4.3. Социалистический период права социального обеспечения
После Октябрьской революции 1917 г. кардинально изменилась политика государства в области социального обеспечения. В зависимости от вида деятельности определялся субъект (например, служащий), затем организационно-правовая форма (для служащих – социальное страхование служащих), и потом – те виды обеспечения, на которые он мог рассчитывать. Однако «набор» возможностей (видов социального обеспечения) был различен в разных формах.
Социальное обеспечение не распространялось длительное время на целый ряд категорий граждан. Например, члены колхозов до принятия Закона СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» не имели права на государственное пенсионное обеспечение.
Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов».
В качестве критерия выделения периодов в истории социального обеспечения необходимо использовать качественное изменение организационно-правовой формы социального обеспечения, обусловленное изменением способа финансирования видов обеспечения этой формы.
В рамках социалистического периода целесообразно выделить следующие периоды развития социального обеспечения.
Первый период ознаменован всеобщим страхованием трудящихся (1917–1919 гг.).
Второй период – время гражданской войны и «военного коммунизма» (1919–1921 гг.).
Третий период начинается с возвращения к страховым принципам в 1921 г. и заканчивается 1936 г.
В дальнейшем, вплоть до начала 90-х гг., продолжается четвертый период, для которого характерно лишь появление новых видов алиментирования и развитие существовавших ранее.
Первый период. После Октябрьской революции 1917 г. новая власть начала активную деятельность в сфере социального обеспечения. Нормотворческая работа отражала классовую направленность политики государства. Принятый 22 декабря 1917 г. Декрет о страховании на случай болезни распространял свое действие на всех лиц, занятых по найму. Положение о страховании на случай безработицы, принятое 11 декабря 1917 г., охватывало всех лиц, у кого был определенный размер дохода. Положение о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г. предусматривало один вид пенсий – по инвалидности. Пенсии по старости еще не было. Старость могла учитываться как одна из причин инвалидности, но не как самостоятельное основание для возникновения права на пенсию.
Декрет ВЦИК РСФСР от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни».
Декрет СНК РСФСР от 31 октября 1918 г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся».
Декретом СНК от 7 августа 1918 г. «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии и их семейств» предусматривалось распространение пенсионного обеспечения не только на красноармейцев и на их семьи, но и на военнослужащих старой армии.
Второй период. С изданием Декрета от 17 апреля 1919 г. «Об изменении финансовой системы социального обеспечения» начинается новый этап развития социального обеспечения. Он характеризуется полным упразднением социального страхования как такового и установлением на его месте государственного социального обеспечения. Государственные предприятия и учреждения были освобождены от уплаты страховых взносов за рабочих и служащих. Средства на социальное обеспечение стали отпускаться из государственного казначейства. Социальное страхование было заменено социальным обеспечением за счет средств государственного бюджета.
Произошло огосударствление всего дела социального обеспечения и уход от страховых принципов обеспечения. Причина заключалась в том, что не были созданы органы, которые должны собирать взносы на страхование. Поскольку страхование было распространено на всех трудящихся, то и взносы должны были вносить все предприятия. Однако платили добровольно немногие предприятия, крупные и средние становились недоимщиками, мелкие не платили вообще.
Третий период. Переход к новой экономической политике и появление негосударственного сектора экономики обуславливает изменения системы социального обеспечения. Наличие частной промышленности, введение хозяйственного расчета на предприятиях в связи с новой экономической политикой, подъем в экономике создают реальные предпосылки для возрождения социального страхования трудящихся за счет предприятий, на которых они работает.
Для этих целей СНК принимает Декрет от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Теперь расходы по социальному обеспечению государственный бюджет в полном объеме не нес. Однако вне круга застрахованных остались группы населения страны, которые нуждались в помощи государства, и по большей части находившиеся на иждивении трудящихся. Поэтому продолжалось широкомасштабное развитие социального обеспечения за счет ассигнований государства.
