logo
ОПД

5.4. Транснациональные корпорации и международные организации в международном частном праве

В современных условиях хозяйственная деятельность большого количества юридических лиц не ограничена пределами одного государства. Экспорт капитала приводит к тому, что предприятия, созданные в одном государстве, могут принадлежать полностью или частично компаниям другого государства. Основная деятельность многих крупных монополий вообще осуществляется одновременно в нескольких странах. Наиболее известные из них — транснациональные корпорации, действующие на долговременной основе в течение десятилетий в каждом регионе мира.

С правовой точки зрения такого рода предприятия не являются международными юридическими лицами, хотя в официальном названии некоторых из них применяется термин «международный»43. ТНК, как правило, имеют форму предприятия с простой организационной структурой товарищества, акционерного общества или совместного предприятия. Они организуются по закону определенной страны и имеют соответствующий личный статут. В то же время основное отличие ТНК от «обычных» юридических лиц состоит в том, что они через широкую сеть зарубежных агентств, отделений, филиалов или дочерних предприятий ведут активную хозяйственную деятельность, прежде всего и главным образом в зарубежных государствах. Так, например, ТНК может одновременно создать полностью принадлежащую ей дочернюю компанию в одной стране, филиал материнской компании во второй и вести дела путем участия в совместном предприятии в третьей.

Стратегия деятельности ТНК разрабатывается головным предприятием, которое координирует деятельность всех входящих в его состав звеньев — иностранных предприятий и филиалов, разбросанных по разным странам. Поэтому, как отмечает М. М. Богуславский, «наиболее характерной особенностью ТНК является несоответствие между экономическим содержанием, экономической сущностью и юридической формой; экономическое единство оформляется юридической множественностью (юридические лица местного права, филиалы и т. д.), что служит интересам собственников ТНК»44.

Обычно ТНК являются международными предприятиями не только по сфере деятельности, но и по капиталу. В связи с этим в последние годы в зарубежной литературе все чаще высказываются предложения о необходимости денационализации ТНК, о превращении их в «глобальные в юридическом отношении путем заключения международного договора о «международных компаниях». Управление такими предприятиями, по мнению сторонников этой точки зрения, должно быть сосредоточено в «наднациональных органах»45. Подобный международный договор, однако, до сих пор не принят.

Сегодня большинство ТНК создаются в качестве юридических лиц конкретного государства, и на них распространяют свое действие нормы его правовой системы. В свою очередь деятельность филиалов и иных подразделений ТНК, учреждаемых в других государствах, подпадает под действие национального законодательства соответствующих принимающих стран. (-)

Интересно отметить, что во многих случаях ТНК специально используют для полностью принадлежащих им зарубежных компаний форму самостоятельного юридического лица страны местонахождения для того, чтобы распространить на них действие местного законодательства в тех случаях, когда его требования являются более благоприятными для отечественных компаний, чем для иностранных.

Правовой статус и деятельность ТНК в конкретном государстве, как правило, дополнительно регулируются специальными соглашениями, заключаемыми между соответствующими транснациональными корпорациями и страной — реципиентом капитала. Такие договоры имеют не международный, а гражданско-правовой характер и определяют режим инвестиций в принимающем государстве. ТНК довольно часто используют подобные соглашения в своих собственных интересах. Так, например, в целях обеспечения свободы от контроля со стороны какой-либо правовой системы, в особенности принимающей стороны, ТНК добиваются включения в эти договоры пунктов о выборе места суда или вынуждают дать согласие на экстерриториальное действие норм права одного государства (как правило, страны материнской компании) в ущерб принимающей стране, чьи правовые нормы применялись бы в ином случае.

Зачастую деятельность ТНК оказывает негативное влияние на экономическое развитие государства, в котором располагаются их подразделения. Они способны, например, произвольно сменить страну пребывания на регион с более дешевой рабочей силой, сократив соответственно в первом государстве число рабочих мест и уменьшив уровень инвестиций. ТНК обычно не стараются повышать уровень квалификации местных рабочих, а объем общих ресурсов ТНК позволяет им вытеснять местных предпринимателей с внутригосударственного рынка товаров и услуг. ТНК часто «нарушают суверенитет принимающей страны прямым участием в местной политике... передачей разведданных правительству другой страны (обычно страны, где находится материнская компания) и сотрудничеством с другой страной при проведении политически обусловленной торговой политики в отношении принимающей страны»46.

Вполне понятно поэтому, что деятельность некоторых транснациональных корпораций вызывает серьезную озабоченность как отдельных государств мира, так и всего международного сообщества в целом. Многие страны на сегодняшний день приняли специальные законы о регулировании иностранных инвестиций, главными целями которых являются, в частности, недопущение подчинения иностранному контролю важнейших национальных отраслей промышленности и услуг, открытие доступа к информации о деятельности предприятий с иностранными инвестициями на своей территории, регулирование процессов движения продукции и технологий, производимых в результате осуществления иностранных капиталовложений. Контроль за деятельностью иностранных предприятий довольно часто устанавливается также посредством заключения двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений между заинтересованными государствами.

В целях установления контроля над ТНК, подчинения их деятельности международным стандартам, учитывающим интересы всех стран, в рамках органов и организаций системы ООН в течение двух последних десятилетий было разработано несколько важных нормативных документов по конкретным вопросам деятельности ТНК. В числе этих актов можно назвать, например: Трехстороннюю декларацию о принципах, относящихся к многонациональным предприятиям и социальной политике 1977 г. (принята Международной организацией труда); Набор многосторонне согласованных справедливых принципов и прав по контролю за ограничительной деловой практикой 1980 г. (принят Конференцией ООН по торговле и развитию); Международные руководящие принципы по защите прав потребителей 1985 г. (приняты Генеральной Ассамблеей ООН) и др.

С 1977 г. в рамках Комиссии Экономического и Социального Совета ООН по транснациональным корпорациям ведутся интенсивные переговоры по выработке всеобъемлющего Кодекса поведения ТНК, охватывающего все стороны их деятельности. В разработанном проекте этого документа содержатся, в частности, предписания ТНК не препятствовать притоку финансовых средств и содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, воздерживаться от вмешательства во внутренние дела государства, не принимать дискриминационных мер в отношении партнеров. В определенные законом сроки ТНК обязаны предоставлять отчеты о своей деятельности, а также соблюдать требования финансового и налогового характера, предусмотренные национальным законодательством. Жесткий императивный характер норм указанного проекта, предусматривающего в своей основе односторонние обязательства ТНК, является главной причиной его непринятия до настоящего времени.

Большая работа по нормативной регламентации деятельности ТНК ведется сегодня и на региональном уровне. Так, например, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей в настоящее время около 30 промышленно развитых государств мира, в 1976 г. был одобрен Кодекс поведения многонациональных корпораций, закрепляющий на добровольной основе нормы их надлежащего поведения. В Европейском Союзе деятельность ТНК регулируется по отраслевому принципу, и соответствующие акты принимаются в области акционерного права, налогообложения, вопросов занятости и т. д. Значительное внимание работе транснациональных корпораций уделяется также в документах экономических форумов и организаций стран Латинской Америки.

Вместе с тем если говорить в целом об эффективности и реальном воплощении в жизнь международного нормативного регулирования деятельности ТНК, то необходимо признать, что решение этой проблемы еще далеко от завершения. Сегодня оно во многом ограничивается лишь теоретическими разработками и принятием нормативных положений рекомендательного характера.

Рассматривая вопрос о правовом статусе международных (прежде всего межправительственных) организаций в международном частном праве, следует отметить, что в основе их деятельности, в отличие от транснациональных корпораций, лежит не соглашение частных субъектов, а международный договор. Данный документ, указывает Л. П. Ануфриева, «конституирует учредительный акт международной организации, которая существует и действует в области международного публичного права. Вместе с тем, международная организация не может осуществлять своей международно-правовой деятельности без того, чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота — она должна получать от государства пребывания и находящихся под его суверенитетом субъектов услуги связи, энергоснабжения, пользоваться почтовыми, телеграфными, телефонными, железнодорожными, космическими и прочими объектами и предприятиями»47. Поэтому определенные направления деятельности ММПО подпадают под действие норм МЧП.

В процессе своего функционирования международные организации заключают различного рода договоры, которые опосредуют их существование и исполнение уставных целей. В числе таких документов можно назвать контракты об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и др. Следует, однако, иметь в виду, что участие ММПО в подобных сделках, точно так же, как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия с другой стороны физического или юридического лица.

