6.3. Правовое регулирование вопросов национализации
в международном частном праве
Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принятия специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация — это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В результате ее проведения в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от реквизиции как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов в случаях неотложной необходимости, и от конфискации как меры наказания индивидуального порядка51. Приватизация — это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имущества в частную собственность.
Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции № 1803 (XVI) «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам — членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств. В то же время в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации, за исключением обязанности выплатить соответствующую компенсацию.
В 1974 г. в Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов «каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними... включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права».
Вопрос о (-) формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.
Международное право, таким образом, признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может оговорить (и, как правило, оговаривает) в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе посредством национализации, или предоставлять им в случае ее проведения равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Подобные обязательства государства обычно принимают на себя на основе принципа взаимности и закрепляют их в двусторонних международных договорах о защите и поощрении капиталовложений.
Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством. Однако собственность, в отношении которой данной страной осуществляется национализация, может находиться не только на ее территории, но и за границей (имущество филиалов или представительств, созданных юридическими лицами — резидентами в иностранных государствах, зарубежные банковские вклады и т. д.). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема экстерриториального действия законов о национализации.
В настоящее время достаточно широкое распространение в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике получила точка зрения о том, что законы о национализации имеют экстерриториальное действие. Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент ее проведения в пределах его территории, так и имущества, располагавшегося в это время за границей.
Признание экстерриториального действия законов о национализации в подавляющем большинстве государств происходит сегодня в силу использования коллизионной привязки lex rei sitae, которая, как уже подчеркивалось выше, является базовой при определении моментов возникновения и перехода права собственности на имущество. Поэтому в случае возникновения соответствующих споров суды обязаны, по общему правилу, руководствоваться законодательством того государства, где была проведена национализация.
Ситуация, однако, несколько осложняется, когда речь идет об имуществе, находившемся в момент национализации за границей. Судебная практика многих западных государств, в данном случае, основывается на тезисе о том, что приобретение права собственности на такое имущество также должно осуществляться на основании законов страны его места нахождения, а не права государства, осуществившего национализацию. В соответствии с этим подходом из-под действия законов о национализации изымаются практически все зарубежные финансовые активы и материальные ценности, принадлежавшие национализированным предприятиям.
В российской правовой доктрине на этот счет существует иная точка зрения. В нашей стране практически общепризнано, что нахождение какой-либо части имущества национализируемого предприятия за границей не имеет юридического значения, так как национализация распространяется на все имущество соответствующего юридического лица. Что же касается правового статуса имущества зарубежных филиалов национализированных предприятий, то он должен устанавливаться на основании их личного закона (lex societatis), в соответствии с которым, как известно, определяются порядок ликвидации юридических лиц и наступающие в связи с этим последствия.
«Судьба зарубежного имущества национализированных предприятий, — отмечал в связи с этим Л. А. Лунц, — может определяться лишь законом той страны, к которой данное предприятие принадлежало в момент национализации. Например, бывшие русские частные банки и русские страховые общества, уставы которых были в свое время утверждены в России в соответствии с действующими в то время российскими законами и правления которых находились в Петербурге или Москве, имели, очевидно, русский личный статут. Национализация их по декретам советского правительства не могла не получить экстерриториального действия»52.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Содержание
- Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Международное частное право»
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Оборотная сторона титульного листа рпуд
- Аннотация курса «международное частное право»
- Структура и содержание теоретической части курса модуль I. Общие понятия и источники мчп (4 час.)
- Тема 1. Общие понятия международного частного права (2 час.)
- Тема 2. Источники международного частного права (2 час.)
- Тема 1. Коллизионные нормы и проблемы их применения в мчп (2 час.)
- Тема 1. Физические лица в международном частном праве (2 час.)
- Тема 2. Правовое положение государства и юридических лиц в международном частном праве (2 час.)
- Модуль IV. Основы регулирования отношений собственности в международном частном праве (6 час.)
- Тема 1. Право собственности в международном частном праве (2 час.)
- Тема 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций (2 час.)
- Тема 3. Интеллектуальная собственность в международном частном праве (2 час.)
- Частного права (8 час.)
- Тема 1. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- Тема 2. Трудовые отношения в международном частном праве (2 час.)
- Тема 3. Брачно-семейные отношения в международном частном праве (2 час.)
- Тема 4. Наследственные отношения в международном частном праве (2 час.)
- Тема 1. Международный гражданский процесс (2 час.)
- Тема 2. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
- Структура и содержание практической части курса
- Тема 1. Общие понятия международного частного права (4 час.)