В этот период впервые в отечественном пенсионном законодательстве был закреплен термин «нуждаемость», то есть государство на том этапе развития права социального обеспечения пришло к необходимости признать, что субъектом этого права являлись не только те лица, которые занимались общественно полезной для государства деятельностью, но и те, кто нуждался в помощи извне в силу отсутствия собственных источников средств к существованию.
Последующие мероприятия государства на селе – раскулачивание и коллективизация – приводят к тому, что класс наемных работников в деревне исчезает. Вместо страхования развиваются колхозные кассы взаимопомощи, ставшие правопреемниками касс крестьянской взаимопомощи.
В это же время начинается закрепление прав граждан в сфере здравоохранения. В частности, в соответствии с инструкцией от 11 марта 1926 г., все пострадавшие вне дома от несчастных случаев имеют право на первую неотложную помощь с бесплатным предоставлением медикаментов и лечебных средств.
В 1928 г. были впервые выделены в качестве самостоятельного вида пенсии по возрасту. Ранее возможность получения этого вида выплат была связана не с достижением определенного возраста, а с получением статуса инвалида и невозможностью трудиться.
Четвертый период. После принятия Конституции СССР 1936 г. получение пенсии по возрасту и инвалидности служащими теперь осуществлялось на тех же условиях, что и для рабочих. Состояние здоровья гражданина было признано государством единственным критерием, в силу которого он признавался нуждающимся в медицинском обслуживании.
В период третей пятилетки в СССР складывается отдельная система социального страхования кустарей и ремесленников. Она имела определенный круг страхуемых, осуществлялась за счет кооперативных средств и выполняла все функции страхования в своей организационной системе. С конца 30-х гг. вводится условие, определяющее размер пособия по временной нетрудоспособности и пенсий – непрерывный трудовой стаж и членство в профсоюзе.
После Великой Отечественной войны увеличивается число видов обеспечения и появляются новые группы обеспечиваемых. В частности, установлены государственные пособия многодетным и одиноким матерям. Право на пенсию приобрели, наряду с рабочими и служащими, учащиеся и аспиранты. Позднее государственное пенсионное обеспечение было распространено на бывших членов промысловой кооперации; председателей, специалистов, механизаторов колхозов и их семьи.
Вместе с системой социального страхования трудящихся было создано социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.
Обычно оно называется обеспечением в узком смысле слова
Круг обеспечиваемых включает в себя лиц, имеющих особые заслуги перед государством и обществом независимо от вида их общественно полезной деятельности, некоторые категории военнослужащих, писателей, композиторов, работников изобразительных искусств – членов творческих союзов и членов семей всех указанных лиц.
В рассматриваемый период заметно активизируется деятельность государства в области правового регулирования обеспечения пособиями более широкого круга нуждающихся.
Постановлением СМ РСФСР от 13 июля 1957 г. были введены пособия инвалидам и престарелым, не получающим государственных пенсий. Таким образом, социальное обеспечение стало постепенно распространяться на определенные категории лиц вне зависимости от участия в труде.
В данный период складываются предпосылки качественно нового подхода к определению круга субъектов социально-обеспечительных правоотношений. Большее значение начинает приобретать нуждаемость, которая определяется вне зависимости от социально-классовой принадлежности или профессии. Состояние нуждаемости определяется только теми обстоятельствами, которые государство признает уважительными, когда гражданин лишен способности к самообеспечению и к содержанию своей семьи.
Основными для характеристики данного периода являются формы обеспечения колхозников. Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» установил государственную систему социального обеспечения за счет централизованного фонда социального обеспечения. Все колхозы производили денежные отчисления в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников. Согласно данному Закону выплачивались не только пенсии, но и пособия женщинам по беременности и родам, а иные виды пособий были введены несколько позднее. ЦК КПСС и СМ СССР 28 ноября 1969 г. утвержден Примерный Устав колхоза, которым впервые в нашей стране было введено социальное страхование колхозников.
В Конституции СССР 1977 г. указывалось, что в СССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения. В ч. 2 ст. 43 Конституции СССР 1977 г. в качестве организационно-правовых форм социального обеспечения перечислены «социальное страхование рабочих, служащих и колхозников;… выплата за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;… забота о престарелых гражданах и инвалидах».
