35. Автомобильные перевозки.
Правовой статус наземной транспортной среды неразрывно связан с правовым статусом гос-военной территории. Суверенитет гос-ва полностью распространяется на принадлежащие ему территориальные образования и предопределяет специфику правового режима наземной перевозки.
Организация автомобильного сообщения самым тесным образом связана с нормами национального публичного права. М/ународное автомобильное сообщение, кроме того, обладает особой спецификой: автотранспортное средство пересекает границы и следует по дорогам разных гос-во, т.е. существует необходимость установления единообразных правил дорожного движения, единой системы дорожных знаков и сигналов.
М/ународная автомобильная перевозка — это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе м/ународного договора, при которой пункт отправления находится на территории одного гос-ва, пункт назначения — на территории другого, а также перевозки транзитом. Соглашение о м/ународной автомобильной перевозке представляет собой особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение: автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозки. Наиболее характерным юр. признаком этих соглашений является их природа как двойной внешнеторговой сделки.
М/ународные многосторонние соглашения в сфере м/ународных автомобильных перевозок принимаются на региональном уровне. В Европе действует целая система м/ународных договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. (действует в части организации дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г. (закрепляет единообразную систему дорожных знаков и сигналов, единую разметку дорог); Европейское соглашение 1971 г., дополняющее Конвенцию о дорожном движении 1968 г.; Протокол о дорожных знаках и сигналах 1968 г.; Европейское соглашение о м/ународной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.; Европейское соглашение о м/ународных автомагистралях (СМА) 1975 г. (регулирует организацию использования автомагистралей); Соглашение о м/ународных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, 1970 г.
Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании м/ународных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре м/ународной дорожной перевозки грузов (КДПГ или ЦМР) 1956 г. и Женевская таможенная конвенция 1975 г. о м/ународной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) (Конвенция МДП). В КДПГ произведена унификация условий м/ународной дорожной перевозки грузов.
Область применения КДПГ — регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств (автомобили, автомобили с полуприцепами, прицепы и полуприцепы), когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных гос-во, хотя бы одно из которых является участником Конвенции. КДПГ применяется и в тех случаях, когда перевозки производятся гос-вами или правительственными учреждениями.
В КДПГ закреплены подробные правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется (перевозка почты и покойников; перевозка обстановки и мебели при переездах; та часть смешанной перевозки, которая относится к водной, воздушной и железнодорожной перевозке без перегрузки). Применение Конвенции не зависит от места жительства и национальности сторон договора.
Нормы КДПГ имеют императивный характер — отступление от ее положений недействительно; стороны не вправе изменять ее правила в более узких соглашениях (ст. 4). КДПГ представляет собой конгломерат материально-правовых и коллизионных норм. Коллизионное регулирование предусматривает применение общих и специальных коллизионных норм: автономия воли, закон суда, закон места отправления и места нахождения груза (общие); закон места нахождения главного управления предприятия ответчика, закон места нахождения конторы, заключившей договор, закон места предъявления груза перевозчику (специальные).
Женевская таможенная конвенция 1975 г. о м/ународной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) (Конвенция МДП) определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при м/ународной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции — книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR).
В гос-вах-участниках действуют специальные институты гарантийного объединения для защиты лиц, использующих процедуру МДП при м/ународной дорожной перевозке грузов. В России создана Ассоциация м/ународных автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП) — некоммерческая организация, член М/ународного союза автомобильного транспорта. АСМАП РФ — это гарантийное объединение российских м/ународных автомобильных перевозчиков.
Конвенция МДП устанавливает довольно жесткие требования к транспортным средствам — их техническому состоянию, экологическим стандартам и т.д. Для приведения норм национального права в соответствие с условиями Конвенции в России принято Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1567 «Об обеспечении исполнения Таможенной конвенции о м/ународной перевозке грузов с применением книжки МДП».
Основой современного национального законод-ва РФ в сфере м/ународных автомобильных перевозок является ФЗ РФ «О гос-военном контроле за осуществлением м/ународных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» 1998 г. Закон регулирует порядок м/ународных транзитных автомобильных перевозок иностр-ыми перевозчиками по территории РФ; процедуру выдачи и получения российских, иностр-ых и многосторонних разрешений («дозволов»).
Общее правило — разрешение на автомобильные перевозки по территории одного гос-ва выдается иностр-ым перевозчикам на условиях взаимности. Деятельность в области м/ународных автомобильных перевозок подлежит обязательному лицензированию. Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом регулируются и гл. 40 ГК РФ.
Россия участвует в большом количестве двусторонних м/ународных договоров о м/ународном автомобильном сообщении.
Все эти соглашения содержат общие положения — устанавливается разрешительная система м/ународных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов, разрешаются вопросы перевозок в третьи страны и из них (напр., российско-австрийское соглашение о м/ународном автомобильном сообщении). Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной м/ународной лицензии», выдаваемой с разрешения Европейской Конференции министров транспорта (ЕКМТ). С 1997 г. Россия является членом ЕКМТ.
