37. Договор лизинга в мчп.
Договор о лизинге представляет собой специфическую форму договора имущ-ого найма, регламентирующую использование машинно-технических изделий в м/ународном и национальном хозяйственном обороте.
Практика и доктрина выделяют две формы лизинга: финансовый (подлинный) и операционный (эксплуатационный). Финансовый лизинг представляет собой одну из основных форм финансирования м/ународных коммерческих операций. Основной характерной особенностью финансового лизинга, отличающей его от договора имущ-ого найма, является охват неизмеримо более сложного комплекса хозяйственно-экономических отношений, участниками которых выступают не две, а три стороны: изготовитель машин или оборудования (фирма-продуцент), лизинговая фирма (наймодатель), фирма-пользователь (наниматель).
Наймодателем выступают специализированные лизинговые фирмы (промышленные и финансовые). Промышленные лизинговые фирмы являются либо филиалами крупных фирм — продуцентов техники, либо независимыми фирмами, совместно создаваемыми несколькими фирмами-продуцентами. Наиболее крупные операции осуществляют финансовые лизинговые фирмы, создаваемые как филиалы банков или их специализированные подразделения.
Финансовым лизингом занимаются также кредитные, страховые и иные организации. Заемные операции лизинговых фирм обозначаются термином «раздельный лизинг». Промышленные и финансовые лизинговые фирмы и сам финансовый лизинг в настоящее время играют огромную роль в м/ународном коммерческом обороте и развитии национальной экономики.
Эксплуатационный лизинг значительно ближе к договору имущ-ого найма, но обладает рядом отличительных особенностей, отграничивающих этот договор и от простой аренды, и от финансового лизинга:
Договор эксплуатационного лизинга заключается на срок, значительно меньший полного срока амортизации имущества. По истечении срока действия договора его объект снова сдается внаем.
Наниматель не имеет права на приобретение имущества в собственность.
Наймодатель, как правило, обязан оказывать услуги по поддержанию имущества в рабочем состоянии. С этой точки зрения эксплуатационный лизинг делится на «чистый» лизинг и лизинг с «полным обслуживанием».
Эта форма лизинга осуществляется на базе двух или нескольких договоров, прежде всего купли-продажи и аренды. В связи с этим эксплуатационный лизинг часто определяется как договор аренды-продажи. По договору купли-продажи лизинговая фирма приобретает оборудование в собственность с целью сдачи этого имущества в аренду.
По договору имущ-ого найма (собственно лизинг) лизинговая фирма — собственник оборудования — сдает его внаем промышленной фирме (или индивидуальному пользователю). Именно эта неразрывная связь двух операций — купли-продажи имущества и сдачи его в аренду — дает основание для определения эксплуатационного лизинга как договора аренды-продажи.
Лизинговая операция может сопровождаться и другими договорными отношениями. Распространена практика осуществления лизинговой фирмой заемных операций по получению от какой-либо финансовой организации кредита на сумму, необходимую для приобретения оборудования в собственность (как правило, до 60 — 80% стоимости имущества). Договор, при котором лизинговая фирма приобретает товар в кредит, американская судебная практика называет раздельным лизингом, так как операции по сдаче в аренду осуществляются двумя и более отдельными фирмами.
Дополнительными договорными отношениями является также соглашение нанимателя с фирмой-продуцентом о техническом обслуживании машин или оборудования. При «чистом» лизинге обязанность по техническому обслуживанию и ремонту целиком возлагается на пользователя. Оборудование д/б возвращено в рабочем состоянии с учетом амортизации.
Однако очень часто пользователь заключает дополнительное соглашение с лизинговой фирмой, которая, в свою очередь, договаривается с фирмой-продуцентом о техническом обслуживании и ремонте. В данной ситуации операция имеет характер лизинга с дополнительными услугами (лизинг «с полным обслуживанием»).
По поводу юр. природы и экономической сущности договора лизинга в доктрине права высказываются различные мнения. По одной концепции, лизинг представляет собой договор имущ-ого найма с характерными особенностями. С точки зрения иной теории, это договор купли-продажи с рассрочкой платежа м/у собственником имущества и пользователем. Существует и теория, согласно которой лизинг является договором особого рода, сочетающим элементы аренды, займа и некоторых других договоров.