- Федеральное агентство по образованию
- 1.2. Субъекты получения социально-обеспечительных предоставлений
- 1.3. Размер социально-обеспечительных предоставлений
- 1.4. Источник социально-обеспечительных предоставлений
- 1.5. Соотношение понятия «социальное обеспечение» со смежными категориями («социальная защита», «благотворительность», «социальное страхование»)
- 2.1. Предмет права социального обеспечения
- 2.2. Метод права социального обеспечения
- 2.3. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права
- 2.4. Применение системного подхода к праву социального обеспечения. Соотношение категорий «система» и «структура»
- 2.5. Нормы Общей части права социального обеспечения
- 2.6. Нормы Особенной части права социального обеспечения
- 2.7. Система науки права социального обеспечения
- 3.1. Понятие принципов в праве социального обеспечения
- 3.2. Классификация принципов права социального обеспечения
- 3.3. Понятие и особенности источников права социального обеспечения
- 3.4. Виды и общая характеристика источников права социального обеспечения
- 3.5. Способы систематизации законодательства о социальном обеспечении
- 3.6. Действие законодательства о социальном обеспечении
- 4.1. Общая характеристика исторических особенностей развития права социального обеспечения в России
- 4.2. Право социального обеспечения в период феодализма и буржуазных преобразований
- 4.3. Социалистический период права социального обеспечения
- 4.4. Современный (постсоциалистический) период развития законодательства в сфере социального обеспечения
- 5.1. Понятие и признаки вида социального обеспечения
- 5.2. Целевая направленность социально-обеспечительных предоставлений
- 5.3. Формы социально-обеспечительных предоставлений и организационно-правовые формы их осуществления
- 6.1. Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения
- 6.2. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений
- 6.3. Субъекты социально-обеспечительных правоотношений
- 6.4. Объекты и содержание социально-обеспечительных отношений
- 6.5. Виды социально-обеспечительных правоотношений
- 7.1. Понятие и виды стажа в праве социального обеспечения
- 7.1.1. Определение, юридическая природа и классификация стажа
- 7.1.2. Общий трудовой стаж
- 7.1.3. Страховой стаж
- 7.1.4. Специальный стаж
- 1. Особые условия труда.
- 7.2. Порядок исчисления стажа
- 7.2.1. Исчисление общего трудового стажа
- 7.2.2. Исчисление страхового (специального страхового) стажа
- 7.2.3. Исчисление выслуги лет
- 7.3. Правила подтверждения стажа в праве социального обеспечения
- 1) Подтверждение стажа документами.
- 2) Подтверждение стажа свидетельскими показаниями.
- 8.1. Понятие пенсионного права и его место в системе права социального обеспечения
- 8.2. Понятие и классификация пенсий
- 8.3. Финансовая система пенсионного обеспечения и субъекты пенсионного права
- 8.3.1. Финансовая система пенсионного обеспечения
- 8.3.2. Субъекты пенсионного права
- 8.4. Пенсии по возрасту
- 8.4.1. Страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.1. Страховые пенсии по возрасту на общих основаниях
- 8.4.1.2. Досрочные страховые пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.1. Профессиональные досрочные пенсии по возрасту
- 8.4.1.2.2. Досрочные пенсии в связи с семейным положением, по медико-биологическим критериям и в силу действия специальных нормативных правовых актов
- 8.4.1.3. Структура страховых пенсий по возрасту и порядок исчисления их размера
- 8.4.2. Государственные пенсии по возрасту
- 8.4.2.1. Социальные пенсии по возрасту. Размеры социальных пенсий по возрасту
- 8.4.2.2. Пенсии по возрасту гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 8.4.2.2.1. Категории пенсионеров
- 8.4.2.2.2. Условия назначения и размеры пенсий
- 8.5. Пенсии по инвалидности
- 8.5.1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
- 8.5.2. Порядок признания лица инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов и его правовые последствия
- 8.5.3. Страховые пенсии по инвалидности
- 8.5.3.2. Профессиональные страховые пенсии (страховые выплаты) по инвалидности. Исчисление пенсии (страховой выплаты)
- 8.5.4. Государственные пенсии по инвалидности
- 8.5.4.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим
- 8.5.4.1.1. Пенсии по инвалидности военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.5.4.1.2. Пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву
- 8.5.4.2. Пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войныи и гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"
- 8.5.4.3. Пенсии по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.5.4.4. Социальные пенсии по инвалидности
- 8.6. Пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.1. Понятие и правовая природа пенсии по случаю потери кормильца. Общие основания и условия назначения
- 8.6.2. Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца
- 8.6.3. Страховые пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.1. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.3.2. Особенности структуры страховой пенсии по случаю потери кормильца. Правовой режим средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного
- 8.6.3.3. Страховые пенсии (страховые выплаты) по случаю потери кормильца вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания
- 8.6.4. Государственные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.6.4.1. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
- 8.6.4.2. Пенсии по случаю потери кормильца гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
- 8.6.4.3. Социальные пенсии по случаю потери кормильца
- 8.7. Пенсии за выслугу лет (за специальный стаж)
- 8.7.1. Пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 8.7.2. Пенсия за выслугу лет (стаж государственной службы) федеральным государственным служащим
- 8.7.3. Пожизненное денежное содержание судей
- 8.8. Стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям
- 8.9. Порядок назначения, приостановления и прекращения выплаты пенсии. Перерасчет и индексация пенсии
- 9.1. Понятие и виды пособий в праве социального обеспечения. Институт пособий в системе права социального обеспечения
- 9.2. Трудовые (страховые) пособия
- 9.2.1. Пособия по временной нетрудоспособности
- 9.2.2. Пособия, возмещающие затраты на восстановление здоровья, в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
- 9.2.3. Исчисление размера трудовых (страховых) пособий
- 9.3. Пособия гражданам, имеющим детей (семейные пособия)
- 9.4. Пособия в связи со специальным статусом нуждающегося или причиной нуждаемости
- 9.4.1. Пособие по безработице
- 9.4.2. Ритуальные услуги и пособие на погребение
- 9.4.3. Специальные пособия отдельным категориям нуждающихся
- 9.4.3.1. Пособия гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф
- 9.4.3.2. Пособия пострадавшим от поствакцинального осложнения
- 9.4.3.3. Пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом, и членам их семей
- 9.4.3.4. Пособия военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям
- 9.4.3.5. Пособие супругам кадровых военнослужащих
- 9.4.3.6. Пособия (страховые выплаты) по государственному личному страхованию
- 9.4.3.7. Пособия беженцам и вынужденным переселенцам
- 9.4.3.8. Пособия в случае утраты жилья и иного имущества
- 9.4.3.9. Пособия малоимущим гражданам
- 10.1. Понятие льгот в праве социального обеспечения. Место института льгот в системе права социального обеспечения
- 10.2. Классификация льгот
- 10.3. Тенденции развития законодательства о льготах в области социального обеспечения на современном этапе
- 11.1. Понятие государственной социальной помощи и ее виды
- 11.2. Обеспечение предметами первой необходимости
- 11.3. Компенсации в праве социального обеспечения
- 12.1. Понятие социальных и медицинских услуг и их место в системе права социального обеспечения
- 12.2. Принципы института социального и медицинского обслуживания
- 12.3. Социальное обслуживание населения
- 12.3.1. Понятие социального обслуживания
- 12.3.2. Субъекты социального обслуживания
- 12.3.3. Виды социальных услуг
- 12.3.4. Оплата социальных услуг. Прекращение социального обслуживания
- 12.4.2. Виды медицинских услуг
- 12.4.3. Организационно-правовые формы медицинского обслуживания
- 12.4.3.1. Медицинское обслуживание по системе обязательного медицинского страхования
- 12.4.3.2. Медицинское обслуживание за счет бюджетных средств
- 13.1. Понятие защиты прав субъектов в праве социального обеспечения
- 13.2. Формы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения