logo
ОПД

12.4. Исполнение решений иностранных судов

Действие решения, вынесенного судебным органом конкретного государства, ограничено пределами территории данной страны. Поэтому допустимость признания и исполнения такого решения за границей будет определяться национальным законодательством соответствующего иностранного государства и международными договорами, в которых оно участвует. При этом следует иметь в виду, что большинство стран выдвигают в качестве одного из существенных условий для исполнения иностранного судебного решения на своей территории требование соблюдения принципа взаимности.

Можно выделить три основных способа приведения в исполнение иностранных судебных решений, предусмотренных законодательством современных государств. Первый из них включает только проверку правильности решения с формальной точки зрения и установление его непротиворечия публичному порядку (Италия). Второй предусматривает необходимость выдачи экзекватуры. В этом случае суд после рассмотрения соответствующего ходатайства должен принять специальное постановление о санкционировании исполнения решения (большинство стран континентальной Европы, Россия, некоторые страны Африки и др.). При выдаче экзекватуры в одних государствах иностранное судебное решение может быть проверено по существу, в других — такая проверка не осуществляется. Для третьего способа характерна регистрация иностранного судебного решения в специальном реестре и выдача на ее основе исполнительного документа (Великобритания). Такая регистрация возможна только при наличии ряда условий (в частности, взаимности), определяемых национальным законодательством государства исполнения решения.

В Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 13 и ч. 1 ст. 409 ГПК РФ возможность и процедура признания и исполнения на территории нашей страны решений иностранных судов, иностранных третейских судов (арбитражей) определяется международными договорами Российской Федерации и ГПК РФ. При этом ч. 2 ст. 409 ГПК РФ устанавливает, что под решениями иностранных судов в данном случае «понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением». Решения иностранных судов могут быть предъявлены к принудительному исполнению в России в течение трех лет с момента их вступления в законную силу.

В соответствии со ст. 410 ГПК РФ вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда рассматривается по ходатайству взыскателя верховным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства (нахождения) должника, а если должник не имеет места жительства (нахождения) в России либо место жительства (нахождения) должника неизвестно, — по месту нахождения его имущества. В ч. 1 и 2 ст. 411 ГПК РФ дается перечень реквизитов ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда, а также приводится список документов, которые прилагаются к ходатайству.

Выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные документы, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда или об отказе в этом. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о принудительном исполнении этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения судебного решения.

При исполнении судебных актов и актов других органов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения Закона об исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 412 ГПК РФ в принудительном исполнении решения иностранного суда в России может быть отказано в случаях, когда:

Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются в России без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица в течение месяца не поступят возражения против признания этого решения. Российским судебным органом после рассмотрения возражений против признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение. Соответствующая процедура представления и рассмотрения указанных возражений, а также принятия решения об отказе в признании решения иностранного суда нашла закрепление в ст. 413 и 414 ГПК РФ.

Что касается конкретного перечня решений, признаваемых в нашей стране, то в соответствии со ст. 415 ГПК РФ в Российской Федерации признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов:

Как уже указывалось выше, ч. 5 ст. 13 и ч. 1 ст. 409 ГПК РФ относят к компетенции судов в Российской Федерации вопросы признания и исполнения решений, вынесенных не только государственными, но и третейскими иностранными судебными органами по определенной категории споров. Поэтому особого внимания заслуживают положения ст. 416 и 417 ГПК РФ, которые оговаривают специфику нормативно-правового регулирования процедуры признания и исполнения в России соответствующих решений иностранных арбитражей или отказа в таком признании и исполнении.

Вопросу признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, относящихся к компетенции арбитражных судов в Российской Федерации, посвящена специальная гл. 31 АПК РФ (ст. 241—246).

Так, п. 1 ст. 241 АПК РФ указывает, что решения судов иностранных государств, решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на иностранной территории по спорам или иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, признаются и приводятся в исполнение в РФ арбитражными судами, а не федеральными судами общей юрисдикции, если такое признание и приведение в исполнение решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом.

Вопросы признания и приведения в исполнение соответствующего иностранного судебного или арбитражного решения разрешаются российским арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом, или стороны третейского разбирательства. Статья 242 АПК РФ определяет, что такое заявление должно подаваться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если такое место неизвестно, по месту нахождения имущества должника. В указанной статье АПК РФ также подробно излагаются требования, предъявляемые к заявлению и сопровождающим его документам.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение и выдает исполнительный лист для осуществления принудительного исполнения иностранного решения в порядке, предусмотренном АПК РФ и федеральным законом об исполнительном производстве.

Основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения оговариваются в ст. 244 АПК РФ и почти дословно повторяют основания, изложенные в ст. 412 ГПК РФ.

Что касается международно-правовых соглашений Российской Федерации, то признание и исполнение судебных решений допускается в настоящее время договорами о правовой помощи, заключенными СССР и Российской Федерацией с бывшими социалистическими странами, государствами — участниками СНГ, а также с Алжиром, Грецией, Ираком, Италией, Испанией, Кипром и некоторыми другими странами.

Кроме того, признание и исполнение решений по отдельным категориям дел может осуществляться в соответствии с такими международно-правовыми актами, как, например, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Римская конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.; многосторонними и двусторонними соглашениями в области перевозок грузов и пассажиров.

Вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений посвящен разд. III Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г. Под термином «решения» применительно к международному гражданскому процессу в этих документах понимаются «решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств». Государства — участники конвенций обязуются признавать и исполнять такого рода решения, вынесенные на территории других государств-участников (ст. 51 Минской и ст. 54 Кишиневской конвенций). Указанные международно-правовые документы предусматривают также признание судебных и иных решений, не требующих исполнения (в том числе решений об опеке и попечительстве и о расторжении брака) (ст. 52 Минской и ст. 55 Кишиневской конвенций).

В соответствии с указанными конвенциями ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения с приложением необходимых документов подается в компетентный суд страны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. В таком случае данный суд должен направить ходатайство в орган юстиции, компетентный вынести по нему решение. Ходатайство и приложенные к нему документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемого государства или на русский язык.

Суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены. После этого он выносит решение о принудительном исполнении. Порядок принудительного исполнения решения определяется по законодательству страны, на территории которой оно должно быть осуществлено (ст. 54 Минской и ст. 57 Кишиневской конвенций).

В признании и в выдаче разрешения на принудительное исполнение решений в соответствии с указанными конвенциями может быть отказано в случаях, если:

К указанным случаям Кишиневская конвенция 2002 г. добавляет также возможность отказа в признании и выдаче разрешения на принудительное исполнение решений судов государств-членов конвенции в случаях, когда решение вынесено с нарушением положений, установленных Конвенцией, а также когда признание и исполнение решения противоречит публичному порядку запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Обязанность взаимно признавать и исполнять вступившие в законную силу решения компетентных судов предусмотрена также в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенном странами — членами СНГ 20 марта 1992 г. в Киеве. В этом документе определена процедура подачи соответствующих ходатайств и перечислены случаи, когда в исполнении решений может быть отказано (ст. 7—9). В свою очередь Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников СНГ, заключенное 6 марта 1998 г. в Москве, определяет порядок взаимного исполнения вступивших в законную силу решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов договаривающихся сторон по подведомственным им делам, затрагивающим экономические споры.

В числе других региональных договоров, регламентирующих процедуру признания и приведения в исполнение судебных решений государств-членов на территории друг друга, можно назвать, в частности: Кодекс Бустаманте 1928 г.; Конвенцию об исполнении судебных решений государств — членов Лиги арабских государств 1952 г.; Афро-Малагасийскую общую конвенцию о сотрудничестве в области правосудия 1962 г.; Гаагскую конвенцию о признании и исполнении иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам 1971 г.

В странах — членах Европейского Союза в настоящее время действует режим признания и исполнения иностранных судебных решений согласно соответствующим постановлениям ЕС, а для некоторых из них — режим, предусмотренный ст. 25—49 Брюссельской конвенции о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г.86 В соответствии с этим международно-правовым документом любое заинтересованное лицо вправе подать заявление о признании и исполнении соответствующего решения в компетентный судебный орган государства — участника Конвенции. Получив такое ходатайство, суд не вправе пересматривать решение по существу. Он обязан лишь проверить отсутствие формальных оснований, дающих суду право не исполнять такое решение. В числе таких оснований Конвенция называет, в частности: противоречие решения публичному порядку государства исполнения; неуведомление надлежащим образом ответчика о судебном разбирательстве; противоречие решения другому судебному акту, вынесенному по спору между теми же сторонами судом государства исполнения, и т. д.

Брюссельская конвенция 1968 г. определяет, что на судебное решение, санкционирующее принудительное исполнение решения иностранного суда, должником может быть подана апелляция. Она отменяет требование о легализации всех представляемых документов, а также требование об уплате сборов и пошлин как условий признания и исполнения иностранных судебных решений.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4