Как правило, при разрешении споров из лизинга суды применяют общие нормы обязательственного права и по аналогии — нормы, регулирующие куплю-продажу, заем, аренду и т.д. В экономическом отношении лизинг чаще всего оценивается как новая форма финансовой операции, способ осуществления капиталовложений. Лизинговая фирма, приобретающая оборудование в собственность с целью сдачи его в аренду, Т.о. инвестирует капитал. Договор аренды приобретает финансовый характер, поскольку наймодатель предоставляет нанимателю финансовый кредит с особыми условиями его погашения. Такая оценка лизинга позволяет называть этот договор кредит-наем или наем-финансирование.
Содержание лизинговой операции сводится к следующему:
Наниматель выбирает фирму-продуцента и непосредственно с ней согласовывает условия купли-продажи. Лизинговая фирма в этих переговорах не участвует.
Лизинговая фирма получает от будущего нанимателя готовое досье по результатам коммерческих переговоров и подготавливает проект договора купли-продажи.
Наниматель поручает (в форме подписи) лизинговой фирме заключить договор купли-продажи по согласованным спецификациям.
После заключения договора купли-продажи наниматель (как уполномоченное лицо) контролирует комплектность поставки, качество оборудования и т.д. Наниматель обязан информировать лизинговую фирму о соответствии объекта поставки условиям договора.
Хотя эксплуатационный лизинг чрезвычайно близок к имущественному найму, это два различных договора. Основные отличия м/у лизингом и договором имущ-ого найма заключаются в следующем.
В организационно-экономическом плане в пользование сдается технический объект, специально приобретенный в собственность лизинговой фирмой по просьбе нанимателя.
Договор о лизинге обычно заключается на твердо установленный длительный срок, как правило, охватывающий весь срок амортизации машинно-технического оборудования (полный срок расчетной амортизации).
Договор о лизинге не может быть расторгнут в одностороннем порядке; платежи должны иметь место в течение всего срока его действия. Однако в процессе эксплуатации имущество может устареть и обесцениться, напр., вследствие появления новых технологий. На этот случай в договоре специально устанавливается возможность досрочного приобретения нанимателя имущества в собственность для его перепродажи или обмена на более совершенную модель с доплатой.
Платежи за пользование устанавливаются на период, составляющий большую часть экономической жизни имущества (принятый расчетный срок полной амортизации — 10—15 лет). Сроки платежей могут определяться и на период в 4 —7 лет, что позволяет наймодателю сравнительно быстро возвратить затраты на приобретение имущества.
Наниматель по истечении срока действия договора обладает правом выбора: выкупить имущество по остаточной стоимости (5 — 6% первоначальной стоимости), либо возвратить его лизинговой фирме, либо возобновить контракт на условиях выплаты сниженных платежей. Размер платежей включает плату за амортизацию имущества, проценты но кредиту, оплату услуг лизинговой фирмы. Общая сумма платежей превышает стоимость имущества и его покупную цену. Это превышение представляет собой чистую прибыль лизинговой фирмы.
Лизинговая фирма освобождена от некоторых обычных для наймодателя обязанностей. Это проявляется в исключительно финансовом характере операции. Наниматель несет дополнительные обязанности: на нем лежат все риски порчи или гибели имущества, хотя он не является собственником объекта. На нанимателя возлагаются все эксплуатационные риски и обязанности по ремонту (текущему и капитальному) технического объекта. Это условие имеет важное значение ввиду длительных сроков эксплуатации имущества.
Повсеместное распространение лизинга в экономическом обороте объясняется как его выгодами для участников коммерческого оборота, так и поощрением развития лизинговых операций со стороны гос-ва, которое расценивает их как эффективное средство ускорения научно-технического прогресса и развития национальной экономики. Лизинг представляет собой чрезвычайно выгодную форму сдачи машинно-технического оборудования внаем. Значительный уровень прибылей обеспечивается прежде всего высокой оплатой эксплуатации техники пользователем.
