logo
МЧП все

32. М/ународные перевозки: понятие, виды, коллизионные правила. Смешанные перевозки.

Договор м/ународной перевозки представляет собой особый вид внешнеэкономических сделок. Специфика этого договора обусловлена особенностями транспорта как естественной монополии гос-ва. Договор м/ународной перевозки включает в себя публично-правовой (определение статуса транспортной среды) и частноправовой (непосредственная организация самой перевозки) аспекты.

Кроме того, перевозка предполагает применение системы обязательного страхования гражд-ой ответственности. М/ународная перевозка — это перевозка грузов и пассажиров м/у двумя и более гос-вами, выполняемая на условиях заключенного м/у ними м/ународного соглашения. Специфика правового регулирования состоит в том, что основные вопросы перевозки решаются в м/ународных соглашениях (м/ународных транспортных конвенциях), содержащих унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы.

При отсутствии м/ународного договора перевозка с пересечением границ не является м/ународной и регулируется национальным законод-вом. Договор перевозки — это вторичная внешнеторговая сделка, обслуживающая общую систему товародвижения.

Виды м/ународных перевозок: железнодорожным, автомобильным, воздушным, водным (речным и морским) видами транспорта. Существует еще трубопроводный транспорт, но его использование не представляет собой договор перевозки (отсутствует центральная сторона этого договора — перевозчик).

Серьезной спецификой обладают транзитные, смешанные, контейнерные и комбинированные м/ународные перевозки. В развитии и совершенствовании правового регулирования м/ународных перевозок большую роль играют универсальные и локальные м/ународные организации (ИМО, ИКАО, КВТ, МТП и др.).

Особенности применимого к договору м/ународной перевозки права заключаются в действии общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, совершения договора, причинения вреда) и их трансформации в специальные (закон дороги отправления; порта назначения; места столкновения судов; закон дороги, к которой предъявлены претензии; дороги, изменяющей договор перевозки). Автономия воли является генеральной коллизионной привязкой договора м/ународной перевозки как вторичной внешнеторговой сделки.

При отсутствии соглашения сторон о праве применяется критерий наиболее тесной связи, который понимается как закон места жительства или основного места деятельности той стороны отношения, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (право страны перевозчика — поди. 6 п. 3 ст. 1211 ГК РФ).

Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики. Продукцией транспорта является перемещение грузов и людей. Продажа транспортных услуг или их покупка на мировом рынке означает участие транспорта в операциях невидимого экспорта или импорта. В отличие от продукции других отраслей народного хозяйства, продукция транспорта не имеет вещественной формы, но она материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства.

Особенность м/ународных транспортных отношений состоит в наличии иностранного элемента перевозка выполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему суть транспортной деятельности.

В настоящее время основным источником правового, регулирования м/ународных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются м/ународные соглашения. Ряд из них охватывает все или несколько видов транспорта. Напр., таковой является Конвенция ООН о м/ународных смешанных перевозках грузов 1980г. Наиболее важные м/ународные конвенции будут изложены в соответствующих разделах данное главы.

Помимо м/ународных соглашений в процессе регулирования м/ународных перевозок большая роль принадлежит внутригос-военным актам. В РФ - это Основы 1991 г., Гражд-ий кодекс, Кодекс торгового мореплавания 1999 г., Воздушный кодекс 1997 г.. Транспортный устав железных дорог 1998 г.. Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР 1955 г. и др.

Правовая регламентация м/ународных перевозок тесно связана с деятельностью м/ународных организаций.

М/ународные транспортные организации возникли в конце XIX века. Они разрабатывают проекты конвенций, унифицированных правил и технических регламентов. Для рассмотрения и принятия конвенций м/ународные организации созывают дипломатические или иные конференции.

