logo
МЧП все

21. Правоспособность иностр-ых юр. Лиц в рф и российских юр. Лиц за границей.

Деятельность иностр-ых юр. лиц в РФ регулируется национальным российским законод-вом (гражданским, таможенным, валютным, банковским и налоговым) и м/ународными договорами РФ. В качестве критерия определения национальности иностр-ых юр. лиц применяется только теория инкорпорации, что явно противоречит современной мировой практике установления национальной принадлежности юр. лиц.

Недостатки этого определения в определенной степени нивелируются российской судебной и арбитражной практикой, которая закрепляет необходимость учитывать право места деятельности юр. лица и право места его пребывания. В России в качестве иностр-ых квалифицируются все лица, созданные не по росс-ому законодательству и имеющие место нахождения вне территории РФ. Отечественными юр.и лицами в России признаются компании, созданные по законодательству РФ и имеющие место нахождения на ее территории.

Положения гражд-ого законод-ва в полной мере применяются и к иностр-ым юр. лицам на территории РФ. В соответствии с положениями м/ународных договоров такие лица на основе взаимности пользуются в РФ принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования. Как правило, в сфере предпринимательской и торговой деятельности иностр-ым юр. лицам предоставляется режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что на территории данного гос-ва все иностр-ые лица в определенных сферах деятельности уравнены в правах друг с другом. В отличие от национального режима (который в основном закрепляется во внутреннем законод-ве), режим наибольшего благоприятствования устанавливается в м/ународных соглашениях (Соглашение м/у РФ и Тунисом о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве 1994 г.; м/у РФ и Швейцарией о торговле и экономическом сотрудничестве 1994 г.).

Комиссия м/ународного права ООН разработала Проект статей «О клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации», где зафиксировано обязательство гос-ва предоставлять лицам других гос-во режим наибольшего благоприятствования в определенных м/ународными договорами сферах отношений. Иностранцы на территории одного гос-ва должны быть уравнены в правах друг с другом; лица одного гос-ва должны пользоваться максимумом тех прав, которые предоставлены лицам других гос-во.

В Проекте клаузула о наиболее благоприятствуемой нации определяется как договорное положение. Принципы наибольшего благоприятствования закреплены и в Генеральном соглашении о торговле и тарифах (ГАТТ) — этот режим предоставляется всем участникам соглашения без всяких условий, немедленно и безусловно.

В настоящее время имеет место тенденция вместо режима наибольшего благоприятствования предоставлять в договорном порядке в отдельных областях сотрудничества национальный режим: в основном в области торгового мореплавания, в отношении правовой помощи, социального обеспечения, права на страховую и судебную защиту. Национальный режим предоставляется в области авторского и патентного права.

Иностр-ые юр. лица вправе создавать на территории РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юр. лицо с иностр-ым участием, то к договору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности иностр-ых юр. лиц в России должны соответствовать положениям росс-ого законод-ва. Иностр-ые юр. лица могут быть зарегистрированы на территории РФ в форме коммерческих и некоммерческих организаций, хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В м/ународных договорах об осуществлении и взаимной защите инвестиций может быть предусмотрено, что термин «компания Стороны» означает любую компанию, корпорацию, объединение, предприятие (включая кооператив), правомерно учрежденные в соответствии с законод-вом Стороны, независимо от целей (извлечение дохода или иные цели) и независимо от того, является ли их капитал частным или гос-военным (Договор м/у США и РФ).

В соответствующем Соглашении м/у РФ и Австрией закреплено, что термин «инвестор» в отношении Австрийской стороны означает любое юр. лицо или товарищество торгового права, созданное по законодательству Австрии и имеющее свое место нахождения на ее территории.

Предприятия с иностр-ыми инвестициями (учрежденные в соответствии с российским правом) являются субъектами росс-ого м/ународного частного права. Специфика создания предприятий с иностр-ыми инвестициями установлена в законод-ве РФ 1999 г. об иностр-ых инвестициях. Регистрация предприятий с иностр-ыми инвестициями производится в явочно-нормативном порядке (из которого есть исключения, прямо перечисленные в законод-ве).

Для предприятий с особо крупным размером иностранного капитала и для иностр-ых инвесторов, делающих вложения в особо капиталоемкие отрасли росс-ого хозяйства, установлен преференциальный (особо льготный) режим. Такие предприятия пользуются существенными льготами в области налогообложения и уплаты таможенных пошлин.

Практически все российские участники внешнеэкономической деятельности имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением особо оговоренных в законе случаев. Однако может быть установлена и гос-военная монополия на определенные виды предпринимательской деятельности, касающиеся отдельных экспортных и импортных операций.

Такую деятельность вправе осуществлять на основе специальной лицензии только гос-военные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия), по долгам которых росс-ое гос-воо несет дополнительную ответственность. Отдельные операции в области внешней торговли могут производить только крупные гос-военные предприятия — внешнеэкономические объединения. Такие объединения являются гос-военными юр.и лицами частного права — они не отождествляются с гос-воом и выступают в гражданском обороте как самостоятельные субъекты права.

Строго юридически специального разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности не требуется, однако в недавнем прошлом без получения карточки ВЭД (код участника внешнеторговой деятельности) ни один из субъектов права на территории /55 РФ фактически ничего не мог сделать в рамках центрального звена такой деятельности — обеспечения таможенной очистки товаров. На практике каждый участник внешнеторговой деятельности должен был получить именно специальное разрешение.

Такое положение устанавливал Закон РФ «О гос-военном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. Необходимость получения карточки ВЭД была отменена только в 2003 г. Летом 2004 г. вступил в силу новый ФЗ «Об основах гос-военного регулирования внешнеэкономической деятельности». Практика применения этого Закона пока отсутствует, и трудно сказать, насколько и в какую сторону новое законод-во изменит специфику гос-военного регулирования внешнеторговой деятельности.

Все российские участники внешнеторговой деятельности несут самостоятельную имущественную и юридическую ответственность по своим обязательствам. Субсидиарная ответственность гос-ва возможна только по долгам гос-военных предприятий. Общее правило росс-ого законод-ва — принцип раздельной ответственности гос-ва и юр. лиц.

За границей российские юр. лица подчиняются юрисдикции того гос-ва, на чьей территории данное лицо осуществляет основную хозяйственную деятельность. Однако их личный статут определяется российским правом. Защита прав и интересов российских юр. лиц с учетом законод-ва гос-ва пребывания входит в состав основных функций дипломатических и консульских представительств РФ за границей.