logo
ОПД

13.3. Нормативное регулирование деятельности арбитражных органов

Как уже указывалось выше, международные третейские суды не входят в систему государственных органов. Поэтому на них не распространяется действие национального гражданского процессуального законодательства отдельных стран. Они руководствуются собственными правилами процедуры рассмотрения споров. Применительно к институционным арбитражам такие нормы находят закрепление, в частности, в регламентах соответствующих судов. Эти нормативные документы утверждаются органами или организациями, при которых создаются институционные арбитражи, и содержат положения, касающиеся их компетенции, организации и деятельности, порядка разбирательства дела, процедуры вынесения решений и т. д.93

При проведении арбитража ad hoc стороны пользуются значительно большей свободой в выборе процедуры рассмотрения спора. Они могут, во-первых, самостоятельно определить и детально оговорить весь порядок рассмотрения дела в арбитражной оговорке. Во-вторых, они вправе установить, что все возможные споры будут разрешаться в соответствии с регламентом какого-либо институционного арбитражного органа. Наконец, в-третьих, стороны могут договориться о применении одного из регламентов, разработанных под эгидой ООН специально для арбитражей ad hoc.

В числе последних можно назвать Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН 1966 г., Правила международного торгового арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г., Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г. Учитывая практическую разницу между согласительной процедурой и арбитражем, ЮНСИТРАЛ подготовила и приняла также Согласительный регламент, рекомендованный Генеральной Ассамблеей ООН к практическому использованию 4 декабря 1980 г. Все эти акты имеют факультативный характер и применяются только в том случае, если стороны сделали на них ссылку в контракте. При этом участники соглашения вправе договориться о внесении любых изменений в положения регламентов.

Из указанных выше документов наибольшее распространение в международной деловой практике получил Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 31/98 от 15 декабря 1976 г. рекомендовала использовать его при урегулировании споров, возникающих в контексте международных торговых отношений, в частности, путем ссылок на этот регламент в контрактах. Эта рекомендация была вынесена исходя из убеждения в том, что «разработка регламента для арбитража ad hoc, который был бы приемлем для стран с различными правовыми, социальными и экономическими системами, явится значительным вкладом в развитие гармоничных международных экономических отношений».

С тех пор Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ стал хорошо известен и широко используется во всем мире, причем не только в случае арбитража ad hoc. Стороны все чаще ссылаются на него в арбитражных оговорках и соглашениях, а значительное число арбитражных учреждений в той или иной форме признали и приняли этот регламент в качестве образца или нормативной основы своего функционирования94.

Деятельность международных третейских судов, помимо регламентов, регулируется также нормами национальных законов о коммерческом арбитраже. Так, п. 2 ст. 13 Регламента МКАС при ТПП России 1994 г. устанавливает, что «при решении вопросов, не урегулированных ни настоящим Регламентом, ни соглашением сторон, МКАС с соблюдением положений российского законодательства о международном коммерческом арбитраже ведет разбирательство таким образом, какой считает надлежащим». А п. 2 ст. 1 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ определяет, что «настоящий Регламент регулирует арбитражное разбирательство за тем исключением, что в случае, когда какое-либо из его правил противоречит норме применимого к арбитражу закона, от которой стороны не вправе отступать, применяется эта норма закона».

В настоящее время специальные законы о международном коммерческом арбитраже действуют в таких, в частности, странах, как Австралия, Болгария, Венгрия, Египет, Канада (для отдельных провинций), Кипр, Мексика, Перу, Республика Корея, США (для Калифорнии, Коннектикута, Орегона и Техаса), Украина, Финляндия, Чехия. Важно отметить, что при разработке большинства из них учитывались положения Типового закона о международном коммерческом арбитраже, одобренного в 1985 г. ЮНСИТРАЛ.

В Российской Федерации Закон о международном коммерческом арбитраже был принят 7 июля 1993 г. Он состоит из 8 разделов, 36 статей и содержит два приложения. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона его положения применяются «к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории РФ». А предметное содержание этого нормативного документа составляет процедура рассмотрения споров, вытекающих «из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации» (п. 2 ст. 1).

Закон о международном коммерческом арбитраже распространяет свое действие как на изолированные, так и на постоянно действующие международные коммерческие арбитражные суды, функционирующие на территории Российской Федерации. В соответствии с указанным нормативным документом стороны могут по своему усмотрению договориться о месте арбитража. В отсутствие такой договоренности место арбитража определяется третейским судом с учетом обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон (п. 1 ст. 20). Приложения к Закону содержат положения о двух постоянно действующих в России арбитражах — МКАС и МАК при ТПП РФ.

