logo
МЧП все

47. Источники правового регулирования промышленной собственности в мчп.

В соответствии с Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. промышленная собственность является составной частью интеллектуальной собственности и включает в себя научные открытия, изобретения во всех областях человеческой деятельности, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и коммерческие обозначения, защиту против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной сфере (ст. 2). Этот перечень не является исчерпывающим и в национальном законод-ве он расширен.

Среди особенностей прав на промышленную собственность следует назвать специфические формы их охраны путем выдачи гос-воом дипломов, патентов, свидетельств и других охранных документов, действующих в течение строго установленных сроков, которые в предусмотренных законод-вом случаях могут быть продлены.

Территориальный характер прав на промышленную собственность проявляется значительно рельефнее, чем в авторском праве. Каждый факт изобретения, создания промобразца или товарного знака, напр., необходимо оформить решением гос-военного патентного ведомства, уплатить ему установленные пошлины и получить охранный документ, действующий только на территории выдавшего его гос-ва. Поэтому в других странах такое изобретение законом не охраняется и может быть свободно использовано в производстве. Другими словами, чтобы защитить свои права на изобретение в другой стране, автору необходимо вновь получить здесь охранный документ в соответствии с законами этого гос-ва и заплатить порой непосильные пошлины. В результате возникает новое субъективное право на изобретение в этом гос-вое, которое также обладает территориальным характером и защищается местными законами.

Национальное законод-во регулирует виды и формы охраны прав на объекты промышленной собственности путем выдачи различных охранных документов. При этом их владельцам предоставляется исключительное право на использование своего изобретения и другого объекта. В случае нарушения такого права по решению суда с виновных взыскиваются убытки, включая упущенную выгоду, и накладывается арест на изделия, созданные с использованием изобретения или другого объекта.

В разных странах к рассматриваемым объектам промышленной собственности предъявляются различные требования в отношении новизны, полезности, приоритета и т. п. Предложенные решения должны быть новыми, неизвестными ранее во всем мире (мировая новизна) или в данной стране (локальная новизна). Новизна устанавливается путем проведения специальной экспертизы. В России, к примеру, секретные изобретения, полезные модели и промышленные образцы выделены в особую группу и охраняются специальным законом.

Делу охраны рассматриваемых прав служит так называемая «патентная чистота». Это своеобразная м/ународная проверка изделия в случаях вывоза промышленных экспонатов за границу на м/ународные выставки, в целях продажи, а также при передаче другому гос-воу различных проектов и технической документации. При этом необходимо проверить, не подпадают ли эти предметы под действие других патентов, принадлежащих третьим лицам. Для этого специалисты и проводят экспертизу на патентную чистоту. Если подобное техническое решение уже запатентовано в другой стране, то необходимо отказаться от его использования или купить лицензию у патентообладателя и получить разрешение на использование этого изобретения. В необходимых случаях по результатам экспертизы производится патентование новых узлов и деталей. Невыполнение правил «патентной чистоты» может привести к значительному материальному ущербу.

Следует также отметить, что охрана прав иностр-ых патентообладателей в разных странах осуществляется неодинаково и не везде для них устанавливается национальный режим, который вступает в противоречие с интересами национальной экономики. Напр., в патентном законод-ве Италии для национальных изобретателей и других владельцев промышленной собственности установлены более длительные сроки правовой охраны и дополнительные льготы процедуры патентования по сравнению с иностранцами. Все это способствует повышению эффективности и значительному ускорению использования запатентованных иностранцами изобретений в этой стране.

В большинстве экономически развитых стран установлены строгие меры уголовного наказания за контрафакцию и другие посягательства на промышленную собственность.

Основным средством охраны прав на промышленную собственность за пределами гос-ва, где они возникли, являются универсальные, региональные и двусторонние договоры м/у гос-вами. Они появились в конце XIX века и стали обеспечивать более-благоприятные условия для охраны названных прав.

Первым универсальным договором явилась Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., которая пересматривалась и дополнялась на м/ународных конференциях в Брюсселе в 1900 г., Вашингтоне в 1911 г., Гааге в 1925 г., Лондоне в 1934 г., Лиссабоне в 1958 г. и Стокгольме в 1967 г. Участники конвенции учредили М/ународный союз по охране промышленной собственности, куда входят более ста гос-во, в том числе и Россия. Конвенция не предусматривает м/ународных патентов и не унифицирует законод-во в этой сфере, а создает правовые условия для охраны исключительных прав в сфере промышленной собственности. При этом основным принципом является предоставление национального режима, т. е. граждане и фирмы любой страны-участника Союза получают такую же охрану промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам национальным законод-вом (ст. 2). В соответствии со ст. 4 Конвенции лицо, подавшее заявку на изобретение в одной из стран Союза, в течение года со дня подачи первой заявки пользуется для подачи заявки в других гос-вах Союза правом приоритета. Правило конвенционного приоритета позволяет автору изобретения запатентовать его в других странах. Публикация о таком изобретении, подача заявки на него третьими лицами в течение годичного срока не помешают выдаче патента потому, что приоритет и новизна изобретения будут определяться в другой стране не на день фактической подачи заявки, а на день подачи первой заявки в другой стране. Конвенционный приоритет при патентовании промышленных образцов предоставляется в течение 6 месяцев. Такой же срок установлен для регистрации товарных знаков.

