1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам
Одной из основных задач современного МЧП является регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран. Эта задача стала особенно актуальной в современных условиях развития и углубления международного сотрудничества, стремительного роста мировых миграционных потоков, упрощения многими государствами процедурных формальностей в отношении въезда, выезда и пребывания индивидов на своей территории.
Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории конкретного государства относится к его исключительной компетенции и регламентируется прежде всего нормами национального законодательства соответствующей страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Применительно к МЧП особый интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования МЧП.
Правовой статус иностранцев в любой стране своеобразен. Он складывается из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и собственно статуса иностранца. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и, следовательно, он должен соблюдать законы и административные правила страны пребывания35. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку государства, в котором находится.
Правовое положение иностранцев довольно часто является предметом регулирования не только национального законодательства, но и международных договоров. Как правило, это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности. К числу таких нормативных актов относятся, в частности, договоры о правовой помощи, консульские конвенции, торговые договоры, договоры о взаимном признании и охране прав индивидов в определенных областях и т. д. В них договаривающиеся стороны либо гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права, либо устанавливают для них одинаковые правовые режимы. Среди последних наибольшее распространение на практике получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.
Режим наибольшего благоприятствования представляет собой один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между государствами. В соответствии с ним иностранным юридическим и физическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства. В силу данного принципа иностранцы могут пользоваться в странах — участницах соответствующего договора максимумом тех прав, которыми обладают здесь лица другого государства. Таким образом, при помощи режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для всех иностранцев, пребывающих на территории какого-либо государства.
Примером практического воплощения принципа наибольшего благоприятствования в тексте международного договора могут служить, в частности, положения ч. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Словении о торговле и экономическом сотрудничестве от 9 февраля 1993 г., которой устанавливается, что «Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всем, что касается импорта, экспорта и транзита товаров, происходящих из территории этих стран, и других видов экономических связей между обеими странами».
Принцип наибольшего благоприятствования следует отличать от принципа недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях, так как необходимость его соблюдения непосредственно вытекает из основополагающих принципов международного права.
В двусторонних международных договорах довольно часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества, например, те, которые договаривающиеся стороны предоставили или могут предоставить в будущем определенным субъектам из соседних стран с целью облегчения приграничной торговли, приграничного общения населения и т. д. На соответствующие категории физических и юридических лиц таких стран будет распространяться в данном случае уже не режим наибольшего благоприятствования, а специальный режим. Он предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не с гражданами своей страны.
В силу национального режима иностранцам на территории определенного государства предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Этот режим, как правило, применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки и т. д.
В качестве примера здесь можно привести, например, п. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г., который устанавливает, что «граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане другой Договаривающейся Стороны. Они имеют право обращаться в суды и другие учреждения, к компетенции которых относятся гражданские и уголовные дела, и могут возбуждать ходатайства и осуществлять другие процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане другой Договаривающейся Стороны».
Принцип национального режима имеет решающее значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве многих стран мира, в том числе и Российской Федерации. В нашей стране ключевую роль в этом смысле играют положения ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, которая определяет, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Аналогичная норма содержится в ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (в редакции от 6 мая 2008 г.) (далее — Закон о правовом положении иностранных граждан), а также в ряде отраслевых нормативных актов. В их числе можно упомянуть (-) ГПК РФ (ч. 2 ст. 398), АПК РФ (ч. 1 ст. 254), ГК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 2), СК РФ и др.
Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Следует, однако, иметь в виду, что предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства РФ (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда).
Вместе с тем Закон о правовом положении иностранных граждан предусматривает разделение всех иностранцев на три категории: временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих на территории нашей страны, предоставляя каждой из них различный объем прав. Отнесение лица к той или иной категории зависит не только от срока его пребывания на территории РФ, но и от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране существенным образом определяет его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как, например, трудовая деятельность и передвижение по территории нашей страны, иностранные граждане, постоянно проживающие в России, практически полностью приравниваются в правах к гражданам России. Тем не менее в соответствии, например, с п. 1 ст. 56 КТМ РФ иностранные граждане и лица без гражданства «не могут занимать должности капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста». Подобные ограничения на занятие иностранцами определенных должностей можно встретить и в других нормативных правовых актах России, как, впрочем, и зарубежных государств.
Несмотря на то что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Необходимо помнить, что, пребывая на территории России, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь с собственным государством. Поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, служба в вооруженных силах или альтернативная гражданская служба). В то же время иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только россияне (избирательное право, за исключением некоторых избирательных прав, предоставленных постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам, право на участие в управлении государственными делами, право на занятие некоторыми видами деятельности и др.). Наконец, следует отметить, что в ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации.
Реализация некоторых прав иностранцев на территории Российской Федерации возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов нашей страны. Речь в данном случае идет, например, о деятельности по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России, порядок осуществления которой, в частности, регламентируется федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. (в редакции от 29 апреля 2008 г.), «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. (в редакции от 29 декабря 2004 г.), «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. (в редакции от 6 декабря 2007 г.) и др.
Указанные принципиальные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации, носят во многом универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств или в заключаемых ими международных договорах.
Для подтверждения справедливости этого утверждения можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, устанавливающей, что «иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Содержание
- Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Международное частное право»
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Оборотная сторона титульного листа рпуд
- Аннотация курса «международное частное право»
- Структура и содержание теоретической части курса модуль I. Общие понятия и источники мчп (4 час.)
- Тема 1. Общие понятия международного частного права (2 час.)
- Тема 2. Источники международного частного права (2 час.)
- Тема 1. Коллизионные нормы и проблемы их применения в мчп (2 час.)
- Тема 1. Физические лица в международном частном праве (2 час.)
- Тема 2. Правовое положение государства и юридических лиц в международном частном праве (2 час.)
- Модуль IV. Основы регулирования отношений собственности в международном частном праве (6 час.)
- Тема 1. Право собственности в международном частном праве (2 час.)
- Тема 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций (2 час.)
- Тема 3. Интеллектуальная собственность в международном частном праве (2 час.)
- Частного права (8 час.)
- Тема 1. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- Тема 2. Трудовые отношения в международном частном праве (2 час.)
- Тема 3. Брачно-семейные отношения в международном частном праве (2 час.)
- Тема 4. Наследственные отношения в международном частном праве (2 час.)
- Тема 1. Международный гражданский процесс (2 час.)
- Тема 2. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
- Структура и содержание практической части курса
- Тема 1. Общие понятия международного частного права (4 час.)
- Тема 2. Источники международного частного права (2 час.)
- Тема 3. Коллизионные нормы в международном частном праве (2 час.)
- Тема 8. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
- Тема 9. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- Тема 10. Международные трудовые отношения (2 час.)
- Тема 11. Семейно-брачные отношения в мчп (2 час.)
- Тема 12. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
- Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
- Контроль достижения целей курса Итоговый тест
- Тестовые задания к модулю 2:
- Тестовые задания к модулю 3:
- Тестовые задания к модулю 4:
- Тестовые задания к модулю 5:
- 11.Какую из нижеперечисленных должностей на морском торговом судне под флагом Российской Федерации может занимать гражданин Монголии?
- 18.Заключение консульских смешанных браков
- 19.Российская Федерация
- 20.Под «хромающими браками» в мчп понимаются
- Тестовые задания к модулю 6:
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Основная литература
- Дополнительная литература а) Специальная литература
- Б) Сборники нормативных актов и документов; материалы судебной практики
- В) Международные нормативные акты
- Г) Национальные нормативные акты и документы
- Электронные образовательные ресурсы
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тема 2. Источники международного частного права (2 час.)
- Тема 1. Коллизионные нормы и проблемы их применения в мчп (2 час.)
- 3.1. Понятие и виды коллизионных норм
- 3.2. Основные типы коллизионных привязок
- 3.3. Квалификация и установление содержания иностранного права
- 3.4. Применение коллизионных норм
- 3.5. Взаимность и реторсия в международном частном праве
- Тема 1. Физические лица в международном частном праве (2 час.)
- 1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам
- 4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в мчп
- Тема 3. Правовой статус государства и юридических лиц в мчп (2 час.)
- 5.2. Государственная принадлежность юридических лиц
- 5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц
- 5.4. Транснациональные корпорации и международные организации в международном частном праве
- Модуль IV. Основы регулирования отношений собственности в международном частном праве (6 час.)
- Тема 1. Право собственности в международном частном праве (2 час.)
- 1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве
- 6.2. Коллизионные вопросы права собственности
- 6.3. Правовое регулирование вопросов национализации
- Тема 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций (2 час.)
- 7.1. Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций
- 7.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 7.3. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций
- Тема 3. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
- 8.1. Понятие авторского права и права промышленной собственности
- 8.2. Международно-правовое регулирование защиты
- 8.3. Регулирование прав на промышленную собственность в международном частном праве
- Модуль V. Отдельные отрасли международного частного права (8 час.)
- Тема 1. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- 1. Понятие и особенности внешнеэкономических сделок
- 9.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок
- 9.3. Неправовые средства регулирования
- Модуль VI. Рассмотрение споров в мчп (4 час.)
- Тема 1. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
- 1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве
- 12.2. Процессуальное положение иностранных граждан и организаций в Российской Федерации
- 12.3. Выполнение судебных поручений и оказание других видов правовой помощи в международном частном праве
- 12.4. Исполнение решений иностранных судов
- 12.5. Нотариальные действия и легализация документов в международном частном праве
- Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2/2ч)
- 13.1. Понятие, значение и способы
- 13.2. Арбитражная оговорка и определение применимого права
- 13.3. Нормативное регулирование деятельности арбитражных органов
- 13.4. Признание и приведение в исполнение арбитражных решений
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тема 3. Коллизионные нормы в международном частном праве (2 час.)
- Тема 8. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
- Тема 9. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- Тема 10. Международные трудовые отношения (2 час.)
- Тема 11. Семейно-брачные отношения в мчп (2 час.)
- Тема 12. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
- Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
- «Дальневосточный федеральный университет»
- II. Задания к модулю II:
- III. Задания к модулю III:
- IV. Задания к модулю IV:
- V. Задания к модулю V:
- VI. Задания к модулю VI:
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тестовые задания к модулю 2:
- Тестовые задания к модулю 3:
- Тестовые задания к модулю 4:
- Тестовые задания к модулю 5:
- 11.Какую из нижеперечисленных должностей на морском торговом судне под флагом Российской Федерации может занимать гражданин Монголии?
- 18.Заключение консульских смешанных браков
- 19.Российская Федерация
- 20.Под «хромающими браками» в мчп понимаются
- Тестовые задания к модулю 6:
- Вопросы для итогового контроля:
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Б) Сборники нормативных актов и документов; материалы судебной практики
- В) Международные нормативные акты
- Г) Национальные нормативные акты и документы
- Электронные образовательные ресурсы
- «Дальневосточный федеральный университет»
- «Дальневосточный федеральный университет»