Кроме того, в Законе достаточно подробно регламентируются вопросы, определяющие правила подготовки арбитражного соглашения и предъявления иска; порядок формирования и компетенцию третейского суда; процедуру ведения и прекращения арбитражного разбирательства; правила вынесения решения, его оспаривания, признания и приведения в исполнение.

Закон о международном коммерческом арбитраже исключает какое-либо вмешательство государственного суда в деятельность международного коммерческого арбитража, кроме тех случаев, когда такое вмешательство предусмотрено самим Законом (рассмотрение судом заявлений о компетенции арбитражного органа, о наличии и действительности арбитражного соглашения; просьб о принятии обеспечительных мер; ходатайств об отмене арбитражного решения). В соответствии с рассматриваемым нормативно-правовым актом арбитражное решение может быть отменено государственным судом только по процессуальным мотивам, доказанным стороной, заявившей ходатайство об отмене (ст. 34).

Широкое распространение коммерческого арбитража в международной деловой практике обусловило необходимость разработки межгосударственных соглашений универсального характера, посвященных различным аспектам его организации и деятельности. В числе наиболее известных документов такого рода следует назвать Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже, разработанную под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы и принятую в Женеве 21 апреля 1961 г. В состав ее участников входит более 30 государств мира, в том числе и Россия как правопреемница СССР. Можно сказать, что в настоящее время Конвенция вышла за рамки региональной, так как в ней участвуют не только европейские страны.

Этот международно-правовой документ установил возможность обращения в арбитраж для юридических лиц, которые по применимому к ним национальному закону рассматриваются как «юридические лица публичного права». До принятия Конвенции по законодательству некоторых стран, например Франции, споры указанных юридических лиц рассматривались только в суде. Конвенция также устанавливает право иностранных граждан быть арбитрами.

Статья IV Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже оговаривает право сторон по своему усмотрению:

В последнем случае стороны могут, в частности: 1) назначать арбитров или устанавливать, в случае возникновения какого-либо спора, методы их назначения; 2) устанавливать местонахождение арбитражного суда; 3) определять правила процедуры арбитражного разбирательства.

Кроме того, Конвенция устанавливает порядок формирования состава арбитража ad hoc в том случае, если стороны не договорились по этому вопросу или одна из сторон уклоняется от участия в образовании состава арбитража. Ею также предусматриваются правила отвода арбитражного суда по неподсудности и отвода государственных судов при наличии арбитражного соглашения (ст. V—VI).

В ст. VII Конвенции закрепляется принцип неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права. В соответствии с этой статьей «стороны могут по своему усмотрению устанавливать с общего согласия право, подлежащее применению арбитрами при решении спора по существу. Если не имеется указаний сторон о подлежащем применению праве, арбитры могут применять закон, установленный в соответствии с коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае применимой. В обоих случаях арбитры будут руководствоваться положениями контракта и торговыми обычаями».

Заключительные статьи Конвенции посвящены мотивации арбитражного решения, а также условиям и последствиям объявления такого решения недействительным.

Не меньшую известность получила Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятая на конференции ООН в Нью-Йорке 10 июня 1958 г. В настоящее время ее участниками являются 142 государства мира, включая Россию. Этот международно-правовой документ устанавливает довольно надежные гарантии для исполнения арбитражных решений, вынесенных в иностранном государстве, а также гарантии признания соглашений об арбитраже, выводящих коммерческие споры из-под юрисдикции государственных судов. Особое значение и важность Нью-Йоркской конвенции обусловлены тем, что исполнение иностранных арбитражных решений всегда вызывало трудности, поскольку в некоторых случаях проигравшая сторона спора уклонялась от исполнения таких решений.

В числе универсальных международно-правовых соглашений, посвященных деятельности международных арбитражных органов, следует упомянуть и Вашингтонскую конвенцию о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от 18 марта 1965 г., разработанную под эгидой Международного банка реконструкции и развития95.

В числе региональных международных соглашений, действующих в области международного коммерческого арбитража, можно, в частности, назвать Межамериканскую конвенцию о международном коммерческом арбитраже, заключенную в Панаме 30 января 1975 г.

В заключение необходимо отметить, что арбитражный порядок рассмотрения споров, возникающих между юридическими и физическими лицами различных государств, может также оговариваться в двусторонних договорах. К их числу относятся, в частности, торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании, а также соглашения о взаимной защите капиталовложений. Так, например, п. 2 ст. 18 Соглашения между Российской Федерацией и Австрийской Республикой от 8 ноября 1993 г. предусматривает, что «в рамках законодательства, действующего в каждом из государств, Договаривающиеся стороны будут поощрять применение Арбитражного регламента, разработанного Комиссией ООН по праву международной торговли, и обращение к арбитражным органам одного из государств — участников Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, заключенной 10 июня 1958 г. в Нью-Йорке».

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4