- Тема 2. Источники международного частного права (2 час.)
- Тема 3. Коллизионные нормы в международном частном праве (2 час.)
- Тема 8. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
- Тема 9. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- Тема 10. Международные трудовые отношения (2 час.)
- Тема 11. Семейно-брачные отношения в мчп (2 час.)
- Тема 12. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
- Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
- Контроль достижения целей курса Итоговый тест
- Тестовые задания к модулю 2:
- Тестовые задания к модулю 3:
- Тестовые задания к модулю 4:
- Тестовые задания к модулю 5:
- 11.Какую из нижеперечисленных должностей на морском торговом судне под флагом Российской Федерации может занимать гражданин Монголии?
- 18.Заключение консульских смешанных браков
- 19.Российская Федерация
- 20.Под «хромающими браками» в мчп понимаются
- Тестовые задания к модулю 6:
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Основная литература
- Дополнительная литература а) Специальная литература
- Б) Сборники нормативных актов и документов; материалы судебной практики
- В) Международные нормативные акты
- Г) Национальные нормативные акты и документы
- Электронные образовательные ресурсы
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тема 2. Источники международного частного права (2 час.)
- Тема 1. Коллизионные нормы и проблемы их применения в мчп (2 час.)
- 3.1. Понятие и виды коллизионных норм
- 3.2. Основные типы коллизионных привязок
- 3.3. Квалификация и установление содержания иностранного права
- 3.4. Применение коллизионных норм
- 3.5. Взаимность и реторсия в международном частном праве
- Тема 1. Физические лица в международном частном праве (2 час.)
- 1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам
- 4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в мчп
- Тема 3. Правовой статус государства и юридических лиц в мчп (2 час.)
- 5.2. Государственная принадлежность юридических лиц
- 5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц
- 5.4. Транснациональные корпорации и международные организации в международном частном праве
- Модуль IV. Основы регулирования отношений собственности в международном частном праве (6 час.)
- Тема 1. Право собственности в международном частном праве (2 час.)
- 1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве
- 6.2. Коллизионные вопросы права собственности
- 6.3. Правовое регулирование вопросов национализации
- Тема 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций (2 час.)
- 7.1. Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций
- 7.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 7.3. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций
- Тема 3. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
- 8.1. Понятие авторского права и права промышленной собственности
- 8.2. Международно-правовое регулирование защиты
- 8.3. Регулирование прав на промышленную собственность в международном частном праве
- Модуль V. Отдельные отрасли международного частного права (8 час.)
- Тема 1. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- 1. Понятие и особенности внешнеэкономических сделок
- 9.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок
- 9.3. Неправовые средства регулирования
- Модуль VI. Рассмотрение споров в мчп (4 час.)
- Тема 1. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
- 1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве
- 12.2. Процессуальное положение иностранных граждан и организаций в Российской Федерации
- 12.3. Выполнение судебных поручений и оказание других видов правовой помощи в международном частном праве
- 12.4. Исполнение решений иностранных судов
- 12.5. Нотариальные действия и легализация документов в международном частном праве
- Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2/2ч)
- 13.1. Понятие, значение и способы
- 13.2. Арбитражная оговорка и определение применимого права
- 13.3. Нормативное регулирование деятельности арбитражных органов
- 13.4. Признание и приведение в исполнение арбитражных решений
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тема 3. Коллизионные нормы в международном частном праве (2 час.)
- Тема 8. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
- Тема 9. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- Тема 10. Международные трудовые отношения (2 час.)
- Тема 11. Семейно-брачные отношения в мчп (2 час.)
- Тема 12. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
- Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
- «Дальневосточный федеральный университет»
- II. Задания к модулю II:
- III. Задания к модулю III:
- IV. Задания к модулю IV:
- V. Задания к модулю V:
- VI. Задания к модулю VI:
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тестовые задания к модулю 2:
- Тестовые задания к модулю 3:
- Тестовые задания к модулю 4:
- Тестовые задания к модулю 5:
- 11.Какую из нижеперечисленных должностей на морском торговом судне под флагом Российской Федерации может занимать гражданин Монголии?
- 18.Заключение консульских смешанных браков
- 19.Российская Федерация
- 20.Под «хромающими браками» в мчп понимаются
- Тестовые задания к модулю 6:
- Вопросы для итогового контроля:
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Б) Сборники нормативных актов и документов; материалы судебной практики
- В) Международные нормативные акты
- Г) Национальные нормативные акты и документы
- Электронные образовательные ресурсы
- «Дальневосточный федеральный университет»
- «Дальневосточный федеральный университет»