13.3. Нормативное регулирование деятельности арбитражных органов
Как уже указывалось выше, международные третейские суды не входят в систему государственных органов. Поэтому на них не распространяется действие национального гражданского процессуального законодательства отдельных стран. Они руководствуются собственными правилами процедуры рассмотрения споров. Применительно к институционным арбитражам такие нормы находят закрепление, в частности, в регламентах соответствующих судов. Эти нормативные документы утверждаются органами или организациями, при которых создаются институционные арбитражи, и содержат положения, касающиеся их компетенции, организации и деятельности, порядка разбирательства дела, процедуры вынесения решений и т. д.93
При проведении арбитража ad hoc стороны пользуются значительно большей свободой в выборе процедуры рассмотрения спора. Они могут, во-первых, самостоятельно определить и детально оговорить весь порядок рассмотрения дела в арбитражной оговорке. Во-вторых, они вправе установить, что все возможные споры будут разрешаться в соответствии с регламентом какого-либо институционного арбитражного органа. Наконец, в-третьих, стороны могут договориться о применении одного из регламентов, разработанных под эгидой ООН специально для арбитражей ad hoc.
В числе последних можно назвать Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН 1966 г., Правила международного торгового арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г., Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г. Учитывая практическую разницу между согласительной процедурой и арбитражем, ЮНСИТРАЛ подготовила и приняла также Согласительный регламент, рекомендованный Генеральной Ассамблеей ООН к практическому использованию 4 декабря 1980 г. Все эти акты имеют факультативный характер и применяются только в том случае, если стороны сделали на них ссылку в контракте. При этом участники соглашения вправе договориться о внесении любых изменений в положения регламентов.
Из указанных выше документов наибольшее распространение в международной деловой практике получил Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 31/98 от 15 декабря 1976 г. рекомендовала использовать его при урегулировании споров, возникающих в контексте международных торговых отношений, в частности, путем ссылок на этот регламент в контрактах. Эта рекомендация была вынесена исходя из убеждения в том, что «разработка регламента для арбитража ad hoc, который был бы приемлем для стран с различными правовыми, социальными и экономическими системами, явится значительным вкладом в развитие гармоничных международных экономических отношений».
С тех пор Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ стал хорошо известен и широко используется во всем мире, причем не только в случае арбитража ad hoc. Стороны все чаще ссылаются на него в арбитражных оговорках и соглашениях, а значительное число арбитражных учреждений в той или иной форме признали и приняли этот регламент в качестве образца или нормативной основы своего функционирования94.
Деятельность международных третейских судов, помимо регламентов, регулируется также нормами национальных законов о коммерческом арбитраже. Так, п. 2 ст. 13 Регламента МКАС при ТПП России 1994 г. устанавливает, что «при решении вопросов, не урегулированных ни настоящим Регламентом, ни соглашением сторон, МКАС с соблюдением положений российского законодательства о международном коммерческом арбитраже ведет разбирательство таким образом, какой считает надлежащим». А п. 2 ст. 1 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ определяет, что «настоящий Регламент регулирует арбитражное разбирательство за тем исключением, что в случае, когда какое-либо из его правил противоречит норме применимого к арбитражу закона, от которой стороны не вправе отступать, применяется эта норма закона».
В настоящее время специальные законы о международном коммерческом арбитраже действуют в таких, в частности, странах, как Австралия, Болгария, Венгрия, Египет, Канада (для отдельных провинций), Кипр, Мексика, Перу, Республика Корея, США (для Калифорнии, Коннектикута, Орегона и Техаса), Украина, Финляндия, Чехия. Важно отметить, что при разработке большинства из них учитывались положения Типового закона о международном коммерческом арбитраже, одобренного в 1985 г. ЮНСИТРАЛ.
