии защитников, а исполнительным – его президиум. Просуществовав 14 лет (с 1924 по 1938 г.г.), центральный исполнительный орган Всебелорусского объединения защитников много сделал для организационного укрепления адвокатуры, повышению ее авторитета, роста численного и качественного состава коллегий защитников, привлечения к адвокатской профессии женщин1. Дело в том, что до февральской революции 1917 г. женщины в адвокатуру не допускались. Поэтому в первые годы Советской власти женщин-адвокатов было единицы. С организацией коллегий защитников и созданием благоприятных условий для получения образования количество женщин-адвокатов начинает с каждым годом возрастать.
В 1928 г. в БССР, как и в других союзных республиках, был проведен переход на коллективные формы работы, чем обеспечивался контроль за качеством работы членов коллегии защитников, равномерное распределение дел.
Дальнейшее развитие организационные формы адвокатской деятельности получили в Положении об адвокатуре СССР, утвержденном постановлением СНК СССР от 16 августа 1939 г.2 В БССР в соответствии с существовавшим тогда административно-территориальным делением были созданы областные коллегии адвокатов. Республиканское объединение защитников упразднялось. Повышались требования при приеме в коллегии адвокатов. Развивались принципы самоуправления адвокатских объединений. Вместе с тем усиливалось государственное руководство адвокатурой, которое осуществляли Наркомат юстиции СССР, созданный в 1936 г. и Наркомат юстиции БССР и его Управления на местах. Административный контроль судов заменялся жестким административным контролем органов юстиции, вплоть до отмены ими постановлений органов адвокатского самоуправления. Нужно отметить, что в годы тоталитарного сталинского режима роль адвокатуры была ничтожной. Более того, в 30-е годы ставился и серьезно обсуждался вопрос о ликвидации адвокатуры. Это и понятно, так как социальный престиж адвокатуры находится в прямой зависимости от положения личности в целом. Законы СССР от 1 декабря 1934 г. и 14 сентября 1937 г. не допускали участие адвоката-защитника по делам о террористических организациях и актах, о вредительстве и диверсиях. Такие судебные процессы превращались в судебную расправу с инакомыслящими, с ни в чем неповинными людьми.
В соответствии со ст. 13 Основ законодательства о судоустройстве 1958 г. в БССР после значительного перерыва в связи с расширением прав союзных республик в области законотворческой деятельности 15 июня 1961 г. было принято Положение об адвокатуре1. Оно наряду с областными коллегиями адвокатов предусмотрело организацию республиканской коллегии адвокатов со съездом адвокатов БССР. Однако такая организационная структура адвокатуры просуществовала недолго, до 1965 г., когда республиканская коллегия адвокатов и ее съезд были упразднены по причине дублирования деятельности органов самоуправления областных коллегий адвокатов.
Существенным рубежом в развитии советской адвокатуры, в том числе и адвокатуры в БССР, явилось принятие Конституции СССР 1977 г. (ст. 161) и Конституции БССР 1978 г. (ст. 160), в которых впервые на высшем юридическом уровне закреплялась правовое положение коллегий адвокатов, указывалось на бесплатное оказание юридической помощи гражданам в случаях, предусмотренных законом, на регулирование организации и деятельности адвокатуры законодательством Союза ССР и БССР. В соответствии с этим 30 ноября 1979 г. был принят Закон ССР “Об адвокатуре в СССР”2 и 21 мая 1981 г. – Положение об адвокатуре в БССР3. Аналогичные положения об адвокатуре были приняты и в других союзных республиках страны.
Новый этап в развитии адвокатуры в Беларуси начался с принятия Верховным Советом 15 июня 1993 г. Закона “Об адвокатуре”4. Реализуя идеи, заложенные в Концепции судебно-правовой реформы, этот правовой акт учел отечественный и мировой опыт, достижения правовой мысли, потребности общества в расширении и качественном улучшении правозащитной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям и демократическому правовому государству. Следует подчеркнуть, что Беларусь первая из стран СНГ приняла демократический закон о реформировании адвокатуры на основе принципов, отвечающих международно-правовым стандартам. Закон значительно повысил требования к лицам, допускаемым к адвокатской деятельности, создал правовую основу для развития в стране наряду с коллегиями адвокатов новых организационных форм частной адвокатской деятельности (фирм, бюро, контор). Новеллами этого закона являются также введение института помощника адвоката, закрепление гарантий адвокатской деятельности и т.д.
