34. Железнодорожные перевозки.
М/ународная железнодорожная перевозка — это перевозка грузов и пассажиров м/у двумя и более гос-вами на условиях м/ународной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие м/ународного транспортного соглашения не являются м/ународными, а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции — по закону гос-ва места отправления, после пересечения границы по национальному праву соответствующего иностранного гос-ва и т.д.
М/ународные железнодорожные конвенции могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения м/у железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.
На практике распространено также сочетание соглашений заинтересованных железных дорог и норм национального права (напр., Интерфриго — Европейское м/ународное общество по эксплуатации вагонов для перевозки скоропортящихся грузов — юр. лицо бельгийского права).
Общепризнанное положение — при наличии железнодорожной конвенции применение национального законод-ва допускается только при отсылке к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования м/ународного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал.
Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т.д.). Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.
Разновидности общего понятия м/ународной железнодорожной перевозки: прямое м/ународное сообщение, непрямое или ломаное сообщение, соседские перевозки, транзитные перевозки, сквозные перевозки, бесперегрузочные и перегрузочные м/ународные перевозки, перевозки груза с переотправкой.
КОТИФ распространяются не только на железнодорожное, но и на смешанное железнодорожно-водно-воздушное сообщение. Нормы МПК и МГК имеют диспозитивный характер: установлена возможность изменения условий перевозок посредством отдельных двусторонних соглашений и норм национальных законов. В КОТИФ довольно много специальных коллизионных привязок (закон дороги отправления груза, дороги следования груза, дороги назначения груза). Предусмотрены и применение закона страны суда, и широкая возможность автономии воли.
Россия также участвует в многосторонних м/ународных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам — в Соглашении о м/ународном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о м/ународном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действуют в редакции 1992 г.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сфера действия СМГС и СМПС — бывшие социалистические гос-ва Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР. СМГС и СМПС содержат императивные уфицированные материально-правовые и коллизионные нормы.
Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил СМГС и СМПС. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок.
Применение национальных законов допустимо только по вопросам, не урегулированным в соглашениях. М/у участниками СМГС и СМПС действует также специальное Соглашение о м/ународном прямом и смешанном железнодо-дорожно-водном грузовом сообщении 1960 г. (МЖВС).
В рамках СНГ создан Совет по железнодорожному транспорту гос-во-участников (межгос-военный орган СНГ). В 1997 г. заключено Соглашение м/у железнодорожными администрациями гос-во — участников СНГ и гос-во Балтии об особенностях применения отдельных норм СМГС и Приложения к нему.
Россия имеет целую систему двусторонних соглашений о м/ународном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении с разными странами: с Турцией, Финляндией, Ираном, Австрией и др. Провозная плата по всем м/ународным железнодорожным перевозкам России устанавливается по ставкам МТТ (м/ународный транзитный тариф). Льготные провозные платежи закреплены в российско-финляндском соглашении. По Транссибирской магистрали грузоперевозки осуществляются сквозными ускоренными контейнерными поездами — «Западный ветер» и «Восточный ветер».
Железнодорожная перевозка возможна при наличии обычных перевозочных средств, и ей не препятствуют обстоятельства, которые дорога не может предотвратить или устранить. Компетентные органы железной дороги вправе прекратить движение, запретить или ограничить прием определенных грузов к перевозке, если этого требуют интересы общественного блага или условия производственной деятельности.
Нуждающиеся в упаковке грузы отправитель обязан предъявить в упакованном виде, обеспечивающем их сохранность. При невыполнении этого требования дорога может отказать в приеме груза или потребовать внесения соответствующей отметки в железнодорожную накладную.
Отправитель вправе составить общее заявление о недостатках тары. Вес и порядок погрузки определяются правилами дороги отправления. Отправитель несет штрафную ответственность за неправильное наименование груза и перегрузку подъемной силы вагона.
Таможенные процедуры выполняет перевозчик, если они не возложены на отправителя в соответствии с накладной. Провозные платежи оплачиваются по м/ународным или национальным тарифам. Отправитель определяет, какие платежи лежат на нем, а какие — на грузополучателе (свобода франкировки). Это право во многих случаях ограничено в соответствии с соглашениями железных дорог. Срок доставки исчисляется по правилам м/ународных железных дорог, но не может превышать сроков, установленных в м/ународной транспортной конвенции. Течение сроков приостанавливается, если движение прекращено не по вине перевозчика.
Получатель не обязан принимать прибывший в его адрес груз, но принявший груз получатель обязан оплатить падающие на него провозные платежи. При несохранности груза оформляется акт, составление которого является обязанностью железной дороги. Грузовладелец вправе требовать судебной проверки состояния прибывшего груза. Получатель теряет право требования к перевозчику, если при выдаче груза акт не был составлен. В отношении скрытых недостатков допускается составление акта в течение семи дней после выдачи груза, но получатель должен доказать, что несохранность имела место во время перевозки.
Перевозчик несет ответственность за сохранность и просрочку доставки груза. Применительно к грузу различаются два вида «особых опасностей для груза», за предотвращение которых отвечает перевозчик, — утрата и несохранность. Кроме того, особой опасностью для груза считается погрузка его в вагон с очевидными неисправностями.
Судебная практика допускает использование в спорах о несохранности свидетельских показаний, напр., в части оценки груза. В остальном действуют правила страны места выдачи груза. При несохранности груза возмещение определяется по рыночной цене. При утрате груза на перевозчика падает также возмещение провозных платежей и таможенных сборов. Если имела место просрочка в доставке груза, железная дорога выплачивает штраф. При наличии убытков они должны возмещаться в пределах двойной провозной платы.