Договор дорожной перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, потеря или неправильное составление накладной не отражаются ни на действительности, ни на существовании договора перевозки, к которому в данном случае применяются нормы КДПГ. Если подлежащий перевозке груз должен быть погружен на различные автомобили либо если речь идет о разного рода грузах или о разных партиях грузов, отправитель (перевозчик) имеет право требовать составления такого количества накладных, которое соответствует количеству используемых автомобилей либо количеству разных грузов или разных партий грузов.
Накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и принятия груза перевозчиком. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок действует презумпция, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка внешне были в исправном состоянии; число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали накладной.
Отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности и недостаточности указаний, которые он должен был внести в накладную. Отправитель вправе требовать от перевозчика проверки веса груза и содержимого грузовых мест.
Отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сведения, требуемые для выполнения таможенных или иных формальностей (проверка правильности и полноты этих документов не входит в обязанности перевозчика). Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен вследствие отсутствия, недостаточности или неправильности этих документов и сведений (за исключением случаев вины перевозчика).
По прибытии груза в место назначения получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной и сдачи ему груза на основании расписки в принятии. Право распоряжения грузом осуществляется на следующих условиях: отправитель или получатель, желающий осуществить это право, должен предъявить первый экземпляр накладной с новыми инструкциями для перевозчика; возместить расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций.
Перевозчик имеет право на возмещение расходов, вызванных запросом инструкций или их выполнением, если эти расходы не являются следствием его собственной вины. Перевозчик имеет право немедленно выгрузить груз за счет лица, управомоченного на это по договору. После такой выгрузки перевозка считается законченной, и перевозчик обязан осуществить хранение груза.
Перевозчик имеет право продать груз, не дожидаясь соответствующих инструкций, если груз является скоропортящимся, или этого требует состояние груза, или хранение груза влечет за собой расходы, значительно превышающие его стоимость, или в надлежащий срок не получено противоположных инструкций от правомочного лица. В случае продажи груза вырученная сумма (за вычетом необходимых расходов) должна быть передана правомочному лицу. Если расходы превосходят выручку, перевозчик имеет право получить причитающуюся ему разницу.
При принятии груза к перевозке перевозчик обязан проверить точность накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и нумерации; внешнее состояние груза и упаковки; вписать в накладную обоснованные оговорки, если у него не было возможности проверить правильность накладной. Обоснованные оговорки касаются внешнего вида груза и его упаковки.
Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если он намеренно не указал в накладной их принятие. Перевозчик вправе потребовать возмещения расходов, связанных с проверкой веса груза. Результаты проверки вносятся в накладную. Перевозчик несет ответственность за утерю и неправильное использование документов, указанных в накладной.
Отправитель имеет право распоряжаться грузом: требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места или адресата доставки (утрата этого права происходит в момент, когда второй экземпляр накладной передан получателю). Груз признается потерянным, если он не был доставлен в течение 35 дней но прошествии установленного срока, или в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком, если срок доставки не обусловлен в договоре.
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза, за его повреждение во время перевозки, за опоздание доставки. Перевозчик освобождается от ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного но договору лица или его приказа и не вызваны виной перевозчика, дефектом самого груза либо обстоятельствами, избежать которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.
Перевозчик не вправе ссылаться на дефекты транспортного средства или на вину лица, у которого был арендован автомобиль.
Перевозчик освобождается от ответственности, если потеря или повреждение груза является следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими следующими обстоятельствами.
К ним относятся:
использование открытых или неукрытых транспортных средств, если такое использование было специально оговорено в накладной;
отсутствие или повреждение упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке;
перемещение, погрузка, размещение или выгрузка груза отправителем или получателем или лицами, действующими от их имени;
природа некоторых грузов, объективно подверженных полной или частичной гибели или повреждению (поломке, ржавению, внезапному гниению, усушке, утечке, нападению паразитов или грызунов);
недостаточность или неудовлетворительность маркировки или нумерации грузовых мест;
перевозка живых животных.
Если перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. Стоимость груза определяется на основании его биржевой котировки; на основании его рыночной цены; на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.
В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано возмещение в пределах заявленной ценности и возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано. Кроме того, может быть истребована также уплата процентов на сумму, подлежащую возмещению. Перевозчик возмещает также оплату за перевозку, таможенные сборы и пошлины, прочие расходы, связанные с перевозкой (полностью в случае потери всего груза; в пропорции, соответствующей размеру ущерба, — при частичной утрате).
Груз считается принятым получателем в состоянии, описанном в накладной, если получатель принял груз и не установил его состояния в присутствии перевозчика или в момент принятия груза, когда речь идет о заметных потерях или повреждениях; в течение семи дней со дня поставки груза, когда речь идет о скрытых потерях или повреждениях. КДПГ предусматривает правило о множественности юрисдикции: истец вправе обращаться в компетентные суды гос-во-участников Конвенции; в суд обычного места жительства ответчика или места нахождения его главной конторы, отделения или агентства, при посредничестве которых был заключен договор перевозки; в суд места принятия груза к перевозке или места доставки.
Подача иска производится в течение одного года; в случае злоумышленного поступка или вины, которая по закону суда приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в три года.
Поскольку автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда. Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражд-ой ответственности. В Европе с 1953 г. действует м/ународная автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»).