М/ународные транспортные организации создаются по видам транспорта. Наиболее многочисленными являются организации в области водного транспорта (их насчитывается более 100). Из числа межправительственных организаций безусловно самой авторитетной является М/ународная морская организация (ИМО), созданная в 1949 г. Одна из ее основных целей - поощрение устранения дискриминационных мер и излишних ограничений со стороны правительств, затрагивающих м/ународное торговое судоходство, с тем чтобы мировая торговля могла без дискриминации пользоваться услугами судоходства. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем 19^74 г. (дополнена в ноябре 1976 г.). М/ународная конвенция по облегчению м/ународного морского судоходства 1965 г. (в дальнейшем неоднократно дополнена) и др.

В 1905 г. образована Балтийская и м/ународная морская организация (БИМКО). Основная задача этой неправительственной организации заключается в подготовке и пересмотре проформ чартеров и другой транспортной документации; издание типовых форм перевозочных документов для использования судовладельцами, а также - типовых форм перевозочных документов, рекомендованных родственными организациями или согласованных с представителями заинтересованных сторон.

Полезную работу по унификации транспортной документации осуществляют М/ународный морской комитет (ММК), М/ународная палата судоходства (МПС), Ассоциация латиноамериканских судовладельцев (АЛАМАР), М/ународная ассоциация независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО) и др.

М/ународные организации по железнодорожному транспорту имеют статус неправительственных организаций. Многие из них являются региональными и занимаются узким кругом проблем. Напр., в 1969 г. учреждена Восточно-Африканская железнодорожная корпорация. Она занимается координацией перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. В 1975 г. создана Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК). Целью организации является определение практических мер по проведению единой тарифной политики, что должно способствовать дальнейшему развитию м/ународных пассажирских перевозок. ЕПК выполняет функции тарифного союза в рамках отдельных железнодорожных сообщений. В 1950 г. создан Европейский Союз по железнодорожным перевозкам западноевропейских стран. Основная цель представление и защита в м/ународных организациях интересов европейских железнодорожных администраций во взаимоотношениях с другими м/ународными транспортными союзами и с национальными транспортными и экономическими администрациями, связанными с перевозками в м/ународном сообщении грузов и пассажиров, а также организация и осуществление м/ународных железнодорожных перевозок в пределах транспортной сети стран-членов Союза.

Среди м/ународных организаций по воздушному транспорту наиболее авторитетной является М/ународная организация гражд-ой авиации (ИКАО).Она создана в 1944 г., является специализированным учреждением ООН. Одна из целей ИКАО - предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией. В рамках ИКАО разработан и принят ряд конвенций по регламентации м/ународных воздушных перевозок, напр.. Монреальская конвенция для унификации некоторых правил м/ународных воздушных перевозок (май 1999 г,).

Из региональных организаций отметим Арабский совет гражд-ой авиации (создан в 1967 г.). Ассоциацию африканских авиакомпаний (создана в 1968 г.). Ассоциацию авиакомпаний Европейского сообщества (создана в 1980 г.). Ассоциацию дальневосточных авиакомпаний (создана в 1966 г.). Основная щель этих организаций - выработка рекомендаций по унифицированию коммерческо-правовой документации относительно перевозок грузов, пассажиров и их багажа.

В настоящее время функционирует небольшое число м/ународных организаций по автомобильному транспорту и автодорогам. Так„ в 1948 г. создана М/ународная автодорожная федерация, в 1904 г.-М/ународная автомобильная федерация, в 1957 г. — М/ународный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих транспортных средств. Эти организации занимаются унификацией транспортной документации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания за нарушение правил перевозки грузов, пассажиров и

Из м/ународных организаций по речному сообщению наиболее активными считаются Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну. Напр., Дунайская комиссия изучает и решает вопросы, касающиеся юр. аспектов судоходства на внутренних водных путях м/ународного значения; готовит необходимые правила относительно коммерческих вопросов плавания по Дунаю; разрабатывает единообразные нормы, касающиеся таможенного, санитарного, фитосанитарного надзора; составляет проекты соглашений по упрощению правил перевозок грузов и пассажиров.