21. Правоспособность иностр-ых юр. Лиц в рф и российских юр. Лиц за границей.
Деятельность иностр-ых юр. лиц в РФ регулируется национальным российским законод-вом (гражданским, таможенным, валютным, банковским и налоговым) и м/ународными договорами РФ. В качестве критерия определения национальности иностр-ых юр. лиц применяется только теория инкорпорации, что явно противоречит современной мировой практике установления национальной принадлежности юр. лиц.
Недостатки этого определения в определенной степени нивелируются российской судебной и арбитражной практикой, которая закрепляет необходимость учитывать право места деятельности юр. лица и право места его пребывания. В России в качестве иностр-ых квалифицируются все лица, созданные не по росс-ому законодательству и имеющие место нахождения вне территории РФ. Отечественными юр.и лицами в России признаются компании, созданные по законодательству РФ и имеющие место нахождения на ее территории.
Положения гражд-ого законод-ва в полной мере применяются и к иностр-ым юр. лицам на территории РФ. В соответствии с положениями м/ународных договоров такие лица на основе взаимности пользуются в РФ принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования. Как правило, в сфере предпринимательской и торговой деятельности иностр-ым юр. лицам предоставляется режим наибольшего благоприятствования.
Режим наибольшего благоприятствования означает, что на территории данного гос-ва все иностр-ые лица в определенных сферах деятельности уравнены в правах друг с другом. В отличие от национального режима (который в основном закрепляется во внутреннем законод-ве), режим наибольшего благоприятствования устанавливается в м/ународных соглашениях (Соглашение м/у РФ и Тунисом о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве 1994 г.; м/у РФ и Швейцарией о торговле и экономическом сотрудничестве 1994 г.).
Комиссия м/ународного права ООН разработала Проект статей «О клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации», где зафиксировано обязательство гос-ва предоставлять лицам других гос-во режим наибольшего благоприятствования в определенных м/ународными договорами сферах отношений. Иностранцы на территории одного гос-ва должны быть уравнены в правах друг с другом; лица одного гос-ва должны пользоваться максимумом тех прав, которые предоставлены лицам других гос-во.
В Проекте клаузула о наиболее благоприятствуемой нации определяется как договорное положение. Принципы наибольшего благоприятствования закреплены и в Генеральном соглашении о торговле и тарифах (ГАТТ) — этот режим предоставляется всем участникам соглашения без всяких условий, немедленно и безусловно.
В настоящее время имеет место тенденция вместо режима наибольшего благоприятствования предоставлять в договорном порядке в отдельных областях сотрудничества национальный режим: в основном в области торгового мореплавания, в отношении правовой помощи, социального обеспечения, права на страховую и судебную защиту. Национальный режим предоставляется в области авторского и патентного права.
Иностр-ые юр. лица вправе создавать на территории РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юр. лицо с иностр-ым участием, то к договору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности иностр-ых юр. лиц в России должны соответствовать положениям росс-ого законод-ва. Иностр-ые юр. лица могут быть зарегистрированы на территории РФ в форме коммерческих и некоммерческих организаций, хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
В м/ународных договорах об осуществлении и взаимной защите инвестиций может быть предусмотрено, что термин «компания Стороны» означает любую компанию, корпорацию, объединение, предприятие (включая кооператив), правомерно учрежденные в соответствии с законод-вом Стороны, независимо от целей (извлечение дохода или иные цели) и независимо от того, является ли их капитал частным или гос-военным (Договор м/у США и РФ).
В соответствующем Соглашении м/у РФ и Австрией закреплено, что термин «инвестор» в отношении Австрийской стороны означает любое юр. лицо или товарищество торгового права, созданное по законодательству Австрии и имеющее свое место нахождения на ее территории.
Предприятия с иностр-ыми инвестициями (учрежденные в соответствии с российским правом) являются субъектами росс-ого м/ународного частного права. Специфика создания предприятий с иностр-ыми инвестициями установлена в законод-ве РФ 1999 г. об иностр-ых инвестициях. Регистрация предприятий с иностр-ыми инвестициями производится в явочно-нормативном порядке (из которого есть исключения, прямо перечисленные в законод-ве).
Для предприятий с особо крупным размером иностранного капитала и для иностр-ых инвесторов, делающих вложения в особо капиталоемкие отрасли росс-ого хозяйства, установлен преференциальный (особо льготный) режим. Такие предприятия пользуются существенными льготами в области налогообложения и уплаты таможенных пошлин.
Практически все российские участники внешнеэкономической деятельности имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением особо оговоренных в законе случаев. Однако может быть установлена и гос-военная монополия на определенные виды предпринимательской деятельности, касающиеся отдельных экспортных и импортных операций.
Такую деятельность вправе осуществлять на основе специальной лицензии только гос-военные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия), по долгам которых росс-ое гос-воо несет дополнительную ответственность. Отдельные операции в области внешней торговли могут производить только крупные гос-военные предприятия — внешнеэкономические объединения. Такие объединения являются гос-военными юр.и лицами частного права — они не отождествляются с гос-воом и выступают в гражданском обороте как самостоятельные субъекты права.
Строго юридически специального разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности не требуется, однако в недавнем прошлом без получения карточки ВЭД (код участника внешнеторговой деятельности) ни один из субъектов права на территории /55 РФ фактически ничего не мог сделать в рамках центрального звена такой деятельности — обеспечения таможенной очистки товаров. На практике каждый участник внешнеторговой деятельности должен был получить именно специальное разрешение.