Конвенция также установила временную охрану изобретений и некоторых других объектов промышленной собственности на м/ународных выставках. При этом гос-ва взяли на себя обязательства предоставлять в соответствии с национальным законод-вом временную охрану патентоспособных изобретений и других объектов, представляемых на официально признанных м/ународных выставках, организованных на их территориях. Поэтому экспонированное на выставке изобретение не влечет утрату новизны и не препятствует патентованию его в этой стране. Такая временная охрана продлевает сроки приоритета. Если в последующем право приоритета будет истребовано, то патентные ведомства гос-во могут исчислять срок приоритета с момента помещения изделия на выставке.

В связи с ростом заявок на одни и те же объекты промышленной собственности в разных странах и расширением масштабов иностранного патентования возникла необходимость углубления м/ународного сотрудничества в этой области. Поэтому в 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной кооперации (РСТ). Его участниками являются более 50 стран, в том числе и Россия. Они образовали М/ународный союз патентной кооперации. Договор устанавливает порядок составления и подачи «м/ународной заявки» на получение охранного документа. Такой порядок уменьшает затраты на зарубежное патентование и делает его более оперативным. С этой целью предусмотрено создание «м/ународных поисковых органов» по типу гос-военных патентных ведомств, которые производят документальный поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных ведомствах стран, в которые подается заявка на патентование. Договором предусмотрено и проведение м/ународных предварительных экспертиз.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности сохраняет за странами Союза право заключать специальные соглашения об охране промышленной собственности (ст. 19), а Договор о патентной кооперации предусматривает возможность заключения региональных договоров и введение региональных патентов (ст. 45).

Если названные м/ународные договоры по охране промышленной собственности только делают первые шаги по введению м/ународного патента, то на региональном уровне эта задача давно решена или с успехом решается в настоящее время. Примером может служить Мюнхенская конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г. Ее участниками являются 14 стран Европы. Они образовали Европейское патентное ведомство в Мюнхене и внедрили единый европейский патент, который действует во всех этих странах. Процедура истребования европейского патента дает преимущества заявителю по сравнению с традиционной процедурой патентования. К примеру, им готовится только одна заявка, на одном языке. Она подается в Патентное ведомство через патентного поверенного, а полученный патент обеспечивает охрану изобретения во всех странах-участниках Конвенции.

С образованием СНГ в 1992 г. было принято Протокольное решение Совета глав правительств СНГ «Об охране промышленной собственности», а в 1993 г. заключено Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгос-военного совета по вопросам охраны промышленной собственности. В 1994 г. на заседании этого Совета была подписана Евразийская патентная конвенция, участниками которой в настоящее время являются 11 стран СНГ. Однако членство в ней открыто для любого гос-ва-члена ООН, связанного с Парижской конвенцией 1883 г. и Договором о патентной кооперации 1970 г.

В соответствии с Конвенцией в Москве учреждена Евразийская патентная организация и Евразийское патентное ведомство. Основным органом управления является Административный совет, в котором представлены все члены организации. Предусмотрены очередные (один раз в год) и внеочередные заседания Совета, в которых с правом совещательного голоса принимает участие полномочный представитель Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Рассмотрение заявок и выдачу евразийских патентов осуществляет Евразийское патентное ведомство, возглавляемое президентом. Патент на изобретение выдается с учетом требований названного выше конвенционного приоритета. Срок действия патента 20 лет.

Конвенция детально регулирует процедуру подачи евразийской заявки и выдачи евразийских патентов. При этом заявки могут подаваться как через национальные патентные ведомства, так и непосредственно в Евразийское патентное ведомство. В случае отказа в выдаче евразийского патента заявитель вправе обратиться за получением патента в национальное патентное ведомство.

Евразийский патент имеет юридическую силу на территории всех стран-участников Конвенции с даты его публикации. Конвенция не затрагивает и сохраняет независимость национальных патентных систем и право любого гос-ва-члена на выдачу национальных патентов. Евразийская система создала большие преимущества для своих заявителей. Теперь они подают одну заявку, уплачивают одну пошлину и обеспечивают патентную охрану во всех странах-участниках конвенции.

Участие гос-во в названных универсальных и региональных м/ународных договорах по охране промышленной собственности не препятствует заключению двусторонних договоров по этим вопросам. В них гос-ва детализируют некоторые национальные особенности в сфере охраны промышленной собственности. К их числу можно отнести действующее Соглашение м/у Правит-ом СССР и Правит-ом Французской республики о взаимной охране и использовании прав промышленной собственности 1970 г.. Соглашение м/у Правит-ом СССР и Правит-ом Итальянской республики о взаимной охране и использовании прав промышленной собственности 1989 г.. Соглашение м/у Правит-ом РФ и Правит-ом Республики Армения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности 1993 г., а также подобные соглашения с Украиной, Казахстаном и другими гос-вами.