Повышенные расчетные нормы амортизации объекта, сдаваемого внаем, приводят к тому, что вложенные лизинговыми фирмами затраты на приобретение объекта в собственность возвращаются к инвесторам в первые же годы действия договора. Кроме того, гос-воо вводит налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.
Для пользователей техники лизинг представляет собой инструмент оперативной замены производственных фондов, приобретения дорогостоящего оборудования без крупных единовременных затрат, необходимых для покупки такой техники.
Для гос-ва финансовое поощрение лизинга стимулирует продажу новой техники. Лизинговые фирмы увеличивают свои капиталовложения в эти операции, а фирмы-пользователи получают возможность постоянного обновления производственных фондов.
В росс-ом законод-ве полностью отсутствует коллизионное регулирование частных валютных отношений с иностр-ым элементом. Это серьезный недостаток нашего законод-ва, поскольку при решении коллизионных вопросов постоянно возникает необходимость применения аналогии права и закона. Финансирование м/ународных коммерческих операций производится на общих основаниях посредством применения валютного законод-ва РФ, норм ч. 2 ГК РФ, регулирующих специфику гражданско-правовых расчетных отношений.
Кроме того, применяются нормы м/ународных соглашений, регламентирующих отношения в сфере финансирования внешнеторговой деятельности и м/ународных расчетов. Россия участвует также в Соглашении о создании Платежного союза СНГ 1997 г.
Основными формами финансирования м/ународной коммерческой деятельности в настоящее время являются безоборотное финансирование, факторинг, форфейфинг, финансовый лизинг.
Финансовый (подлинный) лизинг характеризуется тем, что охватывает сложный комплекс хозяйственно-экономических отношений, участниками которых выступают три стороны: фирма-изготовитель, фирма-пользователь (наниматель), лизинговая фирма (наймодатель). Лизинговая фирма по договору с фирмой-пользователем приобретает у фирмы-изготовителя в собственность необходимое оборудование и сдает его внаем фирме-пользователю.
Лизинговые операции осуществляются в основном финансовыми обществами или компаниями, являющимися филиалами банков, кредитными и страховыми организациями. Финансовый лизинг определяется как вид средне- и долгосрочного лизинга, который предусматривает выплату арендатором в течение срока действия договора платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования и прибыль наймодателя.
Лизинговая фирма выполняет исключительно финансовые функции и заключает два договора: с нанимателем — договор аренды, с поставщиком — договор купли-продажи. По истечении срока аренды наниматель может вернуть имущество лизинговой фирме (лиз-бэк); заключить новый договор на аренду; выкупить имущество по остаточной стоимости.
Договоры м/ународного финансового лизинга наиболее распространены в транспортных операциях (лизинг морских и воздушных судов, контейнеров) или связаны с приобретением продукции тяжелого машиностроения (лизинг оборудования для нефтегазовой промышленности). Срок действия договора составляет 10-15 лет, оборудование является дорогостоящим, поэтому наймодатель заведомо несет существенный финансовый риск. В целях снижения такого риска заключается договор финансового лизинга, при котором финансовая корпорация является посредником м/у продуцентом товара и нанимателем.
Фирма-продуцент (собственник имущества) непосредственно продает товар финансовой корпорации (кредитору), которая становится наймодателем должнику (фирме-пользователю). В качестве формы финансирования коммерческих контрактов финансовый лизинг представляет собой договор особого рода, сочетающий в себе элементы договора займа и договора имущ-ого найма.
На универсальном уровне м/ународный финансовый лизинг регулируется нормами Оттавской конвенции о м/ународном финансовом лизинге 1988 г. (РФ присоединилась к этой Конвенции в 1998 г.). Положения Конвенции имеют диспозитивный характер; в основном это унифицированные материальные нормы, но есть и несколько традиционных коллизионных привязок, позволяющих определить право, применимое к взаимоотношениям сторон по м/ународному финансовому лизингу.
Финансовый лизинг определен в ст. 1 Конвенции как сделка, в которой одна сторона (лизингодатель) по указанию другой стороны (лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком). Лизингодатель приобретает комплект машин, средств производства и иное оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем, и заключает лизинговое соглашение, которое предоставляет лизингополучателю право использовать оборудование за арендную плату.
