Порядок разрешения коллективных трудовых споров Понятие и признаки КлТс. Стороны КлТс и представители сторон
КлТС представляют собой самостоятельную юридическую категорию, они характеризуются рядом признаков по содержанию и по составу субъектов. К ним относятся следующие:
1) КлТС рассматриваются в зак-ве и юр. лит-ре как не урегулированное разногласие, имеющее коллективный характер и возникающее между определенными субъектами, а именно: работниками и их представителями и работодателем и их представителями.
2) КлТС обладают особым предметом и могут возникнуть по трем группам вопросов:
- по поводу установления и изменения условий труда (включая ЗП);
- по поводу заключения, изменения и выполнения КД, соглашений;
- в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии ЛНА.
Формально юридически признаки КлТС определены в ст.398 ТК РФ: если возникшее разногласие носит коллективный характер, но не связано с хотя бы одним из указанных вопросов, они не могут рассматриваться как КлТС и не могут быть урегулированы в порядке разрешения КлТС.
КлТС классифицируются по уровню возникновения разногласий (соответствующими уровню социального партнерства). По этому критерию они могут быть отнесены к локальным, территориальным, региональным, межрегиональным, отраслевым, межотраслевым, федеральным КлТС. Кроме того, в юридической литературе принято классифицировать КлТС на споры, рассматриваемые как конфликт интересов, т.е. еще до возникновения у сторон каких-либо прав и обязанностей и споры права, связанные с выполнением условий труда, т.е. уже после возникновения у сторон соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, институт коллективных трудовых споров следует в первую очередь рассматривать как обеспечительный механизм для осуществления социального партнерства, учета интересов работников в процессе труда. Само понятие КлТС и их признаки косвенно подчеркивают значение КД (и соглашений) в сфере социального партнерства для интересов коллективов работников. Чем шире круг вопросов, урегулированных КД (соглашением), тем большие по разнообразию и характеру требования работники могут предъявлять работодателю (объединениям работодателей) при разрешении КлТС.
К работникам как стороне КлТС с учетом содержания ст.398 ТК можно отнести:
- трудовой коллектив работников всей организации
- трудовой коллектив филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения
- коллектив бригады или отдела стороной КлТС не будет!!!
Представители работников, которые также могут рассматриваться как сторона в КлТС определяются нормами, устанавливающими представителей работников в социальном партнерстве, т.е. это одни и те же субъекты и для социального партнерства и для коллективного трудового спора. К ним в соответствии со ст.29 ТК РФ относятся профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Работодателя в КлТС представляет руководитель организации или уполномоченные им лица, так же мб работодатель – ИП лично или уполномоченные им лица. Если КлТС выше локального по уровню, стороной такого КлТС будет соответствующее объединение работодателей.
Ч.3 ст.398 ТК РФ рассматривает день начала КлТС как день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем его представителям своего решения в течение установленных ст.400 ТК РФ сроков.
- Тема 1. Предмет, метод, система, принципы трудового права Предмет и метод трудового права
- Метод тп
- Система трудового права. Система зак-ва о труде (источники трудового права)
- Понятие и общая характеристика источников тп
- Характеристика национального законодательства о труде
- Единство и дифференциация трудового законодательства
- 19.09.09Г.
- Субъекты трудового правоотношения (стороны трудовых отношений).
- Содержание трудового правоотношения
- Основания возникновения правоотношений
- Социальное партнерство, коллективные договоры и соглашения Понятие, значение и формы социального партнерства
- 19.04.2010 Понятие и содержание коллективного договора
- Трудовой договор как отраслевая юридическая категория тп
- 10.10.09
- 17.10.09Г.
- 24.10.09 Порядок приема на работу, форма трудового договора
- Стабильность тд (трудового правоотношения). Перемещение. Изменение сторонами условий тд. Перевод.
- 31.10.09
- Совместительство
- 28.11.09 Прекращение и расторжение тд
- Комментарии к отдельным основаниям прекращения (расторжения) тд – обязательно читать по комментариям Орловского
- 5.12.09 Прекращение трудового договора (продолжение)
- 12.12.09
- 19.12.09
- 17.02.10
- Рабочее время Понятие рабочего времени. Юридические средства, используемые при регулировании отношений по рабочему времени, виды нормирования рабочего времени
- Режим и учёт рабочего времени
- 20.02.2010
- Время отдыха Понятие времени отдыха как юридической категории и его виды
- Ежегодный оплачиваемый отпуск (еоо): понятие, виды, порядок предоставления
- Порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска
- 9.03.2010
- Стимулирующие и компенсационные выплаты. Премирование. Доплаты и надбавки к тарифной ставке (окладу)
- 16.03.2010
- Заработная плата в организациях, находящихся на бюджетном финансировании
- 23.03.2010
- Дисциплина труда Общее понятие дисциплины труда
- Дисциплинарная ответственность
- 30.03.2010
- 6.04.2010
- Материальная ответственность работника и работодателя
- Общие основания материальной ответственности работника перед работодателем
- Ограниченная материальная отв-сть
- Полная материальная ответственность
- 12.04.2010
- 19.04.2010
- Порядок возмещения ущерба
- 26.04.2010
- Возмещение морального вреда, причиненного работнику
- Трудовые споры Общее понятие трудовых споров, их виды и порядок рассмотрения
- 3.05.2010
- Комиссия по трудовым спорам (ктс): порядок образования и деятельности
- 17.05.2010
- Порядок разрешения коллективных трудовых споров Понятие и признаки КлТс. Стороны КлТс и представители сторон
- Этапы разрешения КлТс, примирительные процедуры