22. Трансграничные банкротства юр. Лиц.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Действие ФЗ распространяется на все юр. лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
К регулируемым ФЗ отношениям с участием иностр-ых лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего ФЗ, если иное не предусмотрено м/ународным договором РФ.
Решения судов иностр-ых гос-во по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с м/ународными договорами РФ.
При отсутствии м/ународных договоров РФ решения судов иностр-ых гос-во по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено ФЗ.
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее – банкротство).
Юр. лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Настоящий Закон устанавливает эффективные механизмы урегулирования дел о трансграничной несостоятельности в целях:
а) сотрудничества м/у судами и другими компетентными органами настоящего гос-ва и иностр-ых гос-во, которые участвуют в делах о трансграничной несостоятельности;
б) большей юр. определенности для торговли и инвестиционной деятельности;
в) справедливого и эффективного урегулирования случаев трансграничной несостоятельности при обеспечении защиты интересов всех кредиторов и других заинтересованных лиц, включая должника;
г) защиты и максимального повышения стоимости активов должника;
д) содействия сохранению находящихся в тяжелом финансовом положении предприятий в целях защиты инвестиций и сохранения рабочих мест.
В настоящее время в условиях правовой неопределенности при возникновении ситуаций трансграничной несостоятельности, когда отсутствует единообразная схема регулирования, на практике в большинстве случаев возбуждаются независимые производства или в зависимости от политической и правовой близости стран и конкретного состава заинтересованных сторон предпринимаются попытки урегулирования долгов другими способами.
С юр. точки зрения, основной проблемой в трансграничной несостоятельности, по большей части, является подчинение должника юрисдикции одного гос-ва, а его кредиторов — власти других гос-во. В области м/ународного частного права несовпадения материально-правового и коллизионно-правового регулирования достаточно часты, но в случае с трансграничной несостоятельностью гос-ва в большей степени стремятся защитить свои публичные интересы. В настоящее время существует два основных метода регулирования трансграничной несостоятельности. Первый базируется на использовании теории единого производства, второй — на теории параллельных территориальных производств. В соответствии с положениями теории единого производства все основные процедуры и главные процессуальные действия должны проходить в одном месте в домицилии должника или в месте ведения основного бизнеса. По теории параллельных производств в отношении одного субъекта проходят независимые территориальные производства параллельно в нескольких госвах.
Отсутствие унифицированного механизма правового регулирования трансграничной несостоятельности негативно сказывается на эффективности и справедливости урегулирования дел трансграничного характера. Применение национальных моделей правового регулирования в общемировом масштабе вступает в противоречие с основополагающим принципом гос-военного суверенитета гос-во, поэтому такое применение невозможно без добровольного согласия гос-во на ограничение сферы действия данного принципа, что происходит, напр., в рамках интеграционных процессов в Европе.
Допускаются одновременное проведение процедур несостоятельности в соответствии с национальным законод-вом гос-во-членов и Постановлением N 1346, т. е. основной и вторичной, или территориальной, процедур. При этом «центр основных интересов» должника должен находиться в одном из гос-во-членов ЕС. Если же такой центр находится вне территории Европейского Союза, возможно возбуждение процедуры несостоятельности лишь местными кредиторами и только в соответствии с национальным законод-вом гос-ва-члена, на территории которого находятся активы должника.
Территориальная процедура может быть открыта раньше, чем основная, если условия для открытия основной процедуры в гос-вое-члене ЕС, на территории которого находится «центр основных интересов» должника, не могут быть соблюдены или если ее открытия требуют местные кредиторы (п. 3 «b» ст. 3 Постановления N 1346).
По общему правилу процедура несостоятельности подчиняется праву страны, в которой она начата.
В силу п. 6 ст. 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» решения судов иностранных гос-во по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с ее м/ународными договорами. При отсутствии м/ународных договоров РФ решения судов иностр-ых гос-во по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено ФЗ.
В настоящее время соответствующая судебная практика практически отсутствует. Т.о., существует риск отказа в применении арбитражными судами РФ взаимности в процессе признания и исполнения иностранного судебного решения. Следовательно, выбор страны для инициирования процедуры несостоятельности может оказать решающее влияние на исход дела. Гос-ва-члены ЕС (за исключением Великобритании) подписали Конвенцию о процедурах несостоятельности от 20 сентября 1995 г. Данная конвенция и Постановление N 1346 содержат в основном идентичные нормы. Незначительные различия связаны с правовой природой указанных документов: Постановление N 1346 применяется на территории всех гос-во-членов ЕС вне зависимости от подписания или ратификации, Конвенция требует ратификации. В этом случае она имела бы характер м/ународно-правового договора.
В мировой практике получили распространение так называемые «протоколы банкротства». Они представляют собой одобренные судами соглашения м/у основными участниками процедуры несостоятельности, находящимися в разных странах. Эти соглашения в основном регулируют процесс распределения активов должника.
Российским компаниям для создания механизмов защиты корпоративной структуры российских и зарубежных активов от риска несостоятельности (банкротства) российской или зарубежной компании, принадлежащей российской компании либо компании, в уставном капитале которой участвует российская компания, можно предложить следующие рекомендации.
При выборе деловых партнеров стоит руководствоваться обратными рекомендациями: если компания-контрагент имеет «центр основных интересов» в юрисдикции, которая позволяет включать в конкурсную массу иностр-ые активы, то шансы получить удовлетворение своих требований в случае ее банкротства возрастают.
