logo
МЧП все

49. Использование и охрана товарных знаков в мчп.

М/ународное научно-техническое сотрудничество немыслимо без осуществления прав на товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Они являются средствами индивидуализации участников гражд-ого оборота и производимой ими продукции, работ и услуг (в дальнейшем «знаки»).

Следует напомнить, что знаки представляют собой условное обозначение, оригинальное художественное изображение, помещенное на товаре, упаковке, в сфере услуг для индивидуализации товара, его производителя, продавца и т. п. Они могут быть словесными - в виде сочетания букв, цифр или фамилий; изобразительными - в форме символов, рисунков и сочетаний цветов; объемными или комбинированными. С их помощью производится определение «национальности» товара, его принадлежности определенному гос-воу, существенное отличие товаров и услуг одних юр. и физ. лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Они имеют большое значение во внешнеэкономической деятельности, сфере обслуживания с иностр-ым элементом, свидетельствуют нередко о высоком качестве изделий и услуг и способствуют их успешной реализации на рынке других гос-во.

Порядок приобретения прав на знаки, их регистрация и правовая охрана в данной стране регулируется ее национальным законод-вом. В нашей стране отношения в этой сфере регулируются законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992 г., в соответствии с которым иностр-ые юр. и физ. лица пользуются в России правовой защитой в рассматриваемой сфере наравне с российскими юр.и и физ.и лицами в силу м/ународных договоров или на основе взаимности. Право на регистрацию наименования места происхождения товара предоставляется лицам только тех стран, которые предоставляют аналогичное право российским лицам.

Основанием для правовой охраны иностр-ых знаков в России является свидетельство, выданное в установленном порядке в результате гос-военной регистрации. Оно подтверждает приоритет знака и исключительное право владельца пользоваться и распоряжаться им (ст. 4). Функции регистрации возложены также на Роспатент. При этом заявки на регистрацию подаются иностр-ыми лицами через патентных поверенных. Иностр-ые лица, постоянно проживающие за пределами России либо их патентные поверенные ведут дела, связанные с регистрацией знаков, также через наших патентных поверенных. Их полномочия удостоверяются доверенностью, выданной заявителем (ст. 8).

Приоритет знака устанавливается по дате поступления заявки в Роспатент либо по дате подачи первой заявки в гос-вое-участнике Парижского Союза. Российские юр. и физ. лица вправе зарегистрировать свои знаки в других гос-вах либо осуществить м/ународную регистрацию. Но и в этом случае соответствующая заявка подается через Роспатент (ст. 19). Свидетельство о регистрации товарного знака действует 10 лет с даты поступления заявки и может быть продлено в установленном порядке.

Действие регистрации знака может быть досрочно прекращено на основании решения Высшей патентной палаты в связи с неиспользованием знака непрерывно в течение 5 лет с даты регистрации или 5 лет, предшествующих заявлению о прекращении действия регистрации. Если иностранный владелец товарного знака опубликовал его в газетах, журналах, рекламных изданиях, публично демонстрировал изделия, обозначенные таким знаком, на проводимых в нашей стране выставках или ярмарках, то это считается действиями по использованию товарного знака.

В ст. 31 Закона регулируются вопросы, связанные с регистрацией, правовой охраной и использованием наименования места происхождения товара (название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемого для обозначения товара, свойства которого связаны с этим географическим объектом). Основанием для правовой охраны является регистрация места происхождения товара в Роспатенте, которая действует бессрочно. Однако свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует только 10 лет с правом его продления на такой же срок. В отличие от товарного знака владелец такого свидетельства не вправе предоставлять лицензию на использование наименования места происхождения товара другим лицам (ст. 40).

Нарушениями прав иностр-ых владельцев знаков признаются несанкционированное изготовление, предложение к продаже, продажа, ввоз иное введение знаков в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарных знаков или товара, обозначенного такими знаками, или обозначения, сходного с ними до степени смешения, в отношении однородных товаров. Владелец знака вправе запретить другому юридическому или физическому лицу ввозить товар в Россию и может потребовать прекращения нарушения своих прав, удаления с товара или его упаковки незаконно используемого знака, уничтожения изображений знака, взыскать через суд причиненные нарушением убытки и принять иные меры.

Российские предприятия и предприниматели, экспортирующие свои товары в другие страны, получают там правовую охрану в случае регистрации своих товарных и других знаков в специальных гос-военных ведомствах этих стран. Отсутствие такой охраны знаков существенно затрудняет реализацию товаров и способствует процветанию «интеллектуального пиратства». Этим же целям служит м/ународная регистрация знаков. Исключение составляют так называемые общеизвестные знаки, охрана которых обеспечивается во всех странах независимо от их регистрации.

Основным м/ународным договором, предусматривающим преодоление территориального характера охраны знаков, является Мадридская конвенция о м/ународной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 г. с изменениями и дополнениями 1967 и 1979 гг. Россия участвует в ней на правах правопреемства с 1976 г. Конвенция предусматривает охрану знаков во всех странах-участниках без их регистрации в каждой из этих стран. Для этого в Женеве создано специальное М/ународное бюро интеллектуальной собственности, которое осуществляет м/ународную регистрацию знаков, действующих во всех странах-участниках Конвенции. Заявки на такую регистрацию подаются в национальные патентные ведомства, после чего они поступают в названное М/ународное бюро, где регистрируются с информированием соответствующих ведомств и публикуются в издаваемом периодическом журнале на основе М/ународной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Патентное ведомство любой страны-участника может заявить об отказе в предоставлении охраны тому или иному знаку.

М/ународная регистрация действует в течение 20 лет, независимо от того, какие сроки охраны установлены национальным законод-вом. Сроки регистрации могут продлеваться на такой же период, считая с момента истечения предшествующего срока.

Владелец м/ународной регистрации знаков может в любое время отказаться от охраны в одной или нескольких странах-участницах Конвенции. Для этого он подает заявление в патентное ведомство своей страны для сообщения в М/ународное бюро, которое и уведомляет соответствующие гос-ва о подаче таких заявлений. В 1989 г. в Мадриде принят Протокол к Мадридской конвенции 1891 г.

В целях совершенствования м/ународных отношений в области охраны знаков в 1973 г. был подписан Венский договор о регистрации товарных знаков, участником которого является и Россия. В числе других м/ународных договоров по охране знаков следует указать Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения изделий и их м/ународной регистрации 1958 г.. Женевский договор о законах по товарным знакам и Инструкцию к этому договору 1994 г., ратифицированные Правит-ом России в 1997 г., а также Ниццкое соглашение о м/ународной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) 1973 г. Его участником является и РФ. Как и для других членов Мадридского соглашения использование м/ународной классификации товаров и услуг (МКТУ) в России является обязательным.

Установлен м/ународный символ охраны товарных знаков ®. Он ставится на изделия данных товаропроизводителей и означает, что знак зарегистрирован в установленном порядке, а для его использования другими лицами следует обратиться на предприятие, выпустившее это изделие.

В росс-ом законод-ве предусмотрена уступка за определенную плату и передача путем лицензирования использования товарных знаков другими лицами. Правовой основой являются утвержденные Роспатентом Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака 1995 г.