Конвенция разграничивает два вида соглашений: договор поставки м/у лизингодателем и поставщиком и лизинговое соглашение м/у лизингодателем и лизингополучателем.
Конвенция определяет характерные черты любого договора финансового лизинга:
лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на решение и квалификацию лизингодателя;
оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или будет заключено м/у лизингодателем и лизингополучателем;
арендные платежи, подлежащие выплате по лизинговому соглашению, рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.
В Конвенции специально подчеркивается, что она применяется независимо от того, предоставлено ли лизингополучателю право на выкуп арендованного оборудования. Следовательно, выкуп имущества лизингополучателем не относится к обязательным признакам финансового лизинга. Из круга объектов финансового лизинга исключается оборудование, которое будет использоваться только персоналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних целях. Т.о., под м/ународным финансовым лизингом понимаются сделки, заключаемые главным образом в сфере предпринимательской деятельности.
Сфера действия Конвенции определена в ст. 3: в случае соглашения сторон о применении Конвенции ее положения применяются, если предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных гос-вах. Т.о., финансовый лизинг имеет м/ународный характер в случае разной национальности сторон. Кроме того, Конвенция распространяется только на отношения м/у контрагентами (в том числе и поставщиком) из гос-во — участников Конвенции.
Конвенция применяется и в том случае, если в силу норм м/ународного частного права соглашение о поставке и лизинговое соглашение подпадают под действие права гос-ва-участника Конвенции. При этом применение Конвенции всецело зависит от воли сторон — стороны сделки вправе договориться об ином правовом регулировании.
Конвенция направлена на перенесение ответственности за поставленное оборудование с лизингодателя на поставщика, так как лизинговая фирма имеет в сделке только финансовый интерес. Лизингодатель не несет никакой ответственности перед лизингополучателем за качество оборудования, за исключением случаев, когда убытки были следствием того, что лизингополучатель полагался на выбор и суждения лизингодателя или он вмешивался в выбор поставщика при определении оборудования.
Это положение может быть изменено соглашением сторон. Лизингодатель освобождается также от ответственности перед третьими лицами за вред, причиненный оборудованием, эксплуатируемым лизингополучателем. В случае банкротства лизингополучателя на полученное по лизинговому соглашению оборудование не может быть наложен арест и оно не включается в конкурсную массу.
Оттавская конвенция 1988 г. урегулировала все основные вопросы, связанные с заключением и исполнением операций по м/ународному финансовому лизингу. Положения гл. 34 ГК РФ, регламентирующие договор финансовой аренды (лизинг), в принципе полностью соответствуют положениям Конвенции. К сожалению, в РФ действует не только ГК, но и специальный ФЗ «О лизинге», который во многих случаях противоречит Конвенции 1988 г.
Закон РФ «О лизинге» в качестве основного признака м/ународного лизинга устанавливает признак, что лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами РФ. Договор м/ународного лизинга регулируется Законом РФ «О лизинге», если лизингодателем является резидент РФ, т.е. предмет лизинга находится в собственности резидента РФ. Если же лизингодателем является нерезидент РФ, т.е. имущество находится в собственности нерезидента РФ, то договор м/ународного лизинга все равно регулируется российским законод-вом в области внешнеэкономической деятельности.
М/у тем сфера действия Оттавской конвенции определяется в зависимости от того, где находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, и налоговый домицилий сторон не имеют правового значения. Поэтому, если участники договора финансового лизинга имеют предприятия в разных странах, должна применяться Оттавская конвенция, а не национальное законод-во (если стороны сами не договорились об ином).
Т.о., ст. 7 Закона РФ «О лизинге» противоречит м/ународному договору с участием РФ. Исходя из положений ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ, приоритетному применению в данной ситуации подлежит именно Конвенция 1988 г., а не Закон «О лизинге».
- 1.Понятие мчп. Проблема определения предмета мчп.
- 2.Нормативный состав мчп.
- 3. Методы правового регулирования в мчп.
- 4. Проблема определения места мчп в правовой системе.