Отсутствие предсказуемости в порядке урегулирования дел о трансграничной несостоятельности препятствует движению потоков капитала и оказывает сдерживающее воздействие на трансграничные инвестиции. Применение национальных моделей правового регулирования в общемировом масштабе вступает в противоречие с основополагающим принципом гос-военного суверенитета гос-во, поэтому такое применение невозможно без добровольного согласия гос-во на ограничение сферы действия данного принципа, что происходит, напр., в рамках интеграционных процессов в Европе. Мировое сообщество стремится к урегулированию трансграничной несостоятельности.
Количество проектов растет, и можно констатировать факт, что повышается и качество самих актов. Все же, как представляется, предстоит еще долгий путь к полноценному регулированию трансграничных банкротств. Решение проблемы кроется в наибольшем сближении национальных законодательств, с подготовкой и подписанием Конвенции о трансграничных банкротствах, в которой бы воплотились результаты унификации национальных законодательств о банкротстве. Особенно остро на повестку дня этот вопрос встал после наступления мирового финансового кризиса.
- 1.Понятие мчп. Проблема определения предмета мчп.
- 2.Нормативный состав мчп.
- 3. Методы правового регулирования в мчп.
- 4. Проблема определения места мчп в правовой системе.
- 5. М/ународный договор как источник мчп.
- 6. Национальные нормативные правовые акты как источник мчп.
- 7. Обычай, судебный и арбитражный прецедент как источники мчп.
- 8. Задачи и тенденции развития мчп.
- § 3. Содержание отношений и природа норм м/ународного частного права 19
- 9. Основные принципы мчп.
- 10. Особенности и виды коллизионных норм.
- 11. Основные формулы прикрепления.
- 12. Автономия воли и закон наиболее тесной связи.
- 14. Конфликт квалификаций в мчп.
- 15. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны.
- 16. Ограничения в применении иностранного права.
- 17. Правила применения иностранного права в рф.
- 18. Виды личного закона физ. Лица. Коллизионные правила определения гражд-ой правоспособ-ти и дееспособ-ти иностранцев в рф.
- 19. Отличие гражд-ой правосубъектности иностранцев от правосубъектности граждан рф.
- 20. Личный закон и национальность юр. Лица.
- 21. Правоспособность иностр-ых юр. Лиц в рф и российских юр. Лиц за границей.
- 22. Трансграничные банкротства юр. Лиц.
- 23. Иммунитет гос-ва: понятие, элементы содержания, виды.
- 24. Коллизии в праве собственности: основания, области, вещный статут, конкуренция привязок. Действие за границей актов о национализации.
- 25. Коллизионное регулирование отношений собственности в рф.
- 26. Иностр-ые инвестиции: понятие, правовое регулирование, статус инвестора, гарантии.
- 27. Понятие, признаки, виды и форма м/ународных сделок.
- 28. Применимое право при определении обязательственного статута м/ународных сделок.
- 29. Венская конвенция о договорах м/ународной купли-продажи товаров 1980 г. (основные черты содержания).
- 30. Источники материально-правового регулирования м/ународной купли-продажи.
- 31. Коллизионно-правовое регулирование м/ународной купли-продажи.
- 32. М/ународные перевозки: понятие, виды, коллизионные правила. Смешанные перевозки.
- 33. Воздушные перевозки.
- 34. Железнодорожные перевозки.
- 35. Автомобильные перевозки.
- 36. Морские перевозки.
- 37. Договор лизинга в мчп.
- 38. Договор факторинга в мчп.
- 39. Аренда в мчп: понятие, виды, коллизионное регулирование.
- 40. Аккредитив, инкассо, авансовый платеж, платежи по открытому счету в мчп.
- 41. Вексель в мчп
- 42. Чек и банковские гарантии в мчп.
- 43. Деликтные обязательства: области коллизий, м/ународно-правовое регулирование, статут.
- 44. Коллизионное регулирование деликтных отношений в рф. Ответственность за вред, причиненный потребителю.
- 45. Источники правового регулирования авторских отношений в мчп.
- 46. Особенности авторских прав иностранцев в рф и отечественных авторов за границей. Авторские договоры.
- 47. Источники правового регулирования промышленной собственности в мчп.
- 48. Права иностранцев на промышленную собственность в рф и охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом.
- 49. Использование и охрана товарных знаков в мчп.
- 50. Наследственные отношения в мчп: понятие, источники правового регулирования, коллизионные правила.
- 51. Коллизионное регулирование заключения брака.
- 52. Коллизионное регулирование расторжения брака.
- 53. Коллизионное регулирование супружеских и родительских отношений.
- 54. Коллизионное регулирование усыновления, опеки и попечительства.
- 55. Особенности трудовых прав иностранцев в рф.
- 56. Труд российских граждан за рубежом и в инофирмах, расположенных на территории рф.
- 57. Понятие, характерные черты и источники правового регулирования м/ународного гражд-ого процесса.
- 58. М/ународная подсудность и процессуальные соглашения.
- 59. Процессуальное положение иностр-ых физ. И юр. Лиц в рф. Легализация и апостиль.
- 60. Признание и исполнение поручений иностр-ых судов и иностр-ых судебных решений.
- 61. Понятие, виды и источники правового регулирование м/ународного арбитража. Арбитражные соглашения.
- 62. Признание и исполнение иностр-ых арбитражных решений.