Страхование гражд-ой ответственности при м/ународных автомобильных перевозках осуществляется посредством системы соглашений национальных страховых учреждений, т.е. не м/ународно-правовым, а частноправовым способом.
Гарантии при причинении вреда третьим лицам автотранспортным средством предоставляются и на м/ународном уровне — в соответствии с Гаагской конвенцией о законе, применимом по делам о несчастных случаях на дорожном движении, 1968 г. Конвенция содержит унифицированные м/ународные коллизионные нормы.
Основной коллизионной привязкой является материальное право страны, на территории которой произошел несчастный случай. Субсидиарные коллизионные нормы - место регистрации транспортного средства, место обычного жительства потерпевшего. В соответствии с Конвенцией потерпевший имеет прямой иск к страховщику причинителя вреда.
- 1.Понятие мчп. Проблема определения предмета мчп.
- 2.Нормативный состав мчп.
- 3. Методы правового регулирования в мчп.
- 4. Проблема определения места мчп в правовой системе.
- 5. М/ународный договор как источник мчп.
- 6. Национальные нормативные правовые акты как источник мчп.
- 7. Обычай, судебный и арбитражный прецедент как источники мчп.
- 8. Задачи и тенденции развития мчп.
- § 3. Содержание отношений и природа норм м/ународного частного права 19
- 9. Основные принципы мчп.
- 10. Особенности и виды коллизионных норм.
- 11. Основные формулы прикрепления.
- 12. Автономия воли и закон наиболее тесной связи.
- 14. Конфликт квалификаций в мчп.
- 15. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны.
- 16. Ограничения в применении иностранного права.
- 17. Правила применения иностранного права в рф.
- 18. Виды личного закона физ. Лица. Коллизионные правила определения гражд-ой правоспособ-ти и дееспособ-ти иностранцев в рф.
- 19. Отличие гражд-ой правосубъектности иностранцев от правосубъектности граждан рф.
- 20. Личный закон и национальность юр. Лица.
- 21. Правоспособность иностр-ых юр. Лиц в рф и российских юр. Лиц за границей.
- 22. Трансграничные банкротства юр. Лиц.
- 23. Иммунитет гос-ва: понятие, элементы содержания, виды.
- 24. Коллизии в праве собственности: основания, области, вещный статут, конкуренция привязок. Действие за границей актов о национализации.
- 25. Коллизионное регулирование отношений собственности в рф.
- 26. Иностр-ые инвестиции: понятие, правовое регулирование, статус инвестора, гарантии.
- 27. Понятие, признаки, виды и форма м/ународных сделок.
- 28. Применимое право при определении обязательственного статута м/ународных сделок.
- 29. Венская конвенция о договорах м/ународной купли-продажи товаров 1980 г. (основные черты содержания).
- 30. Источники материально-правового регулирования м/ународной купли-продажи.
- 31. Коллизионно-правовое регулирование м/ународной купли-продажи.
- 32. М/ународные перевозки: понятие, виды, коллизионные правила. Смешанные перевозки.
- 33. Воздушные перевозки.
- 34. Железнодорожные перевозки.
- 35. Автомобильные перевозки.
- 36. Морские перевозки.
- 37. Договор лизинга в мчп.
- 38. Договор факторинга в мчп.
- 39. Аренда в мчп: понятие, виды, коллизионное регулирование.
- 40. Аккредитив, инкассо, авансовый платеж, платежи по открытому счету в мчп.
- 41. Вексель в мчп
- 42. Чек и банковские гарантии в мчп.
- 43. Деликтные обязательства: области коллизий, м/ународно-правовое регулирование, статут.
- 44. Коллизионное регулирование деликтных отношений в рф. Ответственность за вред, причиненный потребителю.
- 45. Источники правового регулирования авторских отношений в мчп.
- 46. Особенности авторских прав иностранцев в рф и отечественных авторов за границей. Авторские договоры.
- 47. Источники правового регулирования промышленной собственности в мчп.
- 48. Права иностранцев на промышленную собственность в рф и охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом.
- 49. Использование и охрана товарных знаков в мчп.
- 50. Наследственные отношения в мчп: понятие, источники правового регулирования, коллизионные правила.
- 51. Коллизионное регулирование заключения брака.
- 52. Коллизионное регулирование расторжения брака.
- 53. Коллизионное регулирование супружеских и родительских отношений.
- 54. Коллизионное регулирование усыновления, опеки и попечительства.
- 55. Особенности трудовых прав иностранцев в рф.
- 56. Труд российских граждан за рубежом и в инофирмах, расположенных на территории рф.
- 57. Понятие, характерные черты и источники правового регулирования м/ународного гражд-ого процесса.
- 58. М/ународная подсудность и процессуальные соглашения.
- 59. Процессуальное положение иностр-ых физ. И юр. Лиц в рф. Легализация и апостиль.
- 60. Признание и исполнение поручений иностр-ых судов и иностр-ых судебных решений.
- 61. Понятие, виды и источники правового регулирование м/ународного арбитража. Арбитражные соглашения.
- 62. Признание и исполнение иностр-ых арбитражных решений.