В современных условиях достаточно активное участие в отношениях, регулируемых МЧП, принимают международные межправительственные организации системы ООН. В связи с этим Секретариатом ООН были даже разработаны специальные правила по заключению контрактов и подготовлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру оформления таких сделок.

В рамках системы ООН пристального внимания с точки зрения интересующего нас вопроса заслуживает группа ее специализированных финансовых организаций. В нее в настоящее время входят пять ММПО. Наиболее важные из них — Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития — были созданы на Конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в г. Бреттон-Вудс (США, 1944 г.). Позднее в качестве филиалов МБРР были образованы соответственно в 1956, 1960 и 1980 гг. Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. МБРР называют также Всемирным банком, а вместе с тремя филиалами — Группой Всемирного банка. Все пять организаций обладают юридической и финансовой независимостью и входят в систему ООН в качестве ее специализированных учреждений. Их местонахождение — г. Вашингтон (США).

Центральное место в системе финансовых организаций занимает Международный валютный фонд, число членов которого — более 180. Его целями являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им кредитов для урегулирования платежных балансов и поддерживания валютных курсов.

Общей целью деятельности институтов, входящих в Группу Всемирного банка, является поощрение экономического и социального развития менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и помощи в подготовке кадров. В рамках достижения этой общей цели каждая организация выполняет свои функции. Так, к задачам МБРР относятся: содействие реконструкции и развитию экономики государств — членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства и др. В свою очередь, три дочерние организации Банка — МАР, МФК и МАГИ — созданы главным образом для того, чтобы способствовать развитию экономики развивающихся стран посредством предоставления кредитов, поощрения частных предприятий в производственном секторе и стимулирования иностранных инвестиций48.

Для того чтобы реально существовать в гражданско-правовых отношениях, международные организации наделяются правами юридического лица. Его образование во многих случаях санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН — юридическое лицо штата Нью-Йорк (США); ЮНЕСКО — французское юридическое лицо; Международная организация труда, Международный союз электросвязи, Международный почтовый союз — юридические лица кантона Женева Швейцарской Конфедерации; МВФ — юридическое лицо федерального округа Колумбия (США).

Международная организация, как правило, становится правомочным в юридическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (инкорпорации) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое в большинстве случаев указывается в ее учредительных документах. Поэтому правовой статус подобного юридического лица чаще всего определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира соответствующей ММПО.

Указанное правило, однако, не является универсальным. В связи с этим можно, например, отметить, что правовой статус организаций Группы Всемирного банка и МВФ определяется прежде всего самими соглашениями об их создании. Так, в разд. 1 ст. VI Соглашения о создании Международной финансовой корпорации 1956 г. прямо оговаривается, что для того «чтобы предоставить Корпорации возможность выполнять возложенные на нее функции, на территории каждого ее члена ей предоставляются статус, иммунитеты и привилегии, изложенные в настоящей статье». Раздел второй этой же статьи устанавливает, что «Корпорация является полным юридическим лицом и, в частности, имеет право: (i) заключать договоры; (ii) приобретать и продавать движимое и недвижимое имущество; (iii) возбуждать судебные дела». Последующие разделы рассматриваемой статьи регламентируют такие не менее важные вопросы, как положение Корпорации в отношении судопроизводства, иммунитеты ее имущества, активов и архивов, иммунитет Корпорации от налогообложения, иммунитеты и привилегии должностных лиц и служащих МФК и др.

В то же время, по мнению В.А. Канашевского, «положение о юридической личности международной организации не имеет определяющего характера для допуска организации в гражданский оборот, и все международные (межгосударственные) организации обладают способностью участия в гражданских отношениях на территории РФ как таковые». Это относится и к тем ММПО (например, Всемирному почтовому союзу, Международному союзу электросвязи), уставы которых не содержат положений о том, что данная организация является юридическим лицом49.

Одним из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе заключения и осуществления сделок с участием ММПО, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами какого-либо государства — с другой, является проблема выбора применимого права. Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее содержания. Практика показывает, что компетентный правопорядок в подобных случаях определяется либо в самом контракте, либо в договорах, заключаемых ММПО с государством пребывания. В некоторых случаях, однако, вопрос о выборе применимого права может разрешаться на основе внутренних правил, вырабатываемых самой международной организацией.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4