Если несохранность груза или его несвоевременная доставка вызваны умыслом перевозчика, он обязан полностью возместить убытки. При наличии грубой вины перевозчика предел выплачиваемого возмещения повышается. Предоставление льготных провозных платежей снижает предел ответственности железной дороги.
Перевозчик несет ответственность за утрату транспортной документации, неправильное ее использование, невыполнение указаний грузовладельца об изменении условий договора перевозки при наличии его вины в пределах стоимости груза. За неправильное определение пути следования груза и применимые тарифы железная дорога несет ответственность только в случае наличия грубой вины.
Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка были вызваны обстоятельствами, которые железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла предотвратить. В подобных случаях бремя доказывания лежит на железной дороге. Перевозчик не отвечает также за несохранность груза при наличии особых опасностей для него: недостатки тары, погрузка и выгрузка самим клиентом, естественные свойства груза, внесение неправильных сведений в накладную. Здесь бремя доказывания вины возложено на грузовладельца.
Если обязательное претензионное производство предусмотрено в национальном законод-ве, оно применяется и при м/ународных перевозках. При просрочке в доставке груза претензии должны заявляться в течение 60 дней с момента получения груза.
Претензии и иски могут заявляться только участниками договора перевозки и направляться железной дороге (отправления, назначения, или дороге, на которой имело место обстоятельство, послужившее основанием предъявления претензий). Исковая давность составляет один год; при наличии умысла перевозчика и по спорам о возмещении за реализованный груз — два года.
- 1.Понятие мчп. Проблема определения предмета мчп.
- 2.Нормативный состав мчп.
- 3. Методы правового регулирования в мчп.
- 4. Проблема определения места мчп в правовой системе.
- 5. М/ународный договор как источник мчп.
- 6. Национальные нормативные правовые акты как источник мчп.
- 7. Обычай, судебный и арбитражный прецедент как источники мчп.
- 8. Задачи и тенденции развития мчп.
- § 3. Содержание отношений и природа норм м/ународного частного права 19
- 9. Основные принципы мчп.
- 10. Особенности и виды коллизионных норм.
- 11. Основные формулы прикрепления.
- 12. Автономия воли и закон наиболее тесной связи.
- 14. Конфликт квалификаций в мчп.
- 15. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны.
- 16. Ограничения в применении иностранного права.
- 17. Правила применения иностранного права в рф.
- 18. Виды личного закона физ. Лица. Коллизионные правила определения гражд-ой правоспособ-ти и дееспособ-ти иностранцев в рф.
- 19. Отличие гражд-ой правосубъектности иностранцев от правосубъектности граждан рф.
- 20. Личный закон и национальность юр. Лица.
- 21. Правоспособность иностр-ых юр. Лиц в рф и российских юр. Лиц за границей.
- 22. Трансграничные банкротства юр. Лиц.
- 23. Иммунитет гос-ва: понятие, элементы содержания, виды.
- 24. Коллизии в праве собственности: основания, области, вещный статут, конкуренция привязок. Действие за границей актов о национализации.
- 25. Коллизионное регулирование отношений собственности в рф.
- 26. Иностр-ые инвестиции: понятие, правовое регулирование, статус инвестора, гарантии.
- 27. Понятие, признаки, виды и форма м/ународных сделок.
- 28. Применимое право при определении обязательственного статута м/ународных сделок.
- 29. Венская конвенция о договорах м/ународной купли-продажи товаров 1980 г. (основные черты содержания).
- 30. Источники материально-правового регулирования м/ународной купли-продажи.
- 31. Коллизионно-правовое регулирование м/ународной купли-продажи.
- 32. М/ународные перевозки: понятие, виды, коллизионные правила. Смешанные перевозки.
- 33. Воздушные перевозки.
- 34. Железнодорожные перевозки.
- 35. Автомобильные перевозки.
- 36. Морские перевозки.
- 37. Договор лизинга в мчп.
- 38. Договор факторинга в мчп.
- 39. Аренда в мчп: понятие, виды, коллизионное регулирование.
- 40. Аккредитив, инкассо, авансовый платеж, платежи по открытому счету в мчп.
- 41. Вексель в мчп
- 42. Чек и банковские гарантии в мчп.
- 43. Деликтные обязательства: области коллизий, м/ународно-правовое регулирование, статут.
- 44. Коллизионное регулирование деликтных отношений в рф. Ответственность за вред, причиненный потребителю.
- 45. Источники правового регулирования авторских отношений в мчп.
- 46. Особенности авторских прав иностранцев в рф и отечественных авторов за границей. Авторские договоры.
- 47. Источники правового регулирования промышленной собственности в мчп.
- 48. Права иностранцев на промышленную собственность в рф и охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом.
- 49. Использование и охрана товарных знаков в мчп.
- 50. Наследственные отношения в мчп: понятие, источники правового регулирования, коллизионные правила.
- 51. Коллизионное регулирование заключения брака.
- 52. Коллизионное регулирование расторжения брака.
- 53. Коллизионное регулирование супружеских и родительских отношений.
- 54. Коллизионное регулирование усыновления, опеки и попечительства.
- 55. Особенности трудовых прав иностранцев в рф.
- 56. Труд российских граждан за рубежом и в инофирмах, расположенных на территории рф.
- 57. Понятие, характерные черты и источники правового регулирования м/ународного гражд-ого процесса.
- 58. М/ународная подсудность и процессуальные соглашения.
- 59. Процессуальное положение иностр-ых физ. И юр. Лиц в рф. Легализация и апостиль.
- 60. Признание и исполнение поручений иностр-ых судов и иностр-ых судебных решений.
- 61. Понятие, виды и источники правового регулирование м/ународного арбитража. Арбитражные соглашения.
- 62. Признание и исполнение иностр-ых арбитражных решений.