Такое положение устанавливал Закон РФ «О гос-военном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. Необходимость получения карточки ВЭД была отменена только в 2003 г. Летом 2004 г. вступил в силу новый ФЗ «Об основах гос-военного регулирования внешнеэкономической деятельности». Практика применения этого Закона пока отсутствует, и трудно сказать, насколько и в какую сторону новое законод-во изменит специфику гос-военного регулирования внешнеторговой деятельности.
Все российские участники внешнеторговой деятельности несут самостоятельную имущественную и юридическую ответственность по своим обязательствам. Субсидиарная ответственность гос-ва возможна только по долгам гос-военных предприятий. Общее правило росс-ого законод-ва — принцип раздельной ответственности гос-ва и юр. лиц.
За границей российские юр. лица подчиняются юрисдикции того гос-ва, на чьей территории данное лицо осуществляет основную хозяйственную деятельность. Однако их личный статут определяется российским правом. Защита прав и интересов российских юр. лиц с учетом законод-ва гос-ва пребывания входит в состав основных функций дипломатических и консульских представительств РФ за границей.
- 1.Понятие мчп. Проблема определения предмета мчп.
- 2.Нормативный состав мчп.
- 3. Методы правового регулирования в мчп.
- 4. Проблема определения места мчп в правовой системе.
- 5. М/ународный договор как источник мчп.
- 6. Национальные нормативные правовые акты как источник мчп.
- 7. Обычай, судебный и арбитражный прецедент как источники мчп.
- 8. Задачи и тенденции развития мчп.
- § 3. Содержание отношений и природа норм м/ународного частного права 19
- 9. Основные принципы мчп.
- 10. Особенности и виды коллизионных норм.
- 11. Основные формулы прикрепления.
- 12. Автономия воли и закон наиболее тесной связи.
- 14. Конфликт квалификаций в мчп.
- 15. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны.
- 16. Ограничения в применении иностранного права.
- 17. Правила применения иностранного права в рф.
- 18. Виды личного закона физ. Лица. Коллизионные правила определения гражд-ой правоспособ-ти и дееспособ-ти иностранцев в рф.
- 19. Отличие гражд-ой правосубъектности иностранцев от правосубъектности граждан рф.
- 20. Личный закон и национальность юр. Лица.
- 21. Правоспособность иностр-ых юр. Лиц в рф и российских юр. Лиц за границей.
- 22. Трансграничные банкротства юр. Лиц.
- 23. Иммунитет гос-ва: понятие, элементы содержания, виды.
- 24. Коллизии в праве собственности: основания, области, вещный статут, конкуренция привязок. Действие за границей актов о национализации.
- 25. Коллизионное регулирование отношений собственности в рф.
- 26. Иностр-ые инвестиции: понятие, правовое регулирование, статус инвестора, гарантии.
- 27. Понятие, признаки, виды и форма м/ународных сделок.
- 28. Применимое право при определении обязательственного статута м/ународных сделок.
- 29. Венская конвенция о договорах м/ународной купли-продажи товаров 1980 г. (основные черты содержания).
- 30. Источники материально-правового регулирования м/ународной купли-продажи.
- 31. Коллизионно-правовое регулирование м/ународной купли-продажи.
- 32. М/ународные перевозки: понятие, виды, коллизионные правила. Смешанные перевозки.
- 33. Воздушные перевозки.
- 34. Железнодорожные перевозки.
- 35. Автомобильные перевозки.
- 36. Морские перевозки.
- 37. Договор лизинга в мчп.
- 38. Договор факторинга в мчп.
- 39. Аренда в мчп: понятие, виды, коллизионное регулирование.
- 40. Аккредитив, инкассо, авансовый платеж, платежи по открытому счету в мчп.
- 41. Вексель в мчп
- 42. Чек и банковские гарантии в мчп.
- 43. Деликтные обязательства: области коллизий, м/ународно-правовое регулирование, статут.
- 44. Коллизионное регулирование деликтных отношений в рф. Ответственность за вред, причиненный потребителю.
- 45. Источники правового регулирования авторских отношений в мчп.
- 46. Особенности авторских прав иностранцев в рф и отечественных авторов за границей. Авторские договоры.
- 47. Источники правового регулирования промышленной собственности в мчп.
- 48. Права иностранцев на промышленную собственность в рф и охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом.
- 49. Использование и охрана товарных знаков в мчп.
- 50. Наследственные отношения в мчп: понятие, источники правового регулирования, коллизионные правила.
- 51. Коллизионное регулирование заключения брака.
- 52. Коллизионное регулирование расторжения брака.
- 53. Коллизионное регулирование супружеских и родительских отношений.
- 54. Коллизионное регулирование усыновления, опеки и попечительства.
- 55. Особенности трудовых прав иностранцев в рф.
- 56. Труд российских граждан за рубежом и в инофирмах, расположенных на территории рф.
- 57. Понятие, характерные черты и источники правового регулирования м/ународного гражд-ого процесса.
- 58. М/ународная подсудность и процессуальные соглашения.
- 59. Процессуальное положение иностр-ых физ. И юр. Лиц в рф. Легализация и апостиль.
- 60. Признание и исполнение поручений иностр-ых судов и иностр-ых судебных решений.
- 61. Понятие, виды и источники правового регулирование м/ународного арбитража. Арбитражные соглашения.
- 62. Признание и исполнение иностр-ых арбитражных решений.