В целях создания надлежащих условий для реализации каждым гражданином права на юридическую помощь и в соответствии со ст. 101 Конституции 3 мая 1997 г. Президентом был издан Декрет “О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь”1, которым внесены существенные изменения и дополнения в правовое регулирование организации и деятельности адвокатуры в нашей республике. В последующем 6 июля 1998 г. был принят Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь об адвокатуре”2.
Названные нормативные акты усилили государственный контроль за формированием адвокатского корпуса и деятельностью адвокатуры, предусмотрели образование Республиканской коллегии адвокатов, а также осуществление адвокатской деятельности только членами областных и Минской городской коллегиями адвокатов. Они содержат и ряд других новых положений, которые ниже будут рассмотрены.
- Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса “судоустройство”
- Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
- Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
- Правовые источники курса
- Лекция 2. Судебная власть и правосудие
- Понятие и назначение судебной власти
- Свойства судебной власти
- Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной
- Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели
- Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.
- Лекция 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти
- Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- Осуществление судебной власти только судами
- Независимость судей и подчинение их только закону
- Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов
- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде
- Состязательность и равенство сторон в процессе
- Открытое разбирательство дел во всех судах
- Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- Право граждан на судебную защиту
- Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь
- Принцип презумпции невиновности
- Выборность и назначение судей
- Лекция 4. Судебная система (общие положения и развитие)
- Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях
- Принципы построения судебной системы. Виды судов
- Основные этапы развития судебной системы в Белорусской сср (Республике Беларусь)
- Лекция 5. Действующая судебная система республики беларусь
- Общая характеристика действующей судебной системы
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- 3. 1. Районные (городские) суды
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия районного (городского) суда
- Аппарат районного (городского) суда
- Организация работы районного (городского) суда
- 3.2.Областные и Минский городской суды
- Состав областного и Минского городского судов
- Судебные коллегии областного и Минского городского судов
- Президиум областного, Минского городского судов
- Аппарат областного Минского городского судов
- Организация работы областного, Минского городского судов
- 3.3.Межгарнизонный и Белорусский военные суды
- Подсудность военных судов
- Межгарнизонный военный суд
- Белорусский военный суд
- Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Состав Верховного Суда Республики Беларусь
- Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
- Президиум Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители
- Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
- Хозяйственные суды.
- Развитие, задачи и роль хозяйственных судов
- Система, состав и структура хозяйственных судов
- Полномочия хозяйственных судов и их структурных подразделений
- Права и обязанности председателей и заместителей председателей хозяйственных судов
- Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей.
- Международный арбитражный (третейский) суд
- Экономический Суд снг
- Лекция 6. Правовой и социальный статус судьи, народных и присяжных заседателей
- Понятие и значение статуса судьи
- Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности
- Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности
- Основные принципы правового и социального статуса судьи
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы
- Дисциплинарная ответственность судей
- Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
- Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус
- Лекция 7. Органы судебного самоуправления
- Понятие и развитие судейского самоуправления
- Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь
- Конференции и квалификационные коллегии судей
- Лекция 8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
- Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
- Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
- Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
- Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
- Лекция 9. Прокуратура
- Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь
- Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Система и структура органов прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров
- Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
- § 7. Поощрения и ответственность прокурорских работников
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
- Лекция 10. Адвокатура.
- Понятие, образование и развитие адвокатуры
- Задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности
- Организационные формы деятельности адвокатуры
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов. Прекращение членства в коллегии адвокатов
- Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции
- Регулирование и оплата труда адвокатов
- Лекция 11. Органы предварительного расследования
- Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
- Основные этапы развития органов предварительного расследования
- Органы предварительного следствия
- Действующая система органов дознания. Их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами
- Лекция 12. Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям
- Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
- Задачи и организация нотариата
- Компетенция нотариата
- Юридическая служба предприятия (объединения)
- Оказание юридических услуг по лицензиям
- Лекция 13. Юстиция зарубежных государств
- Общая характеристика юстиции зарубежных государств
- Юстиция Соединенных Штатов Америки
- Юстиция Англии
- Юстиция Франции
- Юстиция Германии
- Список рекомендуемой литературы