- 5. М/ународный договор как источник мчп.
- 6. Национальные нормативные правовые акты как источник мчп.
- 7. Обычай, судебный и арбитражный прецедент как источники мчп.
- 8. Задачи и тенденции развития мчп.
- § 3. Содержание отношений и природа норм м/ународного частного права 19
- 9. Основные принципы мчп.
- 10. Особенности и виды коллизионных норм.
- 11. Основные формулы прикрепления.
- 12. Автономия воли и закон наиболее тесной связи.
- 14. Конфликт квалификаций в мчп.
- 15. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны.
- 16. Ограничения в применении иностранного права.
- 17. Правила применения иностранного права в рф.
- 18. Виды личного закона физ. Лица. Коллизионные правила определения гражд-ой правоспособ-ти и дееспособ-ти иностранцев в рф.
- 19. Отличие гражд-ой правосубъектности иностранцев от правосубъектности граждан рф.
- 20. Личный закон и национальность юр. Лица.
- 21. Правоспособность иностр-ых юр. Лиц в рф и российских юр. Лиц за границей.
- 22. Трансграничные банкротства юр. Лиц.
- 23. Иммунитет гос-ва: понятие, элементы содержания, виды.
- 24. Коллизии в праве собственности: основания, области, вещный статут, конкуренция привязок. Действие за границей актов о национализации.
- 25. Коллизионное регулирование отношений собственности в рф.
- 26. Иностр-ые инвестиции: понятие, правовое регулирование, статус инвестора, гарантии.
- 27. Понятие, признаки, виды и форма м/ународных сделок.
- 28. Применимое право при определении обязательственного статута м/ународных сделок.
- 29. Венская конвенция о договорах м/ународной купли-продажи товаров 1980 г. (основные черты содержания).
- 30. Источники материально-правового регулирования м/ународной купли-продажи.
- 31. Коллизионно-правовое регулирование м/ународной купли-продажи.
- 32. М/ународные перевозки: понятие, виды, коллизионные правила. Смешанные перевозки.
- 33. Воздушные перевозки.
- 34. Железнодорожные перевозки.
- 35. Автомобильные перевозки.
- 36. Морские перевозки.
- 37. Договор лизинга в мчп.
- 38. Договор факторинга в мчп.
- 39. Аренда в мчп: понятие, виды, коллизионное регулирование.
- 40. Аккредитив, инкассо, авансовый платеж, платежи по открытому счету в мчп.
- 41. Вексель в мчп
- 42. Чек и банковские гарантии в мчп.
- 43. Деликтные обязательства: области коллизий, м/ународно-правовое регулирование, статут.
- 44. Коллизионное регулирование деликтных отношений в рф. Ответственность за вред, причиненный потребителю.
- 45. Источники правового регулирования авторских отношений в мчп.
- 46. Особенности авторских прав иностранцев в рф и отечественных авторов за границей. Авторские договоры.
- 47. Источники правового регулирования промышленной собственности в мчп.
- 48. Права иностранцев на промышленную собственность в рф и охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом.
- 49. Использование и охрана товарных знаков в мчп.
- 50. Наследственные отношения в мчп: понятие, источники правового регулирования, коллизионные правила.
- 51. Коллизионное регулирование заключения брака.
- 52. Коллизионное регулирование расторжения брака.
- 53. Коллизионное регулирование супружеских и родительских отношений.
- 54. Коллизионное регулирование усыновления, опеки и попечительства.
- 55. Особенности трудовых прав иностранцев в рф.
- 56. Труд российских граждан за рубежом и в инофирмах, расположенных на территории рф.
- 57. Понятие, характерные черты и источники правового регулирования м/ународного гражд-ого процесса.
- 58. М/ународная подсудность и процессуальные соглашения.
- 59. Процессуальное положение иностр-ых физ. И юр. Лиц в рф. Легализация и апостиль.
- 60. Признание и исполнение поручений иностр-ых судов и иностр-ых судебных решений.
- 61. Понятие, виды и источники правового регулирование м/ународного арбитража. Арбитражные соглашения.
- 62. Признание и исполнение иностр-ых арбитражных решений.