logo
трудовое

Комиссия по трудовым спорам (ктс): порядок образования и деятельности

Как следует из содержания ч.1 ст.385 ТК РФ КТС является первичным органом по рассмотрению большинства ИТС, за исключением споров, по которым ТК и иными ФЗ-ами установлен другой порядок их рассмотрения. На разных этапах развития национального зак-ва о труде КТС формировалась различным образом: либо на паритетных началах из представителей работников и работодателя, либо лишь из представителей трудового коллектива. В настоящее время ст.384 ТК РФ предусматривает формирование КТС из равного числа представителей работника и работодателя. Для образования КТС необходима инициатива либо работников, либо работодателей. КТС могут быть образованы не только в организации в целом, но и в структурных подразделениях, обязанности по организационно-техническому обеспечению деятельности КТС возлагаются на руководителя организации.

Работникам, входящим в состав КТС предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 171 ТК РФ. Для участия в работе комиссии им предоставляется свободное время с сохранением средней заработной платы. Для обращения в КТС ст.386 ТК РФ установлен трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или дб узнать о нарушении своего права. КТС вправе восстановить срок обращения и разрешить спор по существу, если придет к выводу об уважительности причины пропуска работником срока обращения в КТС. Зак-во о труде не содержит какого-либо перечня уважительных причин. Уважительность причины пропуска срока следует рассматривать как оценочную категорию. Заявление, поданное работником в комиссию подлежит обязательной регистрации. Оно дб рассмотрено в течение 10 календарных дней со дня подачи в присутствии работника, подавшего заявление или его представителя, либо в его отсутствие, но лишь на основании его письменного заявления. Неявка работника или его представителя без подачи такого заявления влечет за собой отложение рассмотрения ТС. Повторная неявка без уважительной причины может по усмотрению комиссии повлечь снятие ТС с рассмотрения. Работник в таком случае сохраняет право подачи нового заявления в комиссию, но лишь в пределах прежнего трехмесячного срока, установленного для обращения в КТС. Заседание КТС будет правомочным, а вынесенное решение легитимным, если на заседании присутствует не менее половины членов КТС, представляющих работника и не менее половины членов КТС, представляющих работодателя. Ст.388 ТК РФ предусматривает принятие решения КТС тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Указанные нормы носят императивный характер, их несоблюдение приведет к незаконности решения, вынесенного КТС независимо от его содержания. Ч.1 ст.390 ТК РФ предусматривает право работника на обращение в суд, если КТС своевременно после получения заявления работника не рассмотрело его в 10-дневный срок.

Примечание: содержание этой нормы следует отличать от правила, предусмотренного ч.1 ст.391 ТК РФ. Согласно которой работник вправе обращаться в суд, минуя КТС. В первом случае заявление в КТС работником подано, но вовремя не рассмотрено, что предоставляет ему право на обращение в суд. Во втором случае, также урегулированном кодексом, работник вообще решает обратиться в суд, минуя КТС, т.е. без подачи заявления в КТС. К сожалению, на практике суды часто игнорируют очевидное отличие между этими двумя нормами и отказываются от принятия исковых заявлений по трудовым спорам, если спор не был рассмотрен КТС или работник не обращался в КТС с заявлением о рассмотрении спора. Подобная практика прямо противоречит как ТК, так и позиции ВС РФ.