logo
ОПД

12.5. Нотариальные действия и легализация документов в международном частном праве

Деятельность нотариуса имеет важное значение для применения норм МЧП. От правильного удостоверения и оформления им документов, предназначенных для действия за границей или, наоборот, присланных из-за рубежа, от своевременного совершения нотариусом действий, связанных с охраной имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или обеспечением доказательств, необходимых для ведения гражданского процесса с иностранным участием, во многом зависит конечный результат правового регулирования соответствующих отношений, входящих в состав предмета МЧП.

В Российской Федерации основным нормативным документом, регулирующим деятельность нотариальных органов, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. (далее — Основы 1993 г.). Этим актом определяется, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России (ч. 1 ст. 1). При этом Основы 1993 г. не устанавливают каких-либо ограничений для иностранных граждан и юридических лиц при их обращении к нотариусам.

В ст. 35 Основ 1993 г. названы нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой. Их перечень не является исчерпывающим и может быть расширен другими законодательными актами РФ. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, также совершают действия, предусмотренные ст. 35. Кроме того, они вправе выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, его функции в соответствии со ст. 37 Основ должны выполнять должностные лица органов исполнительной власти. На территории других государств нотариальные действия от имени Российской Федерации осуществляют уполномоченные должностные лица консульских учреждений России.

Статья 104 Основ 1993 г. предусматривает возможность применения нотариусом норм иностранного права в соответствии с законодательством РФ и правилами международных договоров России.

Согласно ч. 2 ст. 104 Основ 1993 г. нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации. Данное положение включено в Основы 1993 г. в интересах развития международного делового сотрудничества, так как принимаемый нотариусом в соответствии с указанной нормой документ, а также порядок совершения им соответствующих удостоверительных надписей могут существенно отличаться по форме и содержанию от документов и порядка, используемых внутри России.

Основы 1993 г. устанавливают, что действия, связанные с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина России, а также с выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении такого имущества, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 105).

В соответствии с Основами 1993 г. на нотариуса возложено обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах других государств (ст. 108). Совершение данных нотариальных действий должно осуществляться по правилам, действующим в России. Основы не устанавливают каких-либо ограничений в отношении вида иностранного органа, который ведет дело. Поэтому речь в данном случае может идти не только об учреждениях юстиции или арбитражных судах, но и об административных, валютных, финансовых, налоговых, таможенных или иных органах иностранного государства. Не играет роли и существо дела, ведущегося за границей. Оно может касаться наследственных вопросов, продажи недвижимости, находящейся за границей, расторжения брака и др. Доказательства обеспечиваются независимо от стадии рассмотрения дела: до его возбуждения, во время его рассмотрения, во время обжалования решения и т. д.

Порядок сношения российских нотариусов с органами юстиции зарубежных государств определяется законодательством и международными договорами Российской Федерации (ст. 107 Основ 1933 г.). В соответствии с нормами указанных документов нотариусы обращаются к иностранным органам юстиции с поручениями о производстве отдельных нотариальных действий и исполняют аналогичные поручения, передаваемые им в установленном порядке (как правило, через МИД РФ) из-за рубежа.

Основы 1993 г. специально оговаривают правило о том, что если международным договором России установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами РФ, то при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора. Если международный договор относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством России, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации (ст. 109).

Отдельного комментария заслуживают положения ст. 106 Основ 1993 г., закрепляющие правило о том, что «документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации (выделено мной. — В. Г.) органом Министерства иностранных дел Российской Федерации. Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации»87. Легализация может требоваться и при направлении за границу документов, выдаваемых российскими органами.

Аналогичные положения нашли закрепление и в ч. 1 ст. 408 ГПК РФ, которая устанавливает, что «документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом».

Предназначенные для использования на территории России иностранные документы могут быть легализованы как в соответствующем иностранном государстве, так и в Российской Федерации. В первом случае действия по легализации осуществляются работниками консульских учреждений России. В соответствии со ст. 55 Консульского устава СССР, утвержденного Законом Советского Союза от 29 октября 1976 г., «консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей». На территории Российской Федерации консульская легализация производится Департаментом консульской службы МИД РФ.

Акт консульской легализации имеет два основных последствия. Во-первых, он представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписей иностранных должностных лиц на документе или акте. Во-вторых, легализуя документ или акт, консул устанавливает и свидетельствует его соответствие законам соответствующего иностранного государства.

Консульская легализация заключается в совершении на документе специальной надписи. Во многих случаях такой акт уже несет на себе различные удостоверительные надписи, совершенные властями иностранного государства (судейского работника, мэра города, губернатора штата, префекта округа и т. п.). Однако при рассмотрении российскими властями вопроса о принятии иностранного документа принимается во внимание только легализационная надпись российского консула.

Отмена требования консульской легализации возможна, в частности, в соответствии с предписаниями международных договоров. В числе наиболее известных и важных среди них следует назвать Гаагскую конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. В настоящее время участниками этого международно-правового соглашения являются более 90 государств мира, включая Россию.

Смысл Конвенции заключается в отмене требования легализации официальных документов, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. К числу таких документов Конвенция относит:

Вместе с тем Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, а также на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной деятельности (ст. 1).

В соответствии с Конвенцией 1961 г. единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление специальной удостоверительной отметки — апостиля (ч. 1 ст. 3). При этом следует учитывать, что частноправовые документы вообще не требуют ни легализации, ни апостиля. Однако в тех случаях, когда сделки удостоверяются нотариусом, необходима либо легализация, либо апостиль88.

Апостиль проставляется по просьбе любого предъявителя документа на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом (-). Образец апостиля, приложенный к Конвенции, представляет собой оттиск специального штампа в виде квадрата со стороной не менее 9 см, текстом из десяти пунктов, а также заголовком на французском языке: «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)».

Проставление апостиля отнесено Конвенцией к компетенции органов страны места составления документа. В соответствии со ст. 6 этого международно-правового документа каждое государство-участник определяет перечень таких органов и уведомляет об этом МИД Нидерландов (государства — депозитария Конвенции).

В Российской Федерации право проставления апостиля предоставлено, в частности, органам юстиции, архивной службы, записи актов гражданского состояния, а также Министерству образования в отношении официальных документов об образовании, выдаваемых в России.

Как указывается в ч. 2 ст. 3 Конвенции 1961 г., проставление апостиля не может быть потребовано, «если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают эту процедуру или освобождают документ от легализации». Поэтому, например, не требуется легализации документов, передаваемых из одного государства в другое в соответствии с процедурой большинства двусторонних и многосторонних договоров о правовой помощи, заключенных СССР и Российской Федерацией с иностранными государствами.

В качестве примера здесь можно привести положения п. 1 ст. 13 Минской конвенции 1993 г. и п. 1 ст. 12 Кишиневской конвенции 2002 г. В этих пунктах закрепляется правило о том, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Не требуют легализации и документы, направляемые за границу в соответствии с процедурой, установленной Гаагскими конвенциями 1965 и 1970 гг.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4