В Российской Федерации Закон о международном коммерческом арбитраже был принят 7 июля 1993 г. Он состоит из 8 разделов, 36 статей и содержит два приложения. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона его положения применяются «к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории РФ». А предметное содержание этого нормативного документа составляет процедура рассмотрения споров, вытекающих «из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации» (п. 2 ст. 1).
Закон о международном коммерческом арбитраже распространяет свое действие как на изолированные, так и на постоянно действующие международные коммерческие арбитражные суды, функционирующие на территории Российской Федерации. В соответствии с указанным нормативным документом стороны могут по своему усмотрению договориться о месте арбитража. В отсутствие такой договоренности место арбитража определяется третейским судом с учетом обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон (п. 1 ст. 20). Приложения к Закону содержат положения о двух постоянно действующих в России арбитражах — МКАС и МАК при ТПП РФ.
Кроме того, в Законе достаточно подробно регламентируются вопросы, определяющие правила подготовки арбитражного соглашения и предъявления иска; порядок формирования и компетенцию третейского суда; процедуру ведения и прекращения арбитражного разбирательства; правила вынесения решения, его оспаривания, признания и приведения в исполнение.
Закон о международном коммерческом арбитраже исключает какое-либо вмешательство государственного суда в деятельность международного коммерческого арбитража, кроме тех случаев, когда такое вмешательство предусмотрено самим Законом (рассмотрение судом заявлений о компетенции арбитражного органа, о наличии и действительности арбитражного соглашения; просьб о принятии обеспечительных мер; ходатайств об отмене арбитражного решения). В соответствии с рассматриваемым нормативно-правовым актом арбитражное решение может быть отменено государственным судом только по процессуальным мотивам, доказанным стороной, заявившей ходатайство об отмене (ст. 34).
Широкое распространение коммерческого арбитража в международной деловой практике обусловило необходимость разработки межгосударственных соглашений универсального характера, посвященных различным аспектам его организации и деятельности. В числе наиболее известных документов такого рода следует назвать Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже, разработанную под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы и принятую в Женеве 21 апреля 1961 г. В состав ее участников входит более 30 государств мира, в том числе и Россия как правопреемница СССР. Можно сказать, что в настоящее время Конвенция вышла за рамки региональной, так как в ней участвуют не только европейские страны.
Этот международно-правовой документ установил возможность обращения в арбитраж для юридических лиц, которые по применимому к ним национальному закону рассматриваются как «юридические лица публичного права». До принятия Конвенции по законодательству некоторых стран, например Франции, споры указанных юридических лиц рассматривались только в суде. Конвенция также устанавливает право иностранных граждан быть арбитрами.
Статья IV Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже оговаривает право сторон по своему усмотрению:
предусматривать передачу споров на разрешение постоянного арбитражного органа; в этом случае рассмотрение споров будет производиться в соответствии с регламентом такого органа;
предусматривать, что споры между ними будут рассматриваться арбитражем ad hoc.
В последнем случае стороны могут, в частности: 1) назначать арбитров или устанавливать, в случае возникновения какого-либо спора, методы их назначения; 2) устанавливать местонахождение арбитражного суда; 3) определять правила процедуры арбитражного разбирательства.
Кроме того, Конвенция устанавливает порядок формирования состава арбитража ad hoc в том случае, если стороны не договорились по этому вопросу или одна из сторон уклоняется от участия в образовании состава арбитража. Ею также предусматриваются правила отвода арбитражного суда по неподсудности и отвода государственных судов при наличии арбитражного соглашения (ст. V—VI).
В ст. VII Конвенции закрепляется принцип неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права. В соответствии с этой статьей «стороны могут по своему усмотрению устанавливать с общего согласия право, подлежащее применению арбитрами при решении спора по существу. Если не имеется указаний сторон о подлежащем применению праве, арбитры могут применять закон, установленный в соответствии с коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае применимой. В обоих случаях арбитры будут руководствоваться положениями контракта и торговыми обычаями».
Заключительные статьи Конвенции посвящены мотивации арбитражного решения, а также условиям и последствиям объявления такого решения недействительным.
Не меньшую известность получила Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятая на конференции ООН в Нью-Йорке 10 июня 1958 г. В настоящее время ее участниками являются 142 государства мира, включая Россию. Этот международно-правовой документ устанавливает довольно надежные гарантии для исполнения арбитражных решений, вынесенных в иностранном государстве, а также гарантии признания соглашений об арбитраже, выводящих коммерческие споры из-под юрисдикции государственных судов. Особое значение и важность Нью-Йоркской конвенции обусловлены тем, что исполнение иностранных арбитражных решений всегда вызывало трудности, поскольку в некоторых случаях проигравшая сторона спора уклонялась от исполнения таких решений.
В числе универсальных международно-правовых соглашений, посвященных деятельности международных арбитражных органов, следует упомянуть и Вашингтонскую конвенцию о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от 18 марта 1965 г., разработанную под эгидой Международного банка реконструкции и развития95.
В числе региональных международных соглашений, действующих в области международного коммерческого арбитража, можно, в частности, назвать Межамериканскую конвенцию о международном коммерческом арбитраже, заключенную в Панаме 30 января 1975 г.
В заключение необходимо отметить, что арбитражный порядок рассмотрения споров, возникающих между юридическими и физическими лицами различных государств, может также оговариваться в двусторонних договорах. К их числу относятся, в частности, торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании, а также соглашения о взаимной защите капиталовложений. Так, например, п. 2 ст. 18 Соглашения между Российской Федерацией и Австрийской Республикой от 8 ноября 1993 г. предусматривает, что «в рамках законодательства, действующего в каждом из государств, Договаривающиеся стороны будут поощрять применение Арбитражного регламента, разработанного Комиссией ООН по праву международной торговли, и обращение к арбитражным органам одного из государств — участников Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, заключенной 10 июня 1958 г. в Нью-Йорке».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Содержание
- Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Международное частное право»
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Оборотная сторона титульного листа рпуд
- Аннотация курса «международное частное право»
- Структура и содержание теоретической части курса модуль I. Общие понятия и источники мчп (4 час.)
- Тема 1. Общие понятия международного частного права (2 час.)
- Тема 2. Источники международного частного права (2 час.)
- Тема 1. Коллизионные нормы и проблемы их применения в мчп (2 час.)
- Тема 1. Физические лица в международном частном праве (2 час.)
- Тема 2. Правовое положение государства и юридических лиц в международном частном праве (2 час.)
- Модуль IV. Основы регулирования отношений собственности в международном частном праве (6 час.)
- Тема 1. Право собственности в международном частном праве (2 час.)
- Тема 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций (2 час.)
- Тема 3. Интеллектуальная собственность в международном частном праве (2 час.)
- Частного права (8 час.)
- Тема 1. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- Тема 2. Трудовые отношения в международном частном праве (2 час.)
- Тема 3. Брачно-семейные отношения в международном частном праве (2 час.)
- Тема 4. Наследственные отношения в международном частном праве (2 час.)
- Тема 1. Международный гражданский процесс (2 час.)
- Тема 2. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
- Структура и содержание практической части курса
- Тема 1. Общие понятия международного частного права (4 час.)
- Тема 2. Источники международного частного права (2 час.)
- Тема 3. Коллизионные нормы в международном частном праве (2 час.)
- Тема 8. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
- Тема 9. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- Тема 10. Международные трудовые отношения (2 час.)
- Тема 11. Семейно-брачные отношения в мчп (2 час.)
- Тема 12. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
- Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
- Контроль достижения целей курса Итоговый тест
- Тестовые задания к модулю 2:
- Тестовые задания к модулю 3:
- Тестовые задания к модулю 4:
- Тестовые задания к модулю 5:
- 11.Какую из нижеперечисленных должностей на морском торговом судне под флагом Российской Федерации может занимать гражданин Монголии?
- 18.Заключение консульских смешанных браков
- 19.Российская Федерация
- 20.Под «хромающими браками» в мчп понимаются
- Тестовые задания к модулю 6:
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Основная литература
- Дополнительная литература а) Специальная литература
- Б) Сборники нормативных актов и документов; материалы судебной практики
- В) Международные нормативные акты
- Г) Национальные нормативные акты и документы
- Электронные образовательные ресурсы
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тема 2. Источники международного частного права (2 час.)
- Тема 1. Коллизионные нормы и проблемы их применения в мчп (2 час.)
- 3.1. Понятие и виды коллизионных норм
- 3.2. Основные типы коллизионных привязок
- 3.3. Квалификация и установление содержания иностранного права
- 3.4. Применение коллизионных норм
- 3.5. Взаимность и реторсия в международном частном праве
- Тема 1. Физические лица в международном частном праве (2 час.)
- 1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам
- 4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в мчп
- Тема 3. Правовой статус государства и юридических лиц в мчп (2 час.)
- 5.2. Государственная принадлежность юридических лиц
- 5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц
- 5.4. Транснациональные корпорации и международные организации в международном частном праве
- Модуль IV. Основы регулирования отношений собственности в международном частном праве (6 час.)
- Тема 1. Право собственности в международном частном праве (2 час.)
- 1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве
- 6.2. Коллизионные вопросы права собственности
- 6.3. Правовое регулирование вопросов национализации
- Тема 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций (2 час.)
- 7.1. Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций
- 7.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 7.3. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций
- Тема 3. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
- 8.1. Понятие авторского права и права промышленной собственности
- 8.2. Международно-правовое регулирование защиты
- 8.3. Регулирование прав на промышленную собственность в международном частном праве
- Модуль V. Отдельные отрасли международного частного права (8 час.)
- Тема 1. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- 1. Понятие и особенности внешнеэкономических сделок
- 9.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок
- 9.3. Неправовые средства регулирования
- Модуль VI. Рассмотрение споров в мчп (4 час.)
- Тема 1. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
- 1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве
- 12.2. Процессуальное положение иностранных граждан и организаций в Российской Федерации
- 12.3. Выполнение судебных поручений и оказание других видов правовой помощи в международном частном праве
- 12.4. Исполнение решений иностранных судов
- 12.5. Нотариальные действия и легализация документов в международном частном праве
- Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2/2ч)
- 13.1. Понятие, значение и способы
- 13.2. Арбитражная оговорка и определение применимого права
- 13.3. Нормативное регулирование деятельности арбитражных органов
- 13.4. Признание и приведение в исполнение арбитражных решений
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тема 3. Коллизионные нормы в международном частном праве (2 час.)
- Тема 8. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
- Тема 9. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
- Тема 10. Международные трудовые отношения (2 час.)
- Тема 11. Семейно-брачные отношения в мчп (2 час.)
- Тема 12. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
- Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
- «Дальневосточный федеральный университет»
- II. Задания к модулю II:
- III. Задания к модулю III:
- IV. Задания к модулю IV:
- V. Задания к модулю V:
- VI. Задания к модулю VI:
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тестовые задания к модулю 2:
- Тестовые задания к модулю 3:
- Тестовые задания к модулю 4:
- Тестовые задания к модулю 5:
- 11.Какую из нижеперечисленных должностей на морском торговом судне под флагом Российской Федерации может занимать гражданин Монголии?
- 18.Заключение консульских смешанных браков
- 19.Российская Федерация
- 20.Под «хромающими браками» в мчп понимаются
- Тестовые задания к модулю 6:
- Вопросы для итогового контроля:
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Б) Сборники нормативных актов и документов; материалы судебной практики
- В) Международные нормативные акты
- Г) Национальные нормативные акты и документы
- Электронные образовательные ресурсы
- «Дальневосточный федеральный университет»
- «Дальневосточный федеральный университет»