logo search
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

12.3.1. Понятие социального обслуживания

В теории права социального обеспечения еще в советский период рядом ученых указывалось на существование в данной отрасли такого явления как социальное обслуживание, под которым понималась деятельность специальных органов по удовлетворению материальных, бытовых, культурных и иных потребностей, прежде всего, инвалидов, которые они не в состоянии выполнить самостоятельно.

В настоящее время, когда социальное обслуживание нашло свое законодательное закрепление в специальных нормативных правовых актах, все же остается неопределенность в том, какое содержание заключает в себе эта категория. Ныне существует два легальных определения социального обслуживания, которые, однако, трудно назвать удачными.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание определяется как деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с последующими изменениями и дополнениями).

Не говорится, однако, кто должен осуществлять эту деятельность и что такое социальные услуги вообще.

В Законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ» дается несколько иное определение: социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).

Недостатком данного определения является явная перегрузка определения термином «социальный», что приводит к тавтологии, громоздкости определения и сложности понимания.

Существование двух, по существу, различных правовых дефиниций, безусловно, следует отнести к недостаткам законодательной техники, тем более что они практически не раскрывают смысл явления «социальное обслуживание».

В этой связи более верно рассматривать социальное обслуживание через призму категории правоотношение, т.е. как правовую связь, возникающую между гражданином, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и государственными (муниципальными) службами при оказании ему социальных услуг, связанных с удовлетворением бытовых, духовных, материальных и иных основополагающих жизненных потребностей человека по основаниям и в порядке, предусмотренных законодательством.

Можно выделить характерные черты правоотношения по социальному обслуживанию:

     1. Обязанным субъектом в данном правоотношении выступает не государственный орган, а предприятие или учреждение, которые непосредственно оказывают социальные услуги.

     2. Услуги данным субъектам предоставляются посредством деятельности социальных служб, при этом перечень социальных услуг закрепляется непосредственно в законодательстве. В этой связи нуждающийся, которому оказываются услуги, ограничен в возможности их выбора, т.е. он имеет право требовать только то, что ему предоставлено законом.

     3. Цель социального обслуживания – удовлетворение жизненно необходимых потребностей гражданина, без которых невозможно жизнесуществование человека.