logo
111

31. Системы ремонта и обслуживания оборудования

Техническое обслуживание - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его использовании по назначению, во время ожидания, хранения и транспортирования.

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности или ресурса оборудования либо его составных частей.

Износ оборудования в процессе его эксплуатации и нерациональная организация технического обслуживания и ремонта приводят к увеличению простоя в ремонте, к ухудшению качества обработки и повышению брака, а также к увеличению затрат на ремонт.

Затраты на ремонт и техническое обслуживание активной части основных фондов составляют 8-10 % себестоимости продукции и имеют тенденцию к возрастанию. Затраты только на ремонт составляют около 20 % балансовой стоимости оборудования. Простои оборудования в ремонте, по существу, поглощают ежегодный выпуск нового оборудования. Численность ремонтных рабочих колеблется в пределах 20-30% от обычной численности вспомогательных рабочих.

Организация ремонтного хозяйства предприятия базируется на системе планово-предупредительного ремонта (ППР), разработанной в 1932 г. Центральным институтом труда (ЦИТ) СССР. Основные положения этой системы установлены Единой системой планово-предупредительных ремонтов (ЕСППР), предложенной в 1967 г. и отраженной в ГОСТе. Основными принципами этой системы являются: 1) предупредительность; 2) плановость. Принцип предупредительности заключается в том, что после отработки каждым агрегатом установленного промежутка времени для него выполняются техническое обслуживание и ремонтные работы независимо от физического состояния и степени износа. Принцип плановости предполагает, что проведение указанных технических воздействий осуществляется по специальному графику с заданными объемами работ в назначенные сроки.

Основными задачами системы ППР являются снижение расходов на ремонт и повышение качества ремонта.

Система ППР предусматривает проведение следующих видов работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.

1. Межремонтное обслуживание - наблюдение за состоянием оборудования, правильной его эксплуатацией, своевременном регулировании механизмов и устранении мелких неисправностей, чистке и смазке. Все эти работы выполняются основными рабочими и дежурным ремонтным персоналом (слесарями, смазчиками, электриками) в нерабочие часы по заранее составленному графику, т. е. профилактически.

2. Смена и пополнение масел осуществляются по специальному графику для всего оборудования с централизованной и картерной системами.

3. Геометрическая точность проверяется после плановых ремонтов и профилактики по особому плану-графику в соответствии с нормами, предусмотренными ГОСТами или ТУ. Проверку выполняют контролеры ОТК с привлечением слесарей ремонтников.

4. Проверка жесткости осуществляется после плановых, средних и капитальных ремонтов в соответствии с нормами, указанными в ГОСТах для металлорежущих станков.

5. Осмотры проводятся с целью проверки состояния оборудования, а также устранения мелких неисправностей и выявления объемов подготовительных работ, подлежащих выполнению при очередном плановом ремонте. Осмотры, проводимые перед средним и капитальным ремонтами, сопровождаются составлением Ведомости дефектов, в которой отражаются все виды предстоящих работ, необходимые материалы и запасные части, балансовая стоимость объекта.

6. Плановые ремонты в зависимости от содержания и трудоемкости выполнения работ подразделяются на текущие, средние и капитальные (ГОСТ 18322-78).

Текущий ремонт (малый) заключается в замене небольшого количества изношенных деталей и регулировании механизмов для обеспечения нормальной работы агрегата до очередного планового ремонта

Средний ремонт заключается в смене или исправлении отдельных узлов или деталей оборудования. Он связан с разборкой, сборкой и выверкой отдельных частей, регулировкой и испытанием оборудования под нагрузкой.

Капитальный ремонт осуществляется с целью восстановления исправности оборудования и восстановления полного или близкого к полному ресурса. Как правило, производятся ремонт всех базовых деталей и узлов, сборка, регулировка и испытание оборудования под нагрузкой

7. Внеплановый ремонт – вид ремонта, вызванный аварией оборудования, или не предусмотренный годовым планом. При правильной организации ремонтных работ в строгом соответствии с системой ППР внеплановые ремонты не должны иметь места.

В 1988 г. Минстанкопром СССР разработал Типовую систему технического обслуживания и ремонта (ТСТОР).

В (ТСТОР) имеются следующие отличия от ЕСППР: * нет средних ремонтов, ТСТОР имеет двухвидовой ремонт (капитальный (К) и текущий (Т)); * основное внимание уделяется содержанию и проведению мероприятий по техническому обслуживанию; * рекомендуется пятипериодный межремонтный цикл: К – Т1 – Т2 – Т3 – Т4 – К; * сокращается длительность межремонтного цикла; * меняется содержание текущих ремонтов; * предусматривается и цикле один плановый осмотр; * принимается новая ЕРС, отличная по трудоемкости и затратам; * делается упор на централизацию ремонтов; * специализируются ремонтные бригады.

Для планирования ремонтов стали применяться система регламентированного технического обслуживания (РТО). В РТО разрабатывается конкретный перечень профилактических операций для каждой физический единицы оборудования с учетом конкретных особенностей, надежности, условий эксплуатации и влияния ее отказов па ход производственного процесса. При этом работы разделены на ряд менее трудоемких операций, выполняемых, как правило